Delist.ru

Самореализация личности в зрелом возрасте (социологический анализ) (01.07.2007)

Автор: Солодникова Ирина Витальевна

II. Установки на самореализацию.

Социологические индикаторы – готовность к изменениям (гибкость, мобильность) в своей жизни, в том числе способность реагировать на изменения, вызванные сменой макросоциальных условий. Такие изменения принимаются личностью как данность, а высокая субъективная значимость самореализации сохраняется. Эти качества продемонстрировали работники военно-промышленного комплекса, которые ушли в другие сектора экономики, когда в начале 90-х годов прекратилось государственное финансирование из предприятий.

Социально-психологические установки проявляются в готовности человека актуализировать черты самореализующейся личности.

III. Процесс самореализации

Процесс самореализации осуществляется через проживание личной траектории самореализации. Эта траектория специфична в зависимости от:

3.1. области социальной практики, в которой наиболее активно происходит процесс самореализации личности.

3.2. скорости протекания самореализации

3.3 самодетерминированности/навязанности. Однако к этому критерию трудно подобрать эмпирические индикаторы, т.к. для самого человека навязанная саморелизация будет выступать как истинная.

IV. Механизмы самореализации.

Механизмами самореализации можно считать личностный выбор ее направления, определение его субъективной значимости, последовательности осуществления; самодетерминацию личности: создание личностных смыслов; их экстериоризацию. Экстериоризация является воплощением в реальном, социальном мире результатов деятельности, осуществленной во внутреннем плане.

V. Критерии самореализации.

Удовлетворенность и продуктивность/полезность (Л.А. Коростылева, 2000), которые направлены во благо как личности, так и социума.

Продуктивность рассматривается как успех. Это объективный критерий самореализации (А.Адлер – стремление к превосходству). Критериями социальной успешности может служить популярность «звезд» шоу-бизнеса, признание ученого (через присвоение научных степеней и званий, публикации статей и монографий, принятие профессиональным сообществом и т.п.), должность чиновника.

Удовлетворенность – субъективный критерий.

VI. Уровни самореализации.

1. Выбор собственной траектории самореализации. При этом выборе преобладают внутренние устремления, сопровождаемые уверенностью в том, что осуществляемые социальные практики эффективны. Источником поведения при этом выступает осознание своих потребностей и чувств, маркирующие усвоенные (или порожденные личностью) нормы и ценности.

2. Нормативная самореализация характеризуется преобладанием внешних по отношению к личности стратегий, соответствует ожиданиям социального окружения. Человек удовлетворен своей деятельностью и ее результатом, но источником поведения выступают внешние, «отчужденные» требования. Например, желание выйти замуж к определенному возрасту, так как позже будет поздно, причем выбор брачного партнера может быть не очень удачным.

3. Отсутствие самореализации – личность этого типа убеждена, что результат не может быть достигнут целенаправленно и предсказуемо. Такой человек пассивен, реализует в поведении стратегию «ухода» от принятия решений. Например, религиозное растворение личности в любви к Богу.

VII. Результат самореализации.

7.1. Для общества: Формирование социально одобряемых образцов личностной успешности, которые могут служить примером для подражания следующих поколений. Служит стабилизации общества, повышению его «социального капитала».

7.2. Для личности: Благодаря ей происходят личностный рост и развитие личности, формирует психологически здоровую, хорошо адаптированную личность.

Исходя из этих критериев, предлагается типология траекторий самореализации личности.

