Delist.ru

Формирование социально-ориентированной налоговой системы России (02.10.2007)

Автор: Боброва Анна Владимировна

1) изменения налогового законодательства, направленные на расширение

спектра льгот для физических лиц и субъектов малого предпринимательства, а также на упрощение процедур расчета и уплаты всех налогов и сборов;

2) введение единого налогового права, регламентация видов

ответственности для всех участников налоговых правоотношений, в первую очередь, для законодателей, налоговых органов и их работников;

3) разработку элементов теории налогов, учитывающих мировой опыт и адаптированных к национальным условиям России, с их законодательным подтверждением, установление принципов налогообложения;

4) полная систематизация налогового законодательства по действующим налогам и сборам с одновременным законодательным разделением налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налогов, полный отказ от судебных дел по «оптимизационным» вопросам;

5) перераспределение налоговых потоков между бюджетами различных уровней в сторону региональных и местных бюджетов на основе закрепленных налогов и части федеральных налогов, замена системы дотаций самофинансированием регионов;

6) изменение структуры налоговой системы: сокращение промежуточных звеньев налоговых органов, подчинение таможенных органов и внебюджетных фондов по вопросам аккумулирования отчислений налоговым органом, установление института свободного налогового представительства, последовательное ведение налогового и бухгалтерского учета;

7) окончательное формирование системы налогов и сборов: установление соответствия между распределением налогов по бюджетам и налоговой классификацией, устранение неэффективных налоговых каналов, перевод всех платежей государству от налогоплательщиков в систему «налогов и сборов», достижение оптимальной налоговой нагрузки по категориям плательщиков.

В перечне налогов и сборов социально-ориентированной системы предлагается выделить следующие позиции: налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на доходы физических лиц, единый социальный сбор, таможенный сбор, государственный сбор, сборы за пользование природными ресурсами (водный сбор, лесной сбор, земельный сбор, промысловый сбор, экологический сбор, сбор за добычу полезных ископаемых), налог на прибыль организаций, сбор за наследование и дарение, дорожный коммерческий сбор, налог на собственность юридических лиц, налог на собственность физических лиц, коммунальный сбор.

Основными принципами построения такой системы стали: оптимальное с точки зрения управления, дифференциации объектов налогообложения и наполняемости бюджетов количество налогов; минимальное количество налогов для физических лиц; группировка идентичных по признакам налогов; классификация всех платежей исключительно на две категории: налог и сбор, с обоснованием отнесения платежа к классификационной категории; разделение идентичных налоговых потоков от юридических и физических лиц; максимальное количество льгот для социально незащищенных категорий и общественно значимых финансовых вложений; налогово-бюджетное распределение налогов, отвечающее принципу бюджетного федерализма и максимальной финансовой независимости субъектов РФ; создание целевых социальных и экологических бюджетных фондов.

Ключевыми налогами в социально-ориентированной системе станут

единый социальный сбор, налог на доходы физических лиц и налог на собственность физических лиц, причем, два последних с максимальным количеством льгот. Для усиления социальной ориентации в законах должны присутствовать положения, разработанные автором в диссертационной работе.

Сборы за пользование природными ресурсами предлагается обобщать в бюджетном фонде и подразделять по видам ресурсов, используемых плательщиками, но система налоговых деклараций будет единой для упрощения расчетов. Для обеспечения единства ставки сбора для всех ресурсов должны быть процентными, а налоговая база измеряться стоимостью использованного ресурса, независимо от его вида.

Дорожный сбор, поступающий в региональный бюджетный фонд, для обеспечения строительства и ремонта дорог предполагает к обложению факт проезда по определенному высокоскоростному участку дороги с контрольными пунктами. У водителя должна быть возможность выбора способа передвижения. Сбор предлагается дифференцировать в зависимости от вида транспорта. В социально-ориентированной системе он будет распространяться только на перевозки грузов и пассажиров коммерческого характера.

Коммунальные сборы необходимо отнести к налоговым платежам, так как они относятся, по сути, к сбором за пользование природными ресурсами, схему потребления которых организует жилищно-коммунальное хозяйство. Коммунальные сборы в условиях социально-ориентированной налоговой системы частично должны компенсироваться за счет местных бюджетов, в которых предлагается формировать бюджетный фонд.

Налоговая классификация для единства терминологии и позиционирования должна полностью соответствовать бюджетной в плане закрепленных и распределяемых налогов, которой, в свою очередь, для выполнения этой задачи следует опираться на нижеприведенные критерии:

налог (сбор) определенного налогового уровня должен полностью или в доле, равной или превышающей 50%, поступать в бюджет соответствующего уровня;

налоговые поступления должны обеспечивать высокую доходность бюджетов всех уровней пропорционально масштабам деятельности этих уровней;

налоги и сборы определенного уровня должны поступать в бюджет соответствующего уровня напрямую, а не опосредованно через вышестоящий (нижестоящий) бюджет;

по стратегическим направлениям расходования средств в бюджете должен формироваться целевые бюджетные фонды за счет соответствующего сбора;

при возникновении необходимости мобилизации средств местными бюджетами с санкции федерального уровня местные органы самоуправления одновременно по всей территории страны могут вводить дополнительные местные налоги.

Основанная на этих принципах налогово – бюджетная классификация для социально-ориентированной системы приведена в таблице 4.

Таблица 4

Налоговая и бюджетная классификация налогов и сборов в разработанной

социально-ориентированной системе

Уровень налога, сбора Наименование налога, сбора

Распределение по бюджетам, %

ральный регио-нальный мест-

Феде-раль-

ный налог на добавленную стоимость 80 20 -

акцизный сбор 100 - -

единый социальный сбор 70 30 -

таможенный сбор 100 - -

наль-ный налог на прибыль организаций 10 90 -

государственный сбор - 100 -

сборы за пользование природными ресурсами - 100 -

дорожный коммерческий сбор - 100 -

налог на собственность юридических лиц - 100 -

ный налог на доходы физических лиц - - 100

загрузка...