Delist.ru

Самореализация личности в зрелом возрасте (социологический анализ) (01.07.2007)

Автор: Солодникова Ирина Витальевна

5. Самореализация личности может осуществляться в различных диапазонах траекторий. Они классифицированы по трем критериям: в соответствии с областями социальных практик, в которых наиболее активно происходит самореализация, по критерию скорости протекания и по критерию самодетерминированности/навязанности самореализации. По критерию ведущих социальных практик можно выделить самореализацию в профессиональной или общественной деятельности, в семье, в повышении образовательного уровня, в поддержании здорового образа жизни, в освоении новых форм досуга. По критерию скорости протекания можно выделить традиционную самореализацию, соответствующую «нормативному» расписанию событий жизненного цикла; ускоренную самореализацию, определяемую либо значительным «социальным капиталом» на старте, либо высокой направленностью на достижения; неравномерную, происходящую в одной из областей социальных практик (чаще в профессиональной) в ущерб другим. По критерию самодетерминированности/навязанности самореализации траектория самореализации может быть выбором личности или навязанной ей средствами массовой информации (например, самореализация через престижное потребление в широком смысле).

Траектория, по которой происходит самореализация конкретной личности зависит как от макросоциальных факторов жизнедеятельности общества, так и от ее индивидуальных особенностей. В наибольшей степени траектория самореализации детерминирована жизненными выборами человека, которые совершаются реальной общественной среде, для которой характерны определенные возможности и ограничения.

6. В результате анализа эмпирического материала обнаружены сбалансированная и неравномерная траектории самореализации у людей зрелого возраста, живущих в условиях радикальных социальных изменений. Основными социальными практиками, в рамках которых происходит самореализация, являются профессиональная деятельность и семейная жизнь. Сбалансированная траектория характеризуется успешностью личности в семейной и профессиональной сферах, а также наличием артикулированных интересов в практиках проведения свободного времени. Неравномерная траектория характерна для тех респондентов, которые не удовлетворены либо своими семейными обстоятельствами, либо профессиональным статусом. Женщины компенсируют свою неудовлетворенность, «делегируя» свои неосуществленные планы детям, мужчины – стремлением к более высоким заработкам.

7. Выделены основные этапы самореализации личности. Работающие люди в возрасте до 30 лет (молодежь) оценивают возможность своей самореализации выше, нежели респонденты в зрелом возрасте (30 лет и старше). Эти различия обусловлены тем, что первые имеют более длинную жизненную перспективу. Они полагают, что смогут реализовать свои жизненные планы, которые формировались в условиях радикальных социальных изменений в России. Респонденты в возрасте старше 30 лет более критично оценивают свою самореализацию. Это свидетельствует, с одной стороны, о большей реалистичности их оценок. С другой стороны, траектория самореализации этих респондентов формировалась в других макросоциальных условиях (в советском обществе) и в изменившемся социуме оказалась неактуальной.

8. Для самореализации россиян периода радикальных социальных изменений одним из ведущих направлений является достижение (стремление к достижению) материального благополучия. Это обстоятельство обусловлено тем, что все большая номенклатура социальных благ становятся платными. В большей степени этот аспект самореализации представлен у мужчин.

9. Осуществлена социологическая интерпретация психологических данных, содержащихся как в концепциях самореализующейся личности, так и в данных эмпирического исследования самореализации. Психологические представления о самореализации личности введены в социологический оборот, проинтерпретированы сквозь призму социальных условий самореализации личности.

Практическая значимость результатов исследования. В научный оборот вводятся новые теоретические подходы к изучению личности в зрелом возрасте, которые в адаптированном виде могут применяться российскими учеными при проведении собственных эмпирических исследований, а также для сравнения с имеющимися отечественными концепциями жизнедеятельности личности в зрелом возрасте.

Помимо этого практическая значимость исследования определяется тем, что знание и учет траекторий и параметров самореализации личности в зрелом возрасте является одним из условий совершенствования кадровой политики государственных и частных организаций, планирования карьеры самой личностью. Поэтому полученные данные могут быть использованы в деятельности органов управления различного уровня в формировании социальной политики регионов.

