Delist.ru

Теоретико-правовые основы налогового администрирования в Российской Федерации (01.07.2007)

Автор: Титов Алексей Сергеевич

Обосновано отнесение государственных органов к категории налоговых администраторов, исходя из их наделения какими-либо властными полномочиями в сфере налогообложения, за исключением государственных органов, осуществляющих сугубо правоохранительную функцию.

Результатом проведенного исследования стало выделение элементов данной категории, к которым диссертант относит: цели и задачи управленческой деятельности налоговых администраторов; функции государственных органов в процессе осуществления налогового администрирования, составляющих содержание их налогово-управленческого правового статуса; формы и методы деятельности по управлению; правовые ограничения их налогово-административной деятельности. На основе их рассмотрения диссертант обосновывает вывод о том, что налоговое администрирование является специфичным видом государственного финансового управления, присущим строго ограниченному числу государственных органов, определяемых в соответствии с их налогово-правовым статусом.

В четвертом параграфе «Правовое положение лиц, содействующих налоговому администрированию» автором проанализирован правовой статус лиц, участвующих в осуществлении процесса налогового администрирования.

Под лицами, содействующими налоговому администрированию, автор понимает физических лиц и организации, которые оказывают какое-либо содействие деятельности государственным органам, осуществляющим налоговое администрирование. Таковыми лицами, по нашему мнению, являются органы регистрации, банки, эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели.

Исследование правового статуса приведенных субъектов налогового администрирования и посвящено содержание настоящего параграфа. Отмечена необходимость четкой регламентации прав, обязанностей и гарантий (в т.ч. социальных), предоставляемых указанным лицам при их участии в налоговом администрировании.

Обосновано и выделено два вида лиц, содействующих налоговому администрированию: лица, оказывающие содействие в силу закона и на договорной основе. Правоотношения с участием последних характеризуются абсолютной неурегулированностью в силу влияния гражданско-правового духа договорной системы: это обусловлено отсутствием четких критериев, необязательностью договорных отношений, неэффективностью ценовой политики, системы отбора указанных лиц в свете законодательства о поставках товаров, работ, услуг для государственных нужд и т.п.

Глава третья «Налоговый контроль как составная часть налогового администрирования» призвана представить в сконцентрированном виде общетеоретические положения о налоговом контроле в Российской Федерации, а также анализ норм права, которые регулируют отношения в этой специфической области. Глава состоит из пяти параграфов.

В первом параграфе «Понятие и структура системы налогового контроля в рыночной экономике» автором исследуется содержание составной части государственного финансового контроля – налогового контроля, системы правового регулирования правоотношений, возникающих при осуществлении государством своих полномочий по проведению мероприятий, входящих в состав государственных контрольных функций в сфере налогов и сборов.

Автором исследовано соотношение государственного финансового и налогового контроля. Обоснован вывод о том, что налоговый контроль, хотя и является частью государственного финансового контроля, обладает самостоятельным предметом и объектом.

Диссертант исходит из того, что налоговый контроль является важнейшим направлением государственного контроля, представляющим собой деятельность наделенных соответствующей компетенцией государственных органов, целью которой является создание эффективной системы налогообложения, обеспечивающей высокий уровень налоговой дисциплины налогообязанных лиц, которая позволит в значительной степени исключить их противоправное поведение и свести в минимуму количество налоговых правонарушений.

Параграф второй «Формы и методы налогового контроля и их юридическое содержание» посвящен исследованию внешнего проявления налогового контроля.

Обосновано, что под формой налогового контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольных (проверочных) действий.

Автором выделены и проанализированы такие формы налогового контроля как надзор, ревизия, проверка. Подробно рассмотрены полномочия государственных органов по осуществлению полномочий, отнесенных к сфере налогового контроля. Определен круг государственных органов, полномочных осуществлять контрольные функции.

