Delist.ru

Калмыцкое ханство в составе России: проблемы политических взаимоотношений (01.07.2007)

Автор: Цюрюмов Александр Викторович

В политике России в этот период мы выделяем и новый аспект - стремление расширить социальную базу за счет привлечения к работе Зарго нойонов и зайсангов. Проводимая российским правительством реформа управления рассматривалась нойонами как эффективный метод укрепления своего могущества. Они видели в реформе мощное оружие для уменьшения власти наместника и укрепления собственной власти.

В параграфе 6.3. доказывается, что важнейшая тенденция социально-экономического развития ханства начала 1760-х годов была связана с усилившейся колонизацией Нижнего Поволжья. Она вела к дальнейшему ограничению кочевий, ухудшению экономического состояния ханства, обострению политической обстановки в нем.

В главе седьмой «Откочевка 1771 года» показаны причины и ход движения большей части калмыцкого народа в Китай. Считаем, что на протяжении первой - третьей четверти XVIII в. ханы и нойоны неоднократно обращались к идее ухода в Центральную Азию. Планы откочевки начинали разрабатываться в моменты кризиса в отношениях с Россией. Но с таким же постоянством они не осуществлялись. Эта идея не была реализована, так как в степях Западной Монголии существовало Джунгарское ханство. Надеясь, что откочевка позволит создать самостоятельное государство в Азии, калмыцкие правители сознавали вероятность подчинения их новому сюзерену - джунгарскому хунтайджи. Ситуация изменилась только после 1758 г., когда Цинским Китаем было разгромлено последнее ойратское ханство в Азии. В результате у калмыцкого нойонства появилась цель - занять свободную территорию и создать новое ойратское государство.

В параграфе 7.1. приведены данные о том, что недовольство среди калмыков появилось впервые во время участия в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Известно, что участие калмыцких войск в военных кампаниях России против Турции и Персии приносило доход как нойонам, так и простолюдинам в виде захваченного скота и пленных. На этот раз ситуация изменилась. Военные походы не приносили уже былую добычу калмыкам. К тому же они были сопряжены со значительными затратами в момент подготовки. В конце 60-х гг. из-за участия калмыков в русско-турецкой войне обострился и экономический кризис. Именно крайняя степень перенапряжения общества стала причиной откочевки 1771 г.

Во втором параграфе анализируются причины откочевки. Определяющими причинами ее стали противоречия в системе российско-калмыцких отношений. Политические противоречия были связаны с попытками российского абсолютизма реформировать традиционные государственно-политические институты Калмыкии, поставить их под свой контроль и даже прямое управление. Одним из самых острых стал вопрос о правовом регулировании общественного устройства и системы русско-калмыцких отношений. В результате реформы традиционного суда Зарго наместник Убаши потерял значительный объем судебной власти.

В общих чертах мы определяем состояние экономики ханства как кризисное. Во второй половине 60-х гг. значительно осложнились условия функционирования кочевого уклада. При этом калмыки потеряли свои старые места кочевий в Нижнем Поволжье и на Яике. Сокращение территории кочевий, рыболовных и лесных угодий, масштабов торговли, ужесточение налогового бремени стали проявлением кризиса кочевой экономики. В этой связи он затронул интересы широких масс народа. Экономический кризис усугубился из-за привлечения калмыков к участию в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

В следующем параграфе, посвященном подготовке ухода, сделан вывод о том, что его планы появились уже в 1769-1770 гг. Особое внимание уделялось нормализации отношений с казахами, через земли которых пролегал маршрут движения. Много делалось для сохранения в тайне от астраханских властей истинных намерений Убаши.

В параграфе 7.4. показано движение на восток, отношение правителей различных жузов казахов. Правитель Младшего жуза Нурали до конца выполнил приказ императрицы, преследуя калмыков. Хан Аблай, правитель Среднего жуза, принявший в 1757 г. китайское подданство, вынужден был исполнять приказ Китая, пропустив калмыцкие улусы без боя. Источники свидетельствуют, что в январе 1771 г. начали движение на восток около 300 тыс. человек. Наибольшие потери были понесены в пустыне на Балхаше. В ходе откочевки калмыцкий народ потерял более половины начавших движение, то есть около 200 тыс. человек, что начисто перечеркивает все попытки некоторых наших современников реабилитировать наместника Убаши и его окружение за эту якобы «спасительную» откочевку.

