Delist.ru

Теоретико-правовые основы налогового администрирования в Российской Федерации (01.07.2007)

Автор: Титов Алексей Сергеевич

ТИТОВ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность: 12.00.14 - административное право, финансовое право,

информационное право

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Диссертация выполнена на кафедре налогового права Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации».

Научный консультант: Заслуженный юрист РФ

доктор юридических наук, профессор

Кучеров Илья Ильич

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Карасева Мария Валентиновна

доктор юридических наук

Шепенко Роман Алексеевич

доктор юридических наук, профессор

Ялбулганов Александр Алибьевич

Ведущая организация Финансовая академия при Правительстве

Российской Федерации

Защита состоится 31 октября 2007 года в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 226.003.02 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России» по адресу: 109456, г. Москва, 4-й Вешняковский пр-д, 4, тел. 371-59-11.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России.

Автореферат разослан «_____» сентября 2007 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат юридических наук Трегубова Е.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современное развитие финансовой системы Российской Федерации характеризуется формированием нового подхода к механизму управления налоговыми доходами государства. Многовековой практикой налогообложения выработаны различные формы и методы контроля за сбором налогов, соблюдением налогового законодательства. Развитие и смена этих форм предопределяются развитием экономических и правовых институтов. Весь ход исторического развития государства свидетельствует о том, что налоги в той или иной степени являются неотъемлемой частью, орудием процесса государственного управления.

Этому аспекту государственной деятельности уделяется немаловажное значение в формировании внутренней бюджетной политики Российской Федерации на современном этапе развития. Как отмечено Президентом России В.В. Путиным в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007 года «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» в настоящее время требуется дальнейшая модернизация налоговой системы, в том числе системы администрирования, в целях создания комфортных налоговых условий для перехода отечественной экономики на инновационный путь развития1.

Происходящие серьезные перемены в экономике страны стимулируют рост общественного интереса к налоговым правоотношениям. Появились новые институты государственного управления, призванные обеспечивать функционирование финансовых, налоговых и бюджетных механизмов экономической системы. Среди всего комплекса институтов государственного управления следует особо выделить органы, в компетенцию которых входит администрирование финансовых, налоговых и бюджетных правоотношений: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др. Приведенные государственные органы осуществляют процесс управления в финансово-бюджетной сфере и являются проводниками государственной политики в указанной области правового регулирования.

Реформы, проводимые в российском обществе в последние годы, обусловили необходимость совершенствования налогового законодательства, обеспечения его эффективной реализации, а также потребность совершенствования механизма налогового администрирования, форм реализации государственной налоговой политики исходя из того, что налоговая политика, являясь частью финансовой политики государства, представляет собой совокупность управленческих, нормативных, экономических и политических мероприятий государства в налоговой сфере. В связи с этим обстоятельством правовое содержание налогового администрирования приобретает новый смысл, наполняется особым содержанием. На современном этапе актуальным и перспективным направлением финансово-правовых исследований становится проблема сущности налогового администрирования, его соотношение с государственной финансовой политикой, налоговой политикой, поскольку последняя оказывает большое влияние на экономику, экономические процессы, происходящие в государстве, в целом.

Все это порождает объективный процесс трансформации не только содержания основных категорий налогового права, но и системы налогового права как отрасли российского права, что, в конечном счете, приводит к расширению предмета правового регулирования.

Одним из факторов, оказывающих позитивное влияние на экономику Российской Федерации, является формирование эффективных норм налогового законодательства, что предполагает установление надлежащего правового регулирования налоговых отношений. Потребность в этом связана с повышением роли налогообложения в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных и предпринимательских интересов граждан и юридических лиц, с учетом усиления влияния налоговых норм на мировой коммерческий и финансовый оборот1.

Можно обоснованно утверждать, что с дальнейшим развитием в России рыночных механизмов хозяйствования будут нарастать позитивные факторы и тенденции, которые все в большей степени будут определять налоговое администрирование как важнейший и актуальный правовой институт.

Актуальность исследования проблематики, связанной с налоговым администрированием, возрастает с появлением необходимости межотраслевого анализа эффективности государственного управления в сфере налогов и сборов, функционирования налоговых норм.

Поскольку рассмотреть весь спектр правоотношений в сфере налогового администрирования и налоговой политики российского государства не представляется возможным в рамках одного диссертационного исследования, автор настоящей работы делает попытку подробно остановиться на одной группе отношений, а именно на правоотношениях, возникающих в сфере налогового администрирования.

Важным элементом эффективной системы сбора и перераспределения доходов бюджетной системы Российской Федерации является государственная система управления в налоговой сфере – налоговое администрирование. В целях наиболее полного поступления налоговых платежей государство в системе своих органов должно иметь соответствующий механизм, обеспечивающий постоянство налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды.

При решении задач, возлагаемых на налоговое администрирование, необходимо разделять само налоговое администрирование, механизм его реализации и налоговую политику. Соотношение приведенных понятий имеет важное значение для понимания сути осуществления налогового администрирования. Налоговое администрирование должно означать управление в области налогообложения исходя из того, что управление в самом широком понимании означает целенаправленное воздействие на тот или иной объект или руководство действиями этого объекта. При этом следует отметить, что управляющий субъект может быть как лицом, выступающим от имени государства (в случае государственного управления), так и лицом, выражающим частные интересы (в случае негосударственного управления). Можно предположить, что налоговое администрирование, в узком смысле, - это совокупность действий государственных чиновников в области налоговых правоотношений. В свою очередь, механизм налогового администрирования – это процедурное обслуживание внутриаппаратных или административных действий в той же области.

Таким образом, налоговое администрирование – это управление налоговыми правоотношениями с помощью проведения определенной государственной финансово-экономической политики, с учетом ответственности за порученное дело, при непосредственном участии специальных государственных органов. Механизм же налогового администрирования состоит из свода законодательных, подзаконных и инструктивных правил поведения в обозначенной сфере государственного управления, возлагаемых на каждого участника этих правоотношений.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что бюджетно-налоговая сфера является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Именно поэтому ее качественное совершенствование имеет особое значение и заслуживает углубленного теоретического анализа и исследования.

Налоговое администрирование пока все еще находится в стадии формирования. Это связано с происходящим в современных условиях процессом унификации финансового законодательства, а значит, разработкой единой системы налогового администрирования.

загрузка...