Delist.ru

Самореализация личности в зрелом возрасте (социологический анализ) (01.07.2007)

Автор: Солодникова Ирина Витальевна

Как видно из данного перечня не все характеристики личности являются психологическими, они подразумевают включенность личности в социальный контекст, что привносит в изучение зрелой личности социологический аспект.

Чрезвычайно важным, на наш взгляд, является социальный аспект зрелости. Позитивная направленность социально зрелой личности в концентрированном виде содержит следующее ее определение: «личность, полностью разделяющая ценности социума и реализующая их в своем поведении» (Образование взрослых на рубеже веков, 2000, с.24). Большинство исследователей личности в зрелом возрасте склоняются к точке зрения, что одним из важнейших показателей социальной зрелости личности является ее ответственность перед обществом и самим собой (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский и др.), а одним из существующих и надежных инструментов ее измерения считают внутренний «локус контроля» Дж. Роттера (регистрирующий атрибуцию успеха или неуспеха себе).

Вероятно, зрелость социального поведения может быть в полной мере оценена только коллективной рефлексией того социума, ценности которого разделяет личность, или на основе критериев общечеловеческих ценностей. Однако на определенных этапах развития личности коллективная рефлексия социума может быть интериоризирована человеком на основе высокоразвитой способности к рефлексии и выступать в качестве внутренних императивов и оценок своего поведения по определенным социальным стандартам.

Критериями социально зрелой личности могут выступать:

- способность к конструктивному решению своих жизненных проблем;

- эффективное использование своих знаний и способностей;

- адекватное восприятие окружающего мира и себя в нем.

Основным содержанием социализации личности в зрелом возрасте является самореализация через различные социальные практики, творчество, как процесс возвращения вложений общества в личность.

Наиболее ярко процесс самореализации проявляется в молодости и в зрелом возрасте. Она тесно связана с решением социальных задач, стоящих перед человеком в это время. Р. Хейвиргист выделяет следующие социальные задачи молодости. Большая их часть связана с созданием семьи: выбор супруга, подготовка к супружеской жизни, создание семьи, воспитание детей, ведение домашнего хозяйства. Молодой человек также должен начать профессиональную деятельность, принять гражданскую ответственность и сформировать группы членства и референтные группы.

По мнению ряда исследователей, для зрелого возраста социальными задачами выступают:

- достижение зрелой гражданской и социальной ответственности;

- достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня;

- выбор удовлетворяющих способов проведения досуга;

- помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми;

- усиление личностного аспекта супружеских отношений;

- принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним;

- приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.

В контексте решения этих социальных задач может происходить самореализация человека зрелого возраста. Однако, по мнению, как зарубежных, так и отечественных исследователей в настоящее время происходит активное «размывание» границ традиционных периодов жизни. В связи с этим наступление многих основных событий жизни меньше регламентируется возрастом, чем это было несколько десятилетий назад. Следовательно, в зрелом возрасте личность может впервые или вновь решать задачи, связанные с формированием семьи и воспитанием детей. Последовательность, субъективная значимость решения различных социальных задач, а также возможное наличие уникальных, индивидуальных задач определяет направления (векторы самореализации в зрелом возрасте).

Самореализация личности происходит путем осуществления личностью жизненных выборов, ее самодетерминацией.

К.А. Абульханова–Славская ввела понятие жизненной стратегии (близкое понятию траектория жизни), которое описывает особенности самореализации личности в зрелом возрасте. Формирование жизненной стратегии предполагает, что каждый человек строит свою жизнь самостоятельно. Стратегия имеет три основных признака: выбор основного для человека направления, способа жизни (определение главных ее целей, этапов их достижения); разрешение противоречий жизни, достижение своих жизненных планов и целей; творчество, созидание ценностей своей жизни (Абульханова-Славская К.А., 1991).