Описание траекторий самореализации личности в зрелом возрасте может быть востребовано в практике психотерапевтической работы с взрослыми людьми. Кроме того, материалы диссертационного исследования найдут применение в программах тренинга, направленных на повышение креативности личности, личностного роста и саморазвития.

Особое направление возможного практического приложения результатов работы – использование их в практике социальной работы с людьми этой возрастной категории. Результаты работы могут быть использованы при обучении и переобучении взрослых людей.

Материалы диссертации могут быть использованы в рамках лекционных курсов «Социология личности», «Социальная структура», «Социальная политика», а также при чтении спецкурсов, в процессе самоподготовки и самообразования студентов в период обучения в ВУЗе и профессиональной переподготовки.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры психологических основ развития личности РИРО (Рязанского института развития образования); кафедры прикладной социологии МГСУ (Московского государственного социального университета), кафедры социальной психологии Института Психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, кафедры теории и истории социологии факультета социологии РГГУ.

Основные теоретические и практические результаты исследования также обсуждались на международных, российских и региональных конференциях: «Клинико-физиологические материалы диагностики и коррекции физического состояния организма» (Рязань, 1995); Ежегодная конференция национального Совета по семейным отношениям (Канзас, США, 1996); «Система непрерывного образования и ее роль в развитии личности» (Рязань, 1998); «Психолого-педагогические проблемы развития личности в современной системе образования» (Рязань, 1999); «Конференция участников программы Фулбрайта по обмену учеными. Инновации в университетском образовании России: международные модели и местные инициативы» (Санкт-Перербург, 2000); международной конференции «Жизненные стили и социальные практики интеллигенции» (Москва, РГГУ, 2002); международной конференция «Интеллигенция в обществе риска» (Москва, РГГУ, 2003); международной теоретико-метологической конференции «Гражданские позиции интеллигенции: «Камо грядеши?...» (Москва, РГГУ, 2004); V Всероссийский научно-педагогический социальный конгресс (Москва, МГСУ, 2005); Международная конференция, посвященная 10 - летию Института им. Л.С. Выготского (Москва, РРГУ, 2005); международной конференции «Интеллектуальная собственность в гуманитарном измерении» (Москва, РГГУ, 2005) и др.

Содержание работы отражено в научных публикациях автора, общий объем которых составил более 30 печатных листов.

Диссертация была обсуждена на совместном заседании кафедр теории и истории социологии и прикладной социологии социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета.

Основное содержание и структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, одинадцати параграфов и заключения.

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы диссертации, раскрывается степень разработанности указанной проблемы, определяются цель и задачи исследования, его методологическая основа, эмпирическая база, содержатся указания на научную новизну, теоретическую и практическую значимость результатов.

В первой главе «Теоретико-методологические основания исследования личности в гуманитарных науках» анализируются современные теории личности.

Исследования личности в рамках историко-антропологического дискурса показывает, что на протяжении исторического развития общества вплоть до конца периода средневековья в Европе, личность самоопределялась в первую очередь, через через принадлежность к группе, классу, социальной страте (Б.Ф. Поршнев, А.Я. Гуревич, А.И. Донцов).

На ранних этапах социогенеза не существовало деления жизненного пути личности на отдельные этапы. Постепенно основным маркером перехода к выполнению личнстью своих социальных функций в их полном объеме стали обряды иницииации, обозначавшие переход к взрослому статусу – приобретение статуса охотника/воина для мужчин и невесты для женщин.

С усложнением социальной структуры общества и формированием государства выделяются специфические этапы жизненного пути человека. Так, по аналогии с временами года, древнегреческий философ Пифагор выделял период становления (от рождения до 20 лет – весна); период молодости (20 - 40 лет – лето); период зрелости (40 - 60 лет – осень); период старости (60 - 80 лет – зима). Периодизации, основанные на символическом значении чисел, существовали и в средневековой Европе, когда по количеству известных в то время планет выделялось семь этапов человеческой жизни.

