Delist.ru

Формирование социально-ориентированной налоговой системы России (02.10.2007)

Автор: Боброва Анна Владимировна

БОБРОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННОЙ

НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Специальность 08.00.10 – Финансы, денежное

обращение и кредит

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Екатеринбург – 2008 Работа выполнена в Институте экономики Уральского отделения Российской академии наук

Научный консультант:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация: Академик РАН, доктор экономических

наук, профессор, Заслуженный деятель

науки РФ Татаркин Александр Иванович

доктор экономических наук, профессор Дадашев Алихан Заграбович (Россия), зав. каф. «Налоги и налогообложение»

Всероссийского заочного финансово-

экономического института, г. Москва

доктор экономических наук, профессор Акбердина Роза Ахметзиевна (Россия), зав. каф. «Организационно-экономических

систем» Уральского государственного

университета, г. Екатеринбург

доктор экономических наук, профессор

Потехин Николай Алексеевич (Россия),

директор Корпоративного университета

«Уралвагонзавода», г. Екатеринбург

Южно-Уральский государственный

университет, г. Челябинск

Защита состоится 27 февраля 2008 года в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д 004.022.02 при Институте экономики Уральского отделения Российской академии наук по адресу: 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института экономики Уральского отделения Российской академии наук.

Автореферат разослан 24 января 2007 года.

Ученый секретарь диссертационного

совета, кандидат экономических

наук, доцент Лаврикова Ю.Г ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Стабилизация экономических отношений в России выдвигает на первый план долгосрочные задачи обеспечения социальных свобод и гарантий в обществе. Реализация этих задач предполагает эффективно функционирующую, адаптированную к рыночным условиям и социальным потребностям общества налоговую систему государства. Действующая система налогов и сборов, несмотря на непрерывно изменяющееся законодательство, не создает благоприятных финансовых условий ни для роста благосостояния населения, ни для развития бизнеса.

Необходимость социального реформирования отечественной налоговой системы является актуальной и практически значимой задачей. Как показывает мировой опыт, ориентация налоговой системы на регулирующую функцию, способствует кардинальному улучшению социального климата в стране, но простым копированием опыта других стран проблемы России решить не возможно из-за различий в уровне благосостояния общества в целом и отдельных его членов, в инвестиционной обеспеченности процессов расширенного воспроизводства и социальной политики.

Ряд изначальных положений налоговой политики государства (цель, теория налогов и структура налоговой системы) оказались не увязанными с практикой рыночных отношений, поэтому не является и высокоэффективным процесс текущих налоговых преобразований. Цель налоговой политики государства не коррелирует с общественной целью – социальной ориентацией системы. Попытки учесть одновременно текущие интересы всех субъектов общества делают принимаемые меры малоэффективными.

Переходный период становления налоговой системы, сопровождающий начальную стадию реализации рыночных механизмов в России, закончился. На данном этапе необходимы качественные сдвиги в теории налогов и ориентация налоговой системы не только на обеспечение наполняемости бюджета, но и на встречные потребности налогоплательщиков, защиту их прав. Изменения в налоговой системе носят чисто организационный характер, что, в свою очередь, приводит к дестабилизации отношений налоговых органов с плательщиками, развитию процессов минимизации налогов с целью сохранения высокой рентабельности производства и ликвидности активов. Поэтому сегодня так важен поиск новых теоретико-методологических платформ для создания условий социальной ориентации налоговой системы и национальной экономики в целом.

Отсутствие действенных принципов налогообложения приводит к регулярному их нарушению, а несоответствие принципов мировым стандартам – к отсутствию механизма защиты прав плательщиков. Отсутствие четких классификационных признаков налогов и сборов создает прецедент для появления системы неналоговых платежей, аналогичных по признакам налоговым, и платных услуг государства, завуалирующих систему налоговых потоков.

На современном этапе назрел вопрос о выделении налогового права в

отдельную правовую категорию, так как нормы правового регулирования налогов рассредоточены, как минимум, в НК РФ, УК РФ и КоАП РФ, а налог, как экономическая и как правовая категория, в условиях России не составляют единого целого, как другие экономико-правовые категории. Реализация экономической сущности налога для обеспечения объективно необходимых потребностей государства на основе налогового права должна создавать условия для равноправных отношений субъектов налоговой системы.

Чрезмерная подвижность отечественного налогового законодательства, характерная только для развивающейся системы, приводит к проблемам при расчете и уплате налогов и массовому уклонению от них. Первоочередной задачей налогового процесса РФ, по нашему мнению, должна стать стабилизация основ законодательства, меняющего только ставки и структуру льгот для поддержания эластичности системы налогов и сборов, а также расширение полномочий регионов через установление ставок закрепленных налогов. Централизация финансовых потоков на федеральном уровне, оказание «помощи» регионам, а не прямое распределение налоговых потоков между бюджетами трех уровней, создают прецедент экономической зависимости территорий от центра.

загрузка...