В Заключении подводятся итоги исследования. Процесс вхождения, сочетавший в себе элементы доброй воли и вынужденной необходимости, был крайне сложным и противоречивым. На начальном этапе отношений с Москвой (первая четверть XVII в.) основными формами русско-калмыцких отношений являлись дипломатические и торгово-экономические связи.

Политические интересы Москвы в это время были тесно связаны с курсом на хозяйственное освоение Сибири. Россия не стремилась к насильственному увеличению своих территорий за счет владений появившихся у границ Сибири кочевников-калмыков и преследовала главную цель - обеспечить безопасность своих восточных границ. Поэтому правительство постоянно рекомендовало сибирским воеводам не вмешиваться во внутриойратские конфликты, заботясь, прежде всего, о создании условий для развития мирных взаимосвязей.

В середине 20-х - 30-е гг. XVII в. произошел раскол единого ойратского союза, толкнувший калмыков к дальнейшему движению на Запад. В результате калмыки захватили ногайские степи и подошли к междуречью Яика и Волги. Если в начале XVII в. вхождение калмыков было оформлено юридически, то во второй половине столетия оно состоялось фактически. При этом за калмыками долгое время сохранялась территория на восток от Яика и Эмбы, до современного Семипалатинска и Усть-Каменогорска. Поэтому процесс вхождения переплетался с чертами присоединения калмыцких кочевий.

Для России, пытавшейся укрепить южные границы системой буферных полузависимых военно-государственных образований Украины и Дона, появление в Поволжье калмыков было, как нельзя, кстати. Калмыки, располагавшие в это время значительной военной силой и сложившейся военной организацией, в этой системе должны были заменить ногаев. Активные наступательные действия калмыцкой конницы на крымском направлении позволили московскому правительству использовать главные вооруженные силы на западном направлении, одновременно вынуждая Крым держать крупные силы под Азовом и на Кубани. Для Москвы это событие имело стратегическое значение, поскольку была решена одна из важнейших задач приобретения столь важного звена в системе внешней политики России.

Уже во второй половине XVII в. правительство Москвы безуспешно пыталось взять под контроль политику калмыцких ханов в отношении Крыма и максимально ограничить их контакты. Крупнейшим направлением в политике России постепенно становится административное регулирование отношений калмыков с башкирами, донскими казаками, ногаями. В результате формируется внутриполитический курс России в отношении Калмыцкого ханства.

Формы государственной интеграции Калмыцкого ханства в состав России были разнообразны. Калмыки имели национальные институты власти и управления, традиционное сословное деление. Но в условиях политической зависимости от России институты политической организации калмыков постепенно видоизменялись. Отношения России и Калмыцкого ханства неминуемо эволюционировали в сторону все большей зависимости ханства и уменьшения сферы политической власти его правителей. В первой половине XVII в. мы выделяем черты института покровительства России над калмыками, который включал в себя элементы вассалитета. Во второй половине столетия калмыки получили территорию кочевий между Доном и Волгой. Естественно, в новых условиях покровительство постепенно перерастает в политическую автономию, аналогичную широкой автономии в области суда и внешних сношений, которой пользовались донское казачество и Украинское Гетманство.

Внутренняя политика Российской империи в отношении ханства не оставалась неизменной. В первой половине XVIII столетия она диктовалась общей сложной обстановкой на международной арене, носила импульсивный и противоречивый характер, связанный с тем, что, принимая активное участие в военных кампаниях России, калмыки продолжали играть определяющую роль в расстановке политических сил на Северном Кавказе. Поэтому, когда мы говорим о российской политике, надо иметь в виду, что в период войн царская администрация была заинтересована в сильной ханской власти, способной мобилизовать вооруженные силы (первая четверть столетия, вторая половина 1730-х годов).