Во-первых, траектории самореализации можно классифицировать в соответствии с областями социальных практик, в которых наиболее активно происходит самореализация. Для современных россиян главными социальными практиками, в которых происходит самореализация – профессия и семья. Традиционно выделяют две сферы самореализации (см. Коростылева Л.А., 2000): профессиональную и семейную. Не вызывает сомнения тот факт, что эти области жизнедеятельности личности зрелого возраста являются определяющими для состояния всех остальных. По данным нашего исследования основными сферами самореализации личности зрелого возраста являются именно они. Дополнительными же сферами выступают самообразование, хобби, увлечения, поддержание здоровья. Это совпадает с анализом современного общества, предпринятого Ф. Хадсоном, который считал, что образование перестает быть уделом только молодых, что поддержание здоровья становится одной из ведущих ценностей современного общества, что досуг и отдых начинают по значимости конкурировать с ценностью работы. Это связано с тем, что с начала 90-х годов главными категориями для самоидентификации россиян, по данным социологических исследований, стали: семья, друзья и коллеги (см., например: Дилигенский, 1998; Граждане России: кем они себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить? 1998; Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету, 2000). В связи с быстрыми технологическими изменениями, усложнением труда одной из основных социальных практик, где активно происходит самореализация, становится получение образования, особенно второго высшего, изучение компьютера, иностранных языков, обучение на всевозможных курсах дополнительного образования.

Следующей по важности для людей зрелого возраста становится практика освоения здоровье сберегающего, самосохранительного образа жизни, активное отношение к состоянию своего здоровья. Также немаловажной стороной самореализации личности зрелого возраста становится освоение новых форм досуга и творческого отношения к нему (однако это свойственно в большей степени для состоятельной, материально обеспеченной части людей зрелого возраста). И, наконец, самореализация может проявляться в общественной активности. К этой форме самореализации могут быть отнесены протесты против монетизации льгот, марши несогласных и т.п.

Во-вторых, специфика самореализации личности может быть определена по критерию времени:

Нормальная (социально принятая), хронология важных жизненных событий, свойственных «нормативному» расписанию событий жизненного цикла.

«Ускоренная», стремительная – может определяться либо разнообразным «социальным капиталом» на старте, либо высокой направленностью на достижения. Например, человек, обучавшийся за границей, может быстрее найти высокооплачиваемую работу, быстрей продвигаться по карьерной лестнице.

«Неравномерная», отложенная, например, отложенное вступление в брак и обзаведение детьми из-за концентрации на карьере.

По критерию истинности/навязанности. Истинная самореализация – выборы личности относительно траектории своей самореализации. Навязанная – воспринимаемая личностью как своя, но навязанная средствами массовой коммуникации, рекламой. Примером такой самореализации может служить престижное потребление, подражание определенным социальным группам.

По преобладанию семьи или профессии в качестве сферы самореализации были получены эмпирические данные. При анализе методики незаконченных предложений нашего исследования респонденты были разделены на четыре группы по полу и возрасту (до 30 лет и старше 30 лет). Проведенный анализ полученных эмпирических данных позволяет выделить траектории самореализации сформированных групп респондентов (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Траектории самореализации личности в зрелом возрасте.

Удовлетворенность… семейными отношениями

работой + _

1 сбалансированная 2 неравномерная, с ориентацией на профессию

_ 3а - неравномерная, с ориентацией на успешность детей

3б - неравномерная, с ориентацией на материальное обеспечение семьи

4 неуспешная

1 траектория - сбалансированная. В нашем исследовании характерна для работающих людей в возрасте до 30 лет, для респондентов обоего пола в возрасте 30 лет и старше, успешных в сфере как профессиональных, так и семейных отношений. Для этой траектории самореализации характерны реалистичные планы как в семейной, так и в профессиональной сферах. Однако для респондентов в возрасте до 30 лет эти планы могут не осуществиться, и в дальнейшем они могут перейти к траекториям 2 и 3. У респондентов (в возрасте 30 лет и старше) уже имеются достижения в обеих сферах самореализации, так что их планы выглядят подкрепленными уже имеющимися достижениями.

Дополнительной сферой самореализации этой траектории выступает поддержание своего здоровья. Для мужчин – занятия спортом, для женщин – сохранение здоровья в более неопределенной форме (возможно медикаментозное лечение или соблюдение пищевых диет). Типично женская дополнительная сфера самореализации – путешествия (от посещения определенных европейских стран до экзотических, например, Малайзии).

загрузка...