На наш взгляд, выделяя признаки жизненной стратегии личности, исследователь наметила ключевые точки механизма самореализации личности. Во-первых, этот процесс может происходить только тогда, когда личность выбирает основные направления своей самореализации, формируя тем самым индивидуальный стиль жизни. Во-вторых, для разрешения противоречий жизни необходима самодетерминация, которая предполагает адекватный учет, как внешних по отношению к человеку условий решения проблемы, так и приведение в соответствие с ними внутренних потребностей личности. В-третьих, при этом возможны не только «присвоение», интериоризация нормативно предписанных, ранее известных, но и создание новых жизненных приоритетов, поиск новых жизненных целей и смыслов.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, не существует критериев и норм, по которым можно было бы оценить жизнь человека извне. Тем не менее, сам человек имеет безошибочный критерий оценки – удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью. По мнению ученого, удовлетворенность жизнью – это «сложное, но всегда обобщенное чувство состоявшейся или несостоявшейся, удачной или неудачной жизни» (К.А. Абульханова-Славская, 1991, с.152). Его сложность заключается в том, что, испытывая разочарование в чем-то, человек утешает себя другими достижениями. Удовлетворенность отражает чувство верности, истинности своей жизни. Аналогичный критерий формирования позитивной идентичности на завершающей стадии жизненного пути личности предлагал Э. Эриксон. Если в период молодости субъективная удовлетворенность жизнью определяется таким социальным ресурсом, как длительная жизненная перспектива, пиком физической формы, то в зрелом возрасте она во все большей степени определяется мерой реализации юношеской «Мечты» (Д. Левинсон), своих жизненных планов.

Люди в зрелом возрасте приобретают черты субъекта жизни, для которого характерна всевозрастающая степень и расширяющееся пространство «овладений», присвоений (интериоризация в терминах Л.С. Выготского). Первоначально ребенок в ходе социализации овладевает своими действиями, придавая им нужное направление, затем – ситуациями, далее – отношениями, а через их регуляцию все более возрастает возможность организации жизни, как целостного процесса (т.е построения траектории жизни).

Социализация личности происходит на всем протяжении ее жизненного пути. Однако направления этого процесса существенно различаются на разных этапах онтогенеза. На ранних этапах жизненного пути личности, вплоть до завершения образования, доминирующим вектором ее развития является процесс усвоения культурных, социальных норм того общества, в котором она живет и развивается. Ее механизмом является интериоризация, «вращивание» внутрь личности писанных и неписанных правил, норм и ценностей общества, что меняет личностную структуру. Благодаря этому накапливаются знания, социальные навыки, формируются личностные смыслы, необходимые ей для дальнейшего самостоятельного функционирования в зрелом возрасте.

В молодости, и особенно в зрелом возрасте постепенно начинает меняться баланс процессов интериоризации и экстериоризации (экспликация накопленного опыта вовне) в пользу последнего. Интериориоризация не прекращается в зрелом возрасте, но в жизни взрослых людей более ярко представленным становится процесс экстериоризации, «отдачи», трансляции накопленного опыта. Мы полагаем, что человек зрелого возраста экстериоризирует не все нормы и правила, усвоенные им ранее, а только те, которые являются адекватными образу жизни, формируемому личностью в период зрелости и сложившимся культурно-историческим условиям. Более того, в этом процессе «овеществления» себя-в-мире личность способна не только транслировать усвоенные нормы и ценности, но и творчески порождать новые, обеспечивая развитие социума.

Таким образом, самореализация является сущностной характеристикой социализации личности в зрелом возрасте.

На заключительных этапах социализации личности ведущим ее содержанием становится модус ограничения и самоограничения, который позволяет сохранять, удерживать привычный уровень личностной активности в наиболее значимых для человека отношениях, как можно дольше. Исследователи отмечают, что этот период в жизни современного человека становится все более продолжительным. Как следствие этого, он вызывает интерес исследователей разных научных направлений. В современной науке сформировалась геронтология, рассматривающая заключительные этапы жизненного пути личности с точки зрения физиологических, психологических и социальных изменений. В конце ХХ века происходил пересмотр понимания старости, как упадка, конца жизни и умирания в направлении поиска позитивных новообразований, формирования активного образа жизни пожилых людей, сохранения здоровья и активности людей «третьего» возраста.

Исследователи выделяют новообразования, формирующиеся в старости, например, появление такого нового качества личности как мудрость (Э. Эриксон, Д. Левинсон, П. Балтес и др.), культивирование своеобразной «исторической памяти», такой как «вписывание» своего индивидуального жизненного пути в исторический контекст.