В период прекращения Россией активной политики на Кавказе правительство перестает считаться с национальными интересами калмыков и всеми средствами пытается слить их с коренным населением империи. В результате отмечается попытка включения института ханской власти в имперскую систему административного управления губернией, введение института наместничества. Назначение калмыцких наместников, их подчинение власти астраханских губернаторов обозначили начало перехода от политической автономии к административной. При этом правительство, совершенствуя в отношении калмыков судебное законодательство, не стремилось изменить их традиционную социальную организацию.

Появившихся в Поволжье калмыков и соседнее русское население разделяла религия. В то же время в сознании представителей местных российских властей религиозная принадлежность калмыков определяла их поступки и мораль. Поэтому государственная политика России в данном вопросе была достаточно осторожная и гибкая. В течение всего периода неизменно отмечаем определенную веротерпимость в политике России, которая отличалась от попыток насильственной христианизации некоторых других народов. Но политика предоставления убежища беглецам естественным образом вела к конфликту между национальной элитой и простым народом. Тем самым правительство стремилось ослабить владельцев и увеличить свое влияние среди местного населения.

С середины столетия внешнеполитические проблемы постепенно отошли на второй план, доминирующими теперь стали экономические интересы царизма в Калмыкии, основное внимание было уделено последовательному втягиванию кочевников не только в систему бюрократически организованного государства, но и в хозяйственный комплекс Юга России. Впервые четко сформулированная программа этой политики была начата при Петре I, продолжена его соратником В.Н. Татищевым. России необходимо было удовлетворить потребности зарождавшейся промышленности в сырье, государственной казны - в денежных средствах. Страна нуждалась в расширении внутренних и внешних рынков, в удобном транзите, вовлечении иностранных купцов в сферу российской внешней торговли, защите интересов российского купечества.

Дальнейшая эволюция политики России отмечается в рамках реформ просвещенного абсолютизма и в связи с ее широким выходом на международную арену. Анализ исторического материала здесь будет более корректным, объективным, если будет учитываться и такая специфическая тенденция российской государственности, как постоянное слияние власти и управления, как подчинение государственного и местного управления задаче усиления централизованной власти. Чем больше правительство добивалось успехов на путях проведения политики централизации и унификации управления, тем меньше в ее политике оставалось гибкости. Органы власти становились неповоротливыми, неспособными эффективно и адекватно реагировать на быстро меняющуюся политическую и социально-экономическую конъюнктуру.

В 1760-е годы увеличившееся военное присутствие России на Кавказе, приток колонистов в Астраханскую губернию, а также необходимость прекращения наследственных споров из-за улусов привели к попыткам изменить принцип формирования и функционирования национального суда Зарго. Изменения в структуре управления ханством, связанные с указанной реформой, определялись целенаправленной политикой царского правительства, которое стремилось максимально приблизить ее к губернской. Реформа отвечала интересам российского абсолютизма и стала после изменения системы назначения калмыцких наместников наиболее важным шагом в политике России. При этом реформа не предполагала еще использование общегосударственного законодательства империи, а также отмену института наместничества. Из органа, подчинявшегося непосредственно наместнику, он превратился в судебный орган, в котором были пропорционально представлены все крупные нойонские владения, часть из которых не входила в ханский домен. В итоге правитель потерял значительный объем судебной власти, получив равный себе по статусу представительный орган власти.

Российские власти постоянно использовали в пограничных регионах вооруженные силы Калмыцкого ханства, которые приняли участие практически во всех войнах России XVII-XVIII вв. Объективно эта тенденция являлась проявлением военно-политической интеграции калмыков в состав России. Но в период русско-турецкой войны 1768-1774 гг. в политике России наметилась тенденция их тотального привлечения, что грозило введением фактической всеобщей воинской повинности. Военные походы калмыцкой конницы в составе русской армии в конце 1760-х годов сформировали атмосферу глухого народного недовольства, выходом из которой могла быть, в частности, откочевка калмыков из России. К тому же военные походы были сопряжены для всего населения, а не только для простолюдинов, со значительными затратами в момент подготовки.