В результате проведенного исследования можно утверждать, что налоговый контроль охватывает все показатели экономической деятельности — количественные и качественные, натуральные и стоимостные — как единое целое. При трактовке форм налогового контроля следует исходить из соотношения содержания и формы как философских категорий, отражающих взаимосвязь двух сторон любой реальности. Содержание представляет определенную сторону предмета, а форма — способ его выражения и внутреннюю организацию, которые модифицируются с изменением содержания.

В третьем параграфе «Виды налогового контроля» исследуются установленные действующим налоговым законодательством виды налогового контроля.

Автором предложена и проанализирована классификация налогового контроля по видам, осуществленная по различным основаниям: в зависимости от времени проведения налогового контроля по отношению к проверяемой финансово-хозяйственной операции; по объекту; в зависимости от метода проверки документов; по характеру контрольных мероприятий; по месту; в зависимости от субъектов налогового контроля; по степени обязательности; по периодичности и т.п.

Подробному изучению и анализу подверглись такие виды налогового контроля как выездной и камеральный. Обоснован вывод о том, что наиболее действенным способом осуществления налогового контроля является выездной налоговый контроль.

В четвертом параграфе «Законодательное регулирование современной системы налогового контроля» исследуется трансформация законодательного регулирования налогового контроля, выявлены и проанализированы правовые проблемы данного института, определена степень его эффективности, а также выработаны рекомендации по его совершенствованию.

Обосновано, что основными элементами, характеризующими сущность налоговой проверки как процессуального действия, является цель – контроль за соблюдением налогового законодательства, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов, а также контролирующий субъект – налоговые органы.

В пятом параграфе «Правовые ограничения контрольной деятельности в сфере налогообложения» автором исследована совокупность полномочий государственных органов в сфере налогового контроля через призму гарантий, предоставленных законодательством Российской Федерации, налогообязанным лицам.

Содержание положений НК РФ позволяет сделать вывод о том, что по сравнению с ранее действовавшим законодательством он наделяет налоговые органы целым рядом дополнительных контрольных полномочий. Вместе с тем законодатель посчитал необходимым предусмотреть в НК РФ ряд положений, существенно ограничивающих налоговые органы при осуществлении ими контрольных мероприятий. Такие ограничения в первую очередь распространяются на проверяемые периоды, повторность и продолжительность проверок, их цели и время проведения. Кроме того, ограничения предусмотрены и в отношении отдельных контрольных действий.

Глава четвертая «Система мер государственно-правового принуждения в сфере налогообложения» посвящена исследованию полномочий государства по сохранению и поддержанию установленного им правового порядка в налоговой деятельности. Этим объясняется необходимость и возможность государственного принуждения, одной из форм которого являются исследованные меры государственно-правового принуждения в сфере налогообложения: взыскание задолженности по обязательным платежам, меры обеспечения исполнения налоговой обязанности и налоговая ответственность. Глава состоит из четырех параграфов.

Параграф первый «Неисполнение налоговой обязанности как основание принуждения в налоговой сфере» посвящен исследованию оснований, установленных действующим законодательством, применения мер государственного принуждения при ненадлежащем исполнении конституционной обязанности об уплате законно установленных налогов.

Автором проанализировано понятие налоговой обязанности и его соотношение с понятием гражданско-правового обязательства, а также законодательно установленный момент уплаты суммы налога или сбора (надлежащего исполнения налоговой обязанности).

Единственным основанием для применения мер государственного принуждения является ненадлежащее исполнение налоговой обязанности, то есть в случае не уплаты налога либо сбора в полном объеме и в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Исследована проблематика, связанная с правовой природой обязанности по уплате налога или сбора. До принятия НК РФ законодательство не содержало четкого разграничения в вопросе отнесения налогообложения либо к договорным началам, что, естественно, регулировалось бы нормами гражданского законодательства, либо отнесении его к установленной законом обязанности, что должно регулироваться нормами финансового, налогового, административного и других публичных отраслей права. Поддержана правовая позиция, в соответствии с которой обязанность платить налоги имеет публично-правовой, а не частноправовой характер, так как «налоги – это необходимое условие существования государства. В соответствии с Конституцией РФ государство выступает выразителем суверенитета народов Российской Федерации, обеспечивает проведение политики демократической, правовой и социальной направленности. Уплата налогов в этом случае удовлетворяет интересы всех членов общества»1.