Итак, на ранних этапах жизненного пути личности (вплоть до завершения процесса образования) доминирует социализация, описываемая через усвоение социальных и культурных норм конкретного общества. Социализация в зрелом возрасте осуществляется в форме самореализации, проявлениями которой является продуктивная деятельность и творчество. Это основное направление социализации личности в зрелом возрасте. И, наконец, на завершающих этапах жизненного пути личности социализация заключается в «вписывании» событий индивидуальной жизни в исторический контекст, в приобретении мудрости.

В третьей главе «Зрелый возраст и динамика самореализации личности в современном российском обществе» предлагается авторская концептуальная модель социологического исследования самореализации личности и ее частичная верификация эмпирическими данными.

В гуманитарных науках сосуществуют термины «самоактуализация» и «самореализация». Понятие «самоактуализация» отражает субъективную, внутреннюю потребность человека достичь наиболее полного личностного развития (потребность в самоактуализации – единственная движущая сила развития личности, по К. Роджерсу). Самореализация – это объективный, внешний процесс, на который влияют многие социальные факторы. Поэтому самореализацию мы рассматриваем, как проявление потребности в самоактуализации в конкретных исторических условиях.

Самореализация носит процессуальный, динамический характер. Не может быть полной и окончательной самореализации, ее «завершения», т.к. у человека до конца жизни возникают новые цели, к достижению которых он стремится. Континуальный характер личностной самореализации подчеркивает и Т.З. Козлова (Козлова Т.З., 2004), выделяя следующие ее фазы: адаптация (20-29 лет); наиболее плодотворная фаза (30-39 лет); зрелости (40-49 лет); передачи опыта и подготовки к пенсии (50-59 лет), пенсионная.

Изначально авторы идей о самореализации личности (К. Гольдштейн, К. Роджерс, А. Маслоу) рассматривали ее как позитивный процесс раскрытия внутренних, сущностных сил человека. Поэтому, самореализация по своей сути может быть только просоциально направленной. Самовыражение, подразумевающее использование деструктивных механизмов (социальных – войны, межнациональные конфликты, преступность, терроризм и т.п. и личностных – невротизация, «уход в болезнь» и т.п.), скорее, является девиацией. В лучшем случае это обеспечивает личности период «психосоциального моратория» (Э. Эриксон), но никак не способствует «опредмечиванию», экстериоризации ее сущностных сил, скорее, наоборот, - является разрушительным для личности.

В социологической модели исследования социализации и самореализации личности в зрелом возрасте можно выделить несколько основных параметров:

I. Условия самореализации

1.1. Социальные условия самореализации

1.1.1.Стабильное общество – нормативный жизненный путь, при своевременном выполнении социально-временного «расписания жизни» человек достигает удовлетворяющего его уровня самореализации. Идеологическая пропаганда направлена на внедрение и закрепление уже массово существующих образцов жизни (ожидание квартиры в очереди на жилье в Советском Союзе, жизнь в пригороде в cобственном доме как американская мечта). В СССР не было такого выраженного массового стремления к материальному достатку, возможно, по двум причинам: отсутствовали образцы, к которым можно было стремиться, и достаток рос вместе со стажем работы, который его во многом и определял.

1.1.2. Нестабильное общество (общество риска). В связи с быстрой изменяемостью всех социальных практик, человек зрелого возраста должен принимать решения, делать выборы при изменении социальной ситуации, следовательно, формируется множество вариантов траекторий самореализации. Критерии самореализации более «размыты», в обществе существует огромное множество жизненных путей, на которые можно ориентироваться. В связи с повышением роли средств массовой коммуникации людям навязывается рекламой некий образ, образец, следуя которому он или она станут счастливыми («Ты этого достойна»). Формируется общество потребления, где потребление субъективно гораздо важнее производства, в том числе и собственной личности. Таким образом, часть людей следует навязанной обществом траектории самореализации (давление по поводу внешности, особенно для женщин, увеличение проявлений анорексии и абулии среди девочек-подростков, стремление попасть на телевидение, прославиться чрез книгу рекордов Гиннеса и т.п.)

1.2. Индивидуальные условия самореализации

Обладание следующими характеристиками увеличивают вероятность достижения высокого уровня самореализации: высокий уровень образования, хорошее здоровье. Также индивидуальным условием самореализации является выраженность черт самоактуализирующейся личности.

загрузка...