Именно крайняя степень перенапряжения общества стала причиной откочевки 1771 г. Определяющими причинами откочевки калмыков стали противоречия в системе русско-калмыцких отношений. Они накапливались на протяжении первой - третьей четверти XVIII в. Но идея откочевки не сразу была реализована, ибо в степях Западной Монголии существовало Джунгарское ханство. Возвращение калмыков в Азию неминуемо поставило бы калмыцких нойонов в подчиненное по отношению к джунгарам положение. Реальные контуры откочевка получила только после гибели Джунгарского ханства в конце 1750-х годов.

Основные положения диссертации изложены в следующих работах:

Монографии

1. Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство в 1724-1741 гг.: хроники династийных усобиц. Элиста: АОР «Джангар», 2005. 159 с. (9,3 п.л.)

2. Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство в российско-крымских отношениях (XVIII в.) Элиста: АОР «Джангар», 2006. 94 с. (5,6 п.л.) (в соавторстве с В.В. Батыровым)

3. Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство в составе России: проблемы политических взаимоотношений. Элиста: АОР «Джангар», 2006. 464 с. (29 п.л.)

Статьи в ведущих журналах из перечня ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

4. Цюрюмов А.В. Формирование статуса Калмыцкого ханства в XVII в. // Регионология. 2005. № 4. С. 248-255. (0,5 п.л.)

5. Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство во внешней политике России в середине XVII в. // Научная мысль Северного Кавказа. Приложение. 2006. № 5. С.164-170. (0,5 п.л.)

6. Цюрюмов А.В. Калмыцко-китайские отношения в конце XVII - первой четверти XVIII вв. // Известия ВУЗов. Северокавказский регион. Общественные науки. Приложение. 2006. № 5. С. 27-31. (0,5 п.л.)

Статьи, тезисы докладов:

7. Цюрюмов А.В. Начальный этап феодальной усобицы в Калмыцком ханстве в 20-30-х годах XVIII века // Труды VI научно-практической конференции ученых и специалистов: Тезисы. Элиста: КГУ,1990. С.50-52. (0,3 п.л.)

8. Цюрюмов А.В. Калмыцко - ногайские отношения в XVII в. - 20-е годы XVIII в.// Основные аспекты историко - географического развития Ногайской Орды. Всесоюзная научная конференция. Тезисы докладов и сообщений. М.,1991. С.34-36. (0,2 п.л.)

9. Цюрюмов А.В. Аюка, хан // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. М.: БРЭ, 1994. С.138. (0,1 п.л.)

10. Цюрюмов А.В. Политическая обстановка в Калмыцком ханстве во второй половине XVIII века // Проблемы всеобщей и отечественной истории. Сборник научных трудов. Вып.2. Элиста: КГУ, 1997. С. 135-142. (0,5 п.л.)

11. Цюрюмов А.В. Территория и население Калмыцкого ханства в первой трети XVIII века // Астраханский край: история и современность (К 280-летию Астраханской губернии). Материалы Всероссийской научной конференции. Астрахань: АГУ,1997. С.63-64. (0,3 п.л.)

12. Цюрюмов А.В. Политическое положение Калмыцкого ханства в 20 - 30-е годы XVIII века // VII Международный конгресс монголоведов. Доклады российской делегации. М., 1997. С.87-89. (0,3 п.л.)

13. Цюрюмов А.В. Вопрос о ханском престоле в середине 20-х годов XVIII века // Проблемы современного джангароведения. Материалы научной конференции. Кн.2. Элиста: КГУ,1997. С. 210-213. (0,3 п.л.)

14. Цюрюмов А.В. Материалы Национального архива Республики Калмыкия по истории Калмыцкого ханства // Местные архивы об истории регионов России. Материалы VIII Всероссийской научной конференции. СПб.: Нестор, 1997. С.118-120. (0,3 п.л.)

загрузка...