Второй параграф «Правовые средства обеспечения исполнения налоговой обязанности» посвящен исследованию механизма обеспечения налоговых платежей, его целей и функций, содержанию налогово-обеспечительных правоотношений, возникающих между налоговым органом и налогообязанным лицом.

Обеспечение налоговой обязанности является институтом налогового законодательства и представляет собой совокупность норм (инструментов) налогового законодательства, при помощи которых государство создает для себя дополнительные гарантии надлежащего исполнения налоговой обязанности. Эти гарантии направлены на обеспечение защиты бюджетных интересов государства, а также восстановление нарушенного имущественного права (либо сопровождение имущественного права при наличии опасности нарушения) государства.

В данном разделе автор обосновывает вывод о разграничении целей обеспечительного действия, установленных законодательством мер обеспечения налоговой обязанности.

В третьем параграфе «Взыскание задолженности по налогам и сборам как составляющая налогово-процессуального принуждения» диссертантом анализируются установленные налоговым законодательством и законодательством об исполнительном производстве правовые способы взыскания налоговой задолженности.

Обосновано, что наиболее действенным способом является использование мер взыскания в совокупности с применением обеспечительных мер, поскольку существующие нормы позволяют недобросовестным налогообязанным лицам избегать взыскание недоимки из-за несовершенства правовых норм, регулирующих взыскание, а также отсутствия действенных правовых рычагов воздействия на недобросовестных налогоплательщиков.

Отдельному исследованию подверглась проблематика обращения взыскания на права (требования), принадлежащие должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской задолженности). Диссертантом предложен ряд положений для учета при внесении соответствующих изменений в законодательство об исполнительном производстве.

В четвертом параграфе «Меры налоговой ответственности в системе государственно-правового принуждения» уясняется место видов налоговой ответственности в системе принудительных отношений в налоговой сфере.

Уяснено и проанализировано правовое основание ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, состоящее в необходимости охраны общественных отношений в налоговой сфере.

Как известно, выполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается мерами принуждения. В данном параграфе диссертантом проанализированы составы собственно налоговых, административных правонарушений, урегулированных соответствующими нормативными правовыми актами. Диссертантом выявлены общие признаки указанных правонарушений. Их регламентация объединена одной общей целью – осуществление государственного принуждения, в случае ненадлежащего исполнения налоговой обязанности налогообязанным лицом.

При анализе мер налоговой ответственности проведенное исследование позволило отграничить налоговое правонарушение от административного, на основе специфичных признаков, свойственных только налоговому правонарушению.

Глава пятая «Изменение законодательства о налогах и сборах как необходимое условие налогового администрирования» посвящена исследованию коллизионности налогового законодательства, анализу эффективности нормотворческого процесса как на уровне актов высшей юридической силы – законов, так и на уровне подзаконных актов в сфере налогов и сборов. Кроме этого, в рамках исследования подвергнут комплексному анализу процесс унификации и гармонизации российского налогового законодательства. В отдельный раздел выделены предлагаемые диссертантом пути совершенствования правовых механизмов налогового администрирования и налогового контроля. Глава состоит из пяти параграфов.

В параграфе первом «Правовые коллизии в законодательстве, регулирующем деятельность по налоговому администрированию» рассматриваются имеющиеся противоречия в налоговом праве и предлагаются пути решения, выявленных проблем.

Диссертантом выделены накопившиеся за десятилетие коллизии в налоговой отрасли, которые условно разделены на следующие виды:

- противоречия федерального налогового законодательства Конституции РФ и принципам налогового права;

загрузка...