Delist.ru

Формирование социально-ориентированной налоговой системы России (02.10.2007)

Автор: Боброва Анна Владимировна

Единый на-лог на вме-ненный до-ход субъект малого предпринимательства 27,952 27,952

Налог на имущество организаций средняя торговая организация 0,240 0,240

крупное промышленное предприятие 0,484 0,484

Транспорт-ный налог средняя торговая организация 0,545 0,568

индивидуальный предприниматель 0,591

крупное промышленное предприятие 0,773 0,773

субъект малого предпринимательства 1,955 1,955

гражданин 1,955

Земельный налог крупное промышленное предприятие 11,000

средняя торговая организация 8,000

индивидуальный предприниматель 8,667

субъект малого предпринимательства 27,667 27,667

гражданин 2,000 2,000

Значительный диапазон поправочного коэффициента показателя эффективности налоговой оптимизации говорит о существенности его влияния на величину экономического эффекта от оптимизации налогов. Учет данного коэффициента при принятии решений о разработке и реализации схем налогового планирования позволит снизить временные и финансовые затраты

уже на начальной стадии, то есть до принятия управленческих решений, и в процессе оптимизации, а также отказаться от неэффективных методик до их осуществления на практике.

С точки зрения поправочного коэффициента все налоги и сборы автором предлагается разделить на 4 категории:

0,1…0,4 (не подлежащие оптимизации);

0,4…0,7 (подлежащие оптимизации при условии получения высокого финансового и временного эффекта);

3) 0,7…2,0 (подлежащие оптимизации);

4) 2,0…28,0 (подлежащие оптимизации в обязательном порядке).

Данная методика расчета применима и для оценки риска при уклонении от уплаты налогов и сборов, то есть соотношения неуплаченной в бюджет суммы и других «выгод» и штрафных санкций и других потерь при расследовании налоговыми органами уклонения от уплаты налога.

5. Проведен сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран с точки зрения использования социальных достижений последних. Разработана информационно – расчетная программа «Налоги и сборы» для действующей налоговой системы с принципиальными авторскими элементами систематизации данных. Разработаны концептуальные основы и этапность становления финансовой модели социально-ориентированной налоговой системы. Предложена система мер по реализации стимулирующей подфункции налогов.

Налогообложение в экономически развитых странах миновало стадию максимального усложнения логических связей внутри системы и стало «удобным» для налогоплательщика. Одним из самых существенных отличий от системы России является широкий спектр стимулирующих мер. Капитал «перетекает» в выгодные инвестиционные проекты, в том числе социальные. Эти меры носят прямой характер: выполнение определенных условий государства гарантирует льготное налогообложение. Наличие стимулирующих мер предусматривает, с другой стороны, «антистимулирование», то есть создание условий, при которых некоторые виды доходов сокращаются.

Существенная доля «среднего» класса в структуре населения Европы и США, а также высокая доля учредителей – физических лиц в крупных предприятиях обуславливают значительную собираемость подоходного налога. Возможность получения льгот в прямой или косвенной форме усиливают комфортность проживания собственного населения. Вместе с тем, ставки налогов для физических лиц в этих странах достаточно высоки. Социальные налоги распределяются между работником и работодателем.

С промежуточной целью совершенствования действующей системы налогов и сборов перед разработкой предложений по созданию модели социально-ориентированной системы автором была разработана автоматизированная информационно – расчетная система «Налоги и сборы» федерального, регионального (на примере Челябинской области) и местного (на примере города Челябинска) уровня, построенная на основе известных и предложенных автором элементов налогообложения.

Система представляет собой трехуровневую конструкцию: сводная

таблица налогов и сборов в упрощенном виде, полная таблица налогов и сборов в развернутом виде, блок-схемы расчета налогов и сборов за определенный период.

Сводную таблицу можно использовать в полном объеме с целью ознакомительного просмотра или ограничить поиск одним или группой взаимосвязанных элементов налогообложения в зависимости от цели пользователя. Развернутую таблицу нецелесообразно рассматривать в полном объеме из-за больших массивов информации, но каждую ячейку сводной таблицы можно развернуть и получить полный спектр позиций по выбранному элементу для конкретного налога (сбора). На третьем этапе у пользователя, независимо от его квалификации, появляется возможность в режиме диалога рассчитать налог (сбор) к уплате за отчетный или налоговый период.

К преимуществам системы «Налоги и сборы» автор относит:

1) простоту построения, использования и установки;

2) специализацию в области налогообложения, то есть высокий уровень детализации профильных данных;

3) высокую скорость и предметность поиска информации по налогам и сборам с учетом цели пользователя;

4) совмещение информационных и расчетных функций, расчет налогов к уплате за определенный период;

5) возможность работы с программой для любого пользователя;

6) обработку и систематизацию данных по налогам и сборам;

7) анализ и использование всего спектра льгот по каждому налогу и для каждой категории плательщиков, в том числе региональных и местных;

8) возможность мобильного реагирования и внесения дополнений при изменении налогового законодательства;

9) адаптацию системы для конкретного региона (города), возможность адаптации для любого региона;

10) возможность применения системы в учебных целях.

Исследования показали, что современная система налогов и сборов России не отвечает требованиям демократического общества, не учитывает положительного международного опыта, не адаптирована к условиям рыночного хозяйствования. Вместе с тем, нецелесообразной представляется кардинальная реформа налоговой системы. Следовательно, формирование социально-ориентированной системы налогов и сборов должно происходить поэтапно в течение (5…7) лет и включать следующие фазы:

загрузка...