Центральное положение в обществе в эту историческую эпоху занимал человек зрелого возраста, как носитель социального опыта, находящийся на пике своих физических возможностей. Так, наиболее желанным возрастом в древнегреческом обществе был возраст «акмэ» – 37 лет, в средневековых «лестницах» возрастов в верхней ее точке находился мужчина в военной форме, предположительно в возрасте 25-35 лет.

Другие периодизации, например, (жизненного цикла южных дравидов – А.В. Толстых) содержали в себе указания на смену социальных позиций человека в обществе: ученик в храме, возвращение домой для исполнения семейных обязанностей, семейная жизнь, жизнь отшельником после появления «детей своих детей».

В средневековой Европе периодизации человеческой жизни строились с опорой на смену социальных позиций человека. Так, важным ранним социальным «маркером» изменения социального статуса являлось первое приобщение ребенка к профессии. Оно было социально дифференцировано и в значительной мере предопределяло его будущий социальный статус. В 6 – 7 лет ребенок отдавался в семью примерно того же социального статуса. Например, дети из привилегированных слоев общества становились пажами у аристократов, отпрыски ремесленников отдавались в подмастерья (Кон И.С., 1999). Распространенными в то время были метафорические изображения различных возрастов в виде лестницы, ее ступени соответствовали выполнению различных социальных ролей человеком (учение, ухаживание, воинская служба и т.д.),

В это историческое время человеку практически не предоставлялось возможности самостоятельного движения по жизненному пути, который почти полностью определялся приписанным социальным статусом. Принадлежность к определенному классу, социальной группе предопределяла предсказуемый жизненный путь личности в условиях устойчивого функционирования общественных институтов общества. Таким образом, особенностью самореализации в стабильных, постфигуративных (М. Мид) обществах являлось следование социально-стратифицированным предопределенным моделям поведения. Процесс самореализации был задан социальными нормами жизнедеятельности человека. Следуя этим нормам и моделям в конце жизненного пути, человек мог испытывать удовлетворение от полноценно прожитой жизни.

Формирование индустриального общества (XVIII век) потребовало развития массового института образования, которое стало необходимым для промышленного производства. Это привлекло внимание ученых к детству, закономерностям развития ребенка. Появляются теории созревания, в основе которых лежат идеи Ж.-Ж. Руссо и теории научения, основоположником которых был Дж. Локк. Появляются возможности изменения индивидуальной траектории жизненного пути («вертикальной» и «горизонтальной» социальной мобильности) при помощи получения образования.

В рамках психологической науки проблемы формирования и развития личности находились в центре внимания многих теоретических направлений. Особый интерес для данной работы представляют разработки гуманистической школы, сформировавшейся в середине ХХ века в США. Одним из оснований выделения этого направления в самостоятельную школу явился интерес ее представителей к функционированию здоровой, хорошо адаптированной к социальной жизни личности. Представители этой школы (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй, и др.) полагали, что позитивное развитие личности является естественной и врожденной потребностью индивида. Одним из центральных понятий гуманистической школы психологии стало понятие самоактуализации, интерпретируемое как «стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма» (Rogers, 1961, p.35), то есть самоактуализация личности рассматривалась как процесс, позволяющий развивать и реализовывать способности человека. Креативность, непосредственность, смелость и настойчивость в работе – ведущие характеристики самоактуализирующихся людей.

Идеи гуманистической школы образовали так называемую «вершинную психологию», психологию человеческих достижений, в противовес глубинной психологии, основанной З.Фрейдом, центром внимания которой стало изучение бессознательной составляющей психики. Таким образом, в гуманистической психологии не изучались возможности а- и антисоциального наполнения процесса самоактуализации, а только его позитивные, социально одобряемые образцы.

Отечественные психологи также проявляли и проявляют интерес к функционированию психологически здоровой, социально успешной личности. Ее особенности рассматривали А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.А. Реан, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев. Ими выделяются такие ее характеристики как ответственность за свои поступки, способность к изменениям паттернов поведения, ориентация на достижение общественно значимых целей, реалистичная оценка своих возможностей, позитивное отношение к миру, терпимость, самостоятельное целеполагание, сформированная воля, вера в возможность осуществления личных планов, целостная самооценка, высокая работоспособность и продуктивность.

