Delist.ru

Теоретико-правовые основы налогового администрирования в Российской Федерации (01.07.2007)

Автор: Титов Алексей Сергеевич

- противоречия федеральных налоговых законов между собой;

- нарушения процедуры принятия и введения в действие нормативного налогового акта;

- правоприменительные конфликты;

- проблемы низконалоговых территорий;

- несоответствия подзаконных актов и региональных налоговых законов федеральным налоговым законам.

Исследована роль судебной системы в толковании и разрешении коллизионных вопросов налогового администрирования.

Обосновано положение о том, что для обеспечения эффективности действия норм налогового права необходим высокий уровень законодательной техники при разработке и принятии, а также введении в действие налоговых норм. Сделан вывод о необходимости системного подхода в нормотворческой деятельности, что обеспечивает более эффективное регулирование всей системы налоговых отношений и каждого ее элемента в отдельности.

Автор резюмирует, что для того, чтобы налоговая реформа развивалась более стабильно, необходима разработка концептуальных основ ее проведения, а также реализация политики государства по вопросам налогового законодательства.

В параграфе втором «Анализ законодательных инициатив, имеющих своим предметом правовое регулирование налогового администрирования» проанализирована динамика и содержание законотворческих инициатив государства с точки зрения их эффективного воздействия на общественные отношения в сфере налогов и сборов. Диссертантом резюмировано, что разработка, принятие и введение в действие действительно эффективных налогово-правовых норм возможна только при условии единообразного подхода к пониманию эффективности их действия.

В целом все проанализированные законопроекты направлены на оптимизацию исполнения налоговой обязанности, администрирования отдельных видов налогов. Особое внимание заслуживают законопроекты, регламентирующие переход от экономики, основанной на эксплуатации невосполнимых природных ресурсов, к экономике высоких технологий, прежде всего, - информационных. Признано, что для развития в стране отрасли информационных технологий, способной успешно конкурировать на мировом рынке, необходимо создать определенные предпосылки, в том числе благоприятные условия налогообложения. Однако российское налоговое законодательство в настоящее время более благоприятно именно для отраслей с высокой долей материальных затрат, чем для организаций, создающих интеллектуальный продукт. Диссертантом предложено создание отдельной главы в НК РФ, регламентирующей обозначенный сегмент общественных отношений.

Отдельный анализ нормотворческой деятельности в диссертационном исследовании посвящен законопроектам, имеющим своим предметом совершенствование сферы налогового контроля. Как показал проведенный анализ, государство очень активно совершенствует процесс осуществления контрольных функций в налоговой сфере.

Третий параграф «Проблемы правового регулирования налогового администрирования на уровне подзаконных актов» посвящен комплексному анализу понятия налогового администрирования на уровне подзаконных актов. Исследованы нормативные акты Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, имеющих своей целью совершенствование процесса налогового администрирования. Проанализированы нормативные правовые акты, определяющие программу социально-экономического развития государства на среднесрочную перспективу в части разрешения проблем государственного управления в сфере налогообложения.

Диссертантом сделан вывод о необходимости завершения формирования налогового законодательства, прежде всего, в части имущественных налогов. Кроме того, в целях сокращения использования трансфертного ценообразования для уклонения от налогообложения или занижения налоговой базы автор предлагает уточнить основания для признания лиц взаимозависимыми, изменение норм, регулирующих принципы определения цен на товары (работы, услуги) при налогообложении, а также рассмотреть вопрос о признании затрат, связанных с приобретением права на земельные участки юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения и сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расходами при налогообложении прибыли.

В четвертом параграфе «Унификация и гармонизация законодательства, регулирующего деятельность налоговых органов в рамках международного сотрудничества» подробно рассмотрено взаимодействие национальных правовых систем, регулирующих налоговые отношения, обоснована необходимость унификации и согласования нормативных актов разных стран в сфере налогообложения.

Анализ процесса унификации и гармонизации осуществлялся на примере законодательства ряда стран ЕЭС и СНГ.

