Delist.ru

Теоретико-правовые основы налогового администрирования в Российской Федерации (01.07.2007)

Автор: Титов Алексей Сергеевич

Недостаточное освещение в юридической литературе специальных научных подходов к выявлению сущности администрирования в сфере налогов и сборов потребовало внести ясность не только в понятие данной категории, но и рассмотреть различные аспекты ее проявления в финансовой деятельности государства.

До настоящего времени в российской юридической науке детального исследования налогового администрирования, его содержания, форм и средств реализации на уровне диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук не предпринималось. Вместе с тем только комплексное рассмотрение данной финансово-правовой категории позволит в полном объеме выявить внутренние взаимосвязи и взаимодействие таких явлений и процессов, как налоговая политика, собственно налоговое администрирование, государственный финансовый (налоговый) контроль, исполнение налоговой обязанности и др.

В последнее время некоторые стороны налогового администрирования были исследованы Александровой И.Ю., Бурцевым Д.Г., Выскребцевым И.К., Дадашевым А.З., Корсуном Т.И., Кузнецовым Н.Г., Лобановым А.В., Межерецким С.И., Перонко И.А.1 Однако имеющиеся подходы затрагивали лишь отдельные институты налогового администрирования и вследствие этого не могли составить целостное, комплексное учение о налоговом администрировании, его полное содержание и правовое регулирование. Между тем, в свете проводимых государством реформ своевременность такого исследования очевидна.

Актуальность исследуемой темы вытекает из сложного переплетения конституционных, финансово-правовых и административных функций налогообложения и определяется необходимостью как теоретического осмысления места налогового администрирования в системе налогового права, так и уяснения правовой природы налогового администрирования, а также поиском путей повышения эффективности государственного управления в сфере налогов и сборов. В современных условиях эти и другие вопросы имеют важное значение как для финансово-правовой, так и для юридической науки в целом.

Степень научной разработанности темы исследования. На современном этапе развития российской правовой науки можно говорить об отсутствии комплексных научных исследований в области финансово-правовых аспектов налогового администрирования в Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо отметить, что существенное влияние на содержание работы оказали труды русских финансистов прошлого: М.И. Боголепова, А.А. Исаева, В.А. Лебедева, И.Х. Озерова, М.Ф. Орлова, М.М. Сперанского, А.А.Тривуса, Н.И. Тургенева, И.И. Янжула1 и др.

Теоретической основой исследования послужили труды К.С. Бельского, В.В. Бесчеревных, А.В. Брызгалина, И.И. Веремеенко, Д.В. Винницкого, Л.К. Вороновой, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, Г.С. Гурвича, В.И. Гуреева, А.А. Жданова, С.В. Запольского, М.Ф. Ивлиевой, М.В. Карасевой, А.Н. Козырина, Ю.А. Крохиной, И.И. Кучерова, Н.П. Кучерявенко, Н.А. Куфаковой, Е.В. Покачаловой, С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, М.И. Пискотина, Е.А. Ровинского, Г.П. Толстопятенко, Г.А. Тосуняна, Р.О. Халфиной, Н.И. Химичевой, А.И.Худякова, С.Д. Цыпкина, Р.А. Шепенко, С.О. Шохина, А.А. Ялбулганова1, и других ведущих ученых в области финансового права.

При исследовании межотраслевых вопросов анализировались и, будучи интерпретированы, использовались положения и выводы, содержащиеся в трудах ученых не только по финансовому праву, но и по административному праву (Ю.А. Тихомирова), гражданскому праву (М.И. Брагинского, В.В. Витрянского), конституционному (государственному) праву (А.Б.Венгерова).

При анализе общей теории права автор обращался к работам таких ученых по теории права, как С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, А.Б. Венгеров, О.Э. Лейст, Н.И. Матузов, В.Г. Стрекозов, В.Н. Хропанюк2.

При подготовке диссертации изучены и проанализированы также труды ученых в области финансов и экономики (Данилевского Ю.А., Мезенцева Т.М., Делягина М.Г., Кочергина Е.А., Поршнева А.Г., Панскова В.Г., Черника Д.Г., Шаталова С.Д.1), а также результаты фундаментальных и прикладных исследований других экономистов, философов и социологов.

При исследовании законодательной техники автор обращался к работам Керимова Д.А., Тихомирова Ю.А.2

Полезными также оказались классические и современные работы иностранных авторов-экономистов и юристов, в частности, А. Смита, А. Вагнера, С. Сюррея, Р. Берда, М. Касанегра3 и некоторых других.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются правоотношения в сфере налогового администрирования, а также общественные отношения, возникающие в сфере государственного контроля и надзора за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исполнения налоговой обязанности.

Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие основы и порядок осуществления налогового администрирования в налоговом праве, а также практика их применения.

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в том, чтобы на основе критического изучения монографических, литературных источников, материалов текущей прессы, анализа и обобщения действующей практики в области применения норм, регулирующих отношения в сфере налогового администрирования, рассмотреть соответствующие теоретические положения, сделать общий обзор международной практики и, наконец, выявить конкретные недостатки в действующем законодательстве, регулирующем как эти отношения, так и смежные с ними отношения, урегулированные нормами административного и бюджетного права, а также предложить способы их устранения.