Следует отметить, что в традиции отечественной психологии принято выделять не только психологические характеристики здоровой самоактуализирующейся личности, но и указывать на социальные условия ее формирования. Ими являются особенности социально-исторического образа жизни, в рамках которого человек может (или не может) выбирать виды деятельности. Кроме того, для успешной реализации жизненных планов необходима свобода, трактуемая в психологии как свобода выбора (Д.А. Леонтьев).

Таким образом, как в зарубежной, так и в отечественной психологии второй половины ХХ века отмечается интерес исследователей к изучению здоровой, социально адаптированной личности. Гуманистическая школа психологии рассматривает самореализацию как основную движущую силу развития человека, представляет ее сукцессивно и изучает самореализацию только как социально позитивный процесс. Отечественные психологи анализируют психологические характеристики здоровой социально успешной личности, выделяя при этом социальные условия ее существования.

Далее анализируется социологический дискурс в трактовке личности, где она рассматривается как объект и субъект общественных отношений.

В современной социологической науке можно выделить две основные парадигмы: макросоциологичеcкая (социологический реализм), объектами исследования которой выступают общество, его социальная структура и социальные институты и микросоциологическая (социологический номинализм), концентрирующая свое внимание на личности, индивиде, человеке.

Макросоциологический анализ становления личности представлен в работах Г. Спенсера, рассматривавшего личность, как продукт естественного отбора наиболее приспособленных к условиям жизни людей; К. Маркса, который полагал, что личность есть продукт общественных, в первую очередь экономических отношений; Э. Дюркгейма, для которого источником развития личности была культура и др.

В рамках макросоциологическогой парадигмы сформировался статусный подход к пониманию личности, концентрирующийся на возможностях вертикальной мобильности личности для обретения ею желаемого социального статуса. Так, Э. Хаген ввел в науку понятие инновационной личности, как предпосылки развития современного общества. Толчком для ее появления являются революции, в результате которых происходит утрата ранее привелигерованными социальными группами своего статуса.

Макросоциологический анализ личности в современной России предпринял Ж.Т. Тощенко, исследуя парадоксальность современного российского общественного сознания, которая порождена глубокими трансформациями, происходящими во всех сферах жизни общества. Парадоксальный человек, непротиворечивым для себя образом соединяющий социальные установки как советской эпохи, так и современного российского общества, является дестабилизующим фактором, удобным объектом манипулирования.

В рамках микросоциологической парадигмы сложилось несколько направлений исследования личности. Так, представители символического интеракционизма полагали, что личность формируется в результате взаимодействия с другими людьми. Дж. Мид выделил две составляющие образа «Я» (“self” – человек как активный деятель и “me” – инстанция, аккумулирующая мнения других людей об индивиде); Ч. Кули ввел понятие «зеркального Я»; Э. Гоффман создал концепцию «социальной драматургии», рассматривавшую социальную жизнь, как театральное действие. Одним из центральных понятий этой концепции стало понятие роли как осуществления прав и обзанностей, связанных с данным статусом.

Ролевые теории личности формировались в первую очередь в рамках изучения семейных и профессиональных ролей. Так, Э. Дювалль выделил восемь стадий развития семьи, каждая из которых отражает увеличение или уменьшение размера семьи или изменение роли родителя по мере того, как взрослеют дети. Периодизация Э.Дювалля легла в основу других, более дробных периодизаций, используемых, например, при анализе потребительского поведения семьи в целом или отдельных ее членов.

Другой группой социальных ролей личности, подробно изученных социологами являются профессиональные роли. Так. Д. Сьюпер выделил типичные для мужчин паттерны профессионального пути, стадии трудовой карьеры мужчины. В дальнейшем стадии профессионального пути мужчины дополнялись и уточнялись, например, Р. Хейвиргистом (Havighurst R., 1964).

загрузка...