Delist.ru

Автоматизация складской логистики и планирование цепи поставок для промышленного объединения (02.06.2008)

Автор: Фаддеева Екатерина Юрьевна

Разработка модели складской логистики.

Разработка программно-моделирующего комплекса поддержки принятия решений по управлению транспортировкой и складированием.

Методы исследования

При разработке формальных моделей компонент в диссертации использовались методы общей теории систем и классический теоретико-множественный аппарат. При разработке моделей и алгоритмов управления использовалась теория графов, методы математического программирования, теория случайных процессов, имитационное моделирование, теория массового обслуживания и др.

Научная новизна работы состоит в разработке автоматизированной системы управления транспортировкой и складированием в распределенной структуре промышленного объединения.

На защиту выносятся:

имитационная модель транспортировки с учетом географического положения объектов;

методы управления транспортировкой и методика сравнительного анализа эффективности транспортировки;

алгоритм разбиения зон складирования и упорядочение комплектов поставок;

формализованное описание компонентов системы управления складированием на базе SADT-моделей.

Достоверность научных положений, рекомендаций и выводов

Обоснованность научных положений, рекомендаций и выводов определяется корректным использованием современных математических методов и моделей, согласованностью результатов аналитических и имитационных моделей. Достоверность положений и выводов диссертации подтверждена положительными результатами использования разработанных методов, моделей и алгоритмов на промышленных предприятиях.

Практическая ценность и реализация результатов работы

Научные результаты, полученные в диссертации, доведены до практического использования. Методы и алгоритмы, а также программные средства могут быть использованы при решении задач анализа и синтеза управления предприятиями, деятельность которых непосредственно связана с выпуском сложных изделий.

Разработанные методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения ООО «Тарина» и ЗАО «КВИНТМАДИ».

Апробация работы

Содержание отдельных разделов и диссертации в целом было доложено и получило одобрение:

на Российских и межрегиональных научно-технических конференциях, симпозиумах и семинарах (2005-2008г.г.);

на совместном заседании кафедр «АСУ» и «Менеджмент» МАДИ(ГТУ).

Совокупность научных положений, идей и практических результатов исследований в области автоматизации процессов складирования и транспортировки представляет интерес в области теоретических и практических методов принятия решений в контуре автоматизированной системы управления промышленными предприятиями с распределенной структурой или промышленными объединениями.

Содержание работы

Структура работы соответствует списку перечисленных задач, содержит описание разработанных методов, моделей и алгоритмов.

Во введении обосновывается актуальность работы. Ставятся цели и задачи исследований. Приводится краткое содержание глав диссертации.

В первой главе рассмотрены проблемы информатизации промышленных предприятий и общие тенденции развития системы сбора и аналитической обработки информации с точки зрения стратегического планирования и управления транспортировкой и складированием.

В диссертации проведен анализ методов и моделей автоматизации управления промышленным предприятием или объединением, задачами которого является оперативное управление и постоянный контроль складирования и транспортировки в реальном масштабе времени. В настоящее время оперативное управление реализуется по иерархической схеме и включает в себя несколько уровней управления. На верхнем уровне оперативное управление транспортировкой осуществляет отдел оперативного управления. Ему в оперативном плане подчиняются территориальные диспетчерские отделы, которые контролируют работу группы конечных пунктов назначения, диспетчерский персонал которых осуществляет непосредственное управление складскими работами. Рассмотрены математические методы моделирования процессов складирования и транспортировки с учетом маршрутов транспортировки, а также систем управления и принятия решений в целях формирования управляющих решений.

С позиций работы в общем комплексе производственного цикла целесообразно анализировать весь производственный процесс с учетом транспортировки грузов со склада поставщика до производственного участка. Учитывая интересы деятельности всей фирмы, необходимо принимать в расчет не только транспортировку, но и хранение, упаковку и распаковку, погрузку и разгрузку, подачу материалов непосредственно по месту их конечного назначения. Такой подход способствует оптимальному выбору методов складирования и транспортировки.

В работе предполагается, что множество складских помещений образуют сеть, которая может быть формализована графом. Вершины графа представляют возможное размещение комплектов заказов или комплектов поставок (комплектов) Mij, которые передаются в указанных дугами графа направлениях для доставки их в конечные пункты назначения. В общем случае это граф произвольного вида.

Структуру склада представляет граф G’=(M’,E’), где M’ - множество индексированных комплектов:

представляет формализованную запись требований правильной структуры:

(с(С ((j(J (i1(I1 (i2(I2 Mji1(E( Mji1(E

с1(С (Mj1i1(C1( Mj2i2(C1( Mj1i1 >Mj2i2)(

((с2(С (Mj1i1(c2( Mj2i2(C2( Mj2i2 >Mj2i2)

Посредством перенумерации комплектов Mi во множество Yk , которое определяется на основании Y1 = M1:

получается частично-упорядоченная структура, позволяющая ввести иерархию на весь комплекс заявок и комплекты поставок на производственные участки предприятия, что дает структуризацию всех заявок на все комплектующие, материалы и сырье. В работе проведен анализ всего производственного процесса с учетом транспортировки грузов от склада поставщика до производственного участка. Причем если затраты на транспортировку между двумя выделенными объектами могут изменяться несущественно, то затраты на складирование могут сильно повлиять на общую стоимость.

приведены компоненты распределенной структуры движения грузов промышленного объединения. Проведенный в работе анализ показал, что имитационное моделирование среди методов системного анализа процессов складирования и транспортировки является одним из самых мощных средств исследования для управления деятельностью промышленного объединения, связанных с принятием решений в условиях неопределенности. По сравнению с другими методами такое моделирование позволяет рассматривать большее число альтернатив, улучшать качество принимаемых решений и точнее прогнозировать их последствия.

Компоненты системы складской логистики

Во второй главе диссертации решается задача разработки имитационной модели процесса транспортировки. Основной проблемой автоматизации транспортной системы является определение оптимального порядка обслуживания заявок, имеющимися в распоряжении транспортными средствами (ТС). Заявки на транспортировку возникают как детерминированным, так и случайным образом. Для транспортного звена заявка от производственного подразделения - это требование перевести некоторый груз из точки местонахождения соответствующих материалов в точку возникновения потребностей.

Основные требования к ТС это эффективность, высокая надежность, высокая гибкость, под которой понимается легкость адаптации к изменению структуры грузопотока, рациональное использование ТС.

Транспортные маршруты могут иметь различную топологию и параметры, учитывающие качество подъездных путей, что, в свою очередь, накладывает ограничения на выбор видов ТС для транспортировки. Транспортный путь сложной сетевой конфигурации может быть в общем виде представлен как сеть или граф L=(N,A), где:

N - множество узлов сети, а А - множество дуг.

загрузка...