Для достижения намеченной цели, представляется целесообразным решить следующие научные задачи:

проанализировать исходные теоретико-правовые основы налогового администрирования в финансовом праве;

определить понятие и сущность конституционных основ налогового администрирования в правовом регулировании налоговых отношений и в формировании общих принципов налогообложения на основе отечественного и зарубежного опыта развития;

рассмотреть современную структуру налогового администрирования и сделать предложения по ее усовершенствованию;

выделить и изучить основные признаки, отражающие сущность налогового администрирования в налоговой сфере и сфере налогового контроля;

исследовать некоторые актуальные теоретические и практические проблемы налогового администрирования, обусловленные особенностями правового регулирования налоговых правоотношений;

подробно остановиться на анализе правовых аспектов налогового контроля в Российской Федерации с целью определения блока императивных норм, регулирующих отношения в сфере исполнения налоговой обязанности;

уяснить место государственных органов в системе налогового администрирования;

изучить закономерности и тенденции развития налогового администрирования в финансовом праве, его места в механизме правового регулирования, функции и роль в обществе в условиях развития рыночных отношений;

выработать конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства в части оптимизации осуществления налогового администрирования.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической базой исследования явились научные работы отечественных и зарубежных ученых, содержащие отдельные аспекты исследуемой проблемы. Использованы в качестве теоретической базы существенные наработки, имеющиеся в трудах ученых, исследующих вопросы общей теории государства и права, конституционного права: Алексеева С.С., Венгерова А.Б., Гаджиева Г.А., Тихомирова Ю.А., Топорнина Б.Н., Халфиной Р.О. и других.

Существенное влияние на формирование научных взглядов автора оказали труды ученых в области финансового и налогового права: Бельского К.С., Бесчеревных В.В., Брызгалина А.В., Винницкого Д.В., Вороновой Л.К., Гуреева В.И., Годме П.М., Горбуновой О.Н., Грачевой Е.Ю., Запольского С.В., Ивлиевой М.Ф., Карасевой М.В., Кашина В.А., Козырина А.Н., Крохиной Ю.А., Кучерова И.И., Кучерявенко Н.П., Куфаковой Н.А., Пепеляева С.Г., Петровой Г.В., Пискотина М.И., Ровинского Е.А., Слома В.И., Толстопятенко Г.П., Топорнина Б.Н., Тосуняна Г.А., Химичевой Н.И., Цыпкина С.Д., Шепенко Р.А., Ялбулганова А.А. и других.

В работе использованы труды известных российских и зарубежных ученых финансистов и юристов, исследующих налоговые правоотношения, международное налогообложение. Автором отмечаются работы Данилевского Ю.А., Мезенцева Т.М., Делягина М.Г., Кочергина Е.А., Поршнева А.Г., Панскова В.Г., Черника Д.Г., Шаталова С.Д., А. Смита, А. Вагнера, С. Сюррея, Р. Берда, М. Касанегра.

Методологическую основу исследования составляет комплекс научных методов, который позволяет достичь искомые теоретические результаты в процессе исследования роли налогового администрирования в финансовой деятельности государства: исторический анализ, диалектический, системно-структурный, сравнительно-правовой, философский, формально-логический метод, метод дедукции и другие. Используемые в диссертации методы не исключают возможности в отдельных случаях простого изложения фактов с целью придания соответствующей аргументации необходимой доказательственной силы.

Эмпирическая база исследования. Основной эмпирический материал в диссертации составили законодательные и подзаконные акты Российской Федерации в области финансового и административного права, соответствующая судебная практика.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. Научная новизна предпринятого диссертационного исследования состоит в том, что впервые в отечественной юридической науке осуществлено комплексное исследование теоретических и практических проблем налогового администрирования как целостного явления, имеющего значение для сферы управления государственными финансами. Результаты работы направлены на совершенствование нормотворческой работы в области налогового администрирования с учетом международного опыта и имеющейся судебной практики.

Положения, содержащие новизну и элементы новизны, выносимые на защиту:

1. Важным признаком исполнительной власти являются широкие полномочия по использованию приемов и средств налогового администрирования для решения стоящих перед ней задач. Такие полномочия вытекают из конституционного предназначения этой ветви власти – обеспечение соблюдения конституции и реализация нормативных актов высшей юридической силы – законов на всей территории государства.

В этой связи обоснована концепция налогового администрирования. Автором предложено определение налогового администрирования как совокупности норм (правил), методов, приемов и средств, при помощи которых специально уполномоченные органы государства осуществляют управленческую деятельность в налоговой сфере, направленную на контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

2. Проанализирован механизм налогового администрирования в системе государства. Обосновано, что его отличительной особенностью является наличие возможности осуществления управления финансовыми процессами (доходной частью бюджета) не только мерами государственного принуждения, но и иными правовыми и организационными средствами, отличными от мер принуждения. В данном случае в основу налогового администрирования положена реализация распределительной, регулирующей, поощрительной, дестимулирующей и фискальной функции налогов.

3. Предложено определение налоговой политики как совокупности экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны, обеспечению своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, общества в целом, а также развития экономики страны посредством перераспределения финансовых ресурсов. Основная цель налоговой политики – полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения социально-экономических потребностей общества, посредством создания эффективной, справедливой и экономически обоснованной налоговой системы.

На любом этапе развития общества налоговая политика должна решать следующие задачи:

создание условий для обеспечения необходимого объема финансовых ресурсов. Эта задача включает в себя большой комплекс мероприятий, связанных с налогообложением, как основным механизмом мобилизации финансовых ресурсов, а также амортизационной политикой, стимулированием налогоплательщиков, налоговыми льготами и санкциями;

обеспечение рационального распределения и эффективного использования финансовых ресурсов, перераспределение последних по фондам, территориям, ведомствам, отраслям, целевым программам;

выработка адекватного условиям хозяйствования финансового механизма, обеспечивающего реализацию поставленных задач и способствующего выполнению намеченных экономической политикой направлений развития.

загрузка...