Согласованные действия государств по осуществлению налоговой политики и реформированию налогового законодательства составляют существо гармонизации налогообложения. Ее основная цель — устранение различий в налоговом законодательстве государств, препятствующих экономической интеграции. Основой гармонизации являются добровольность и самостоятельность государств в определении направленности и глубины участия в процессе сближения и унификации налоговых законодательств, постепенность и поэтапность реализации. Целью гармонизации является установление единообразного (унифицированного) порядка регулирования межгосударственных налоговых отношений. В конечном счете, процесс гармонизации должен привести к установлению сходных правил налогообложения на территориях всех государств, входящих в то или иное международное сообщество.

Обоснованы и определены основные принципы налогового администрирования в целях проведения согласованной налоговой политики и совершенствования налогового администрирования, а также стремления к взаимодействию по вопросам соблюдения налогового законодательства:

- придание ведомственным нормативным правовым актам большей четкости, не оставляющей места для неоднозначного толкования;

- совершенствование норм и кодификация правил, регламентирующих деятельность государственных органов, осуществляющих налоговое администрирование, и налогоплательщиков;

- совершенствование организационной структуры аппарата налоговых органов;

- совершенствование контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций;

- организация работы по оперативному доведению до налогоплательщиков информации о действующем законодательстве и разъяснению порядка его применения;

- сокращение налоговых льгот;

- развитие информационных технологий в налоговой системе;

- обеспечение взаимодействия совместных информационных систем управления;

- установление единых правил обеспечения соответствия документированных сведений о налогоплательщике конкретному лицу;

- повышение результативности рассмотрения налоговых споров;

- расширение практики решения споров с налогоплательщиками в досудебном порядке;

- унификации норм и правил в области контроля трансфертного ценообразования;

- установление равных мер ответственности за идентичные по характеру налоговые правонарушения;

- унификация положений соглашений об избежании двойного налогообложения и предотвращение уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал.

Пятый параграф «Вопросы совершенствования правовых механизмов налогового администрирования и налогового контроля» посвящен подведению результатов, полученных при исследовании поставленных вопросов в настоящей главе.

В настоящее время создана ситуация, когда резюмируется исключительная роль налогового закона, как акта прямого действия, призванного урегулировать все стороны налоговых отношений, резко ограничена возможность регулирования налоговых отношений подзаконными актами, притом, что сам налоговый закон несовершенен, а процедура его корректировки довольно сложна. Реализация многих положений НК РФ невозможна без дополнительного, подробного регламентирования. Необходимость в подзаконных актах объективна и обусловлена тем, что в законе не может и не должно быть детализации норм.

Основные проблемы в налоговых отношениях связаны с несоответствием права уровню экономических отношений и общему ходу общественного развития. Отсюда и наметившаяся проблема, связанная с принципиальными расхождениями взглядов экономистов и юристов на налоги вообще и на отношения государства с налогоплательщиками в частности. С введением в действие части первой НК РФ заметно изменился баланс интересов и прав участников налогового процесса, что выразилось в возросшей роли суда. Налоговый же орган изначально определен в качестве истца (стороны, инициирующей судебный процесс) во взаимоотношениях с налогоплательщиком через суд (налогоплательщик, естественно, предполагается ответчиком).

Диссертантом определены направления упорядочения механизма налогообложения:

1. Упрощение системы налогообложения;

2. Совершенствование системы региональных и местных налогов и сборов с переносом акцента на поимущественные платежи (прежде всего, имущество и земля);

3. Устранение каналов легальных возможностей уклонения от налогообложения;

4. Упорядочение механизма предоставления льгот, в том числе в целях привлечения инвестиций, расширения производства, обеспечения поддержки производителей продукции (работ, услуг) на территории региона, предприятий оборонного комплекса;

5. Принятие правовых актов, регламентирующих организационные меры по формированию этических норм отношений налогоплательщиков и налоговых органов и др.

загрузка...