Delist.ru

Самореализация личности в зрелом возрасте (социологический анализ) (01.07.2007)

Автор: Солодникова Ирина Витальевна

Становление отечественной научной традиции изучения проблем социализации происходило в рамках психологии и педагогики (П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.). Этими учеными-обществоведами были сформулированы основополагающие идеи о формировании личности, акцентирующие важность коллективной, общественной деятельности.

Интенсификация интереса к проблемам социализации в нашей стране связана с периодом радикальных социальных изменений, начавшихся в середине 1980-х годов. В это время появляются работы, посвященные изучению специфики социализации в России, влияния на нее трансформаций всех сторон жизнедеятельности общества (В.П. Воробьев, В.В. Касьянов, А.И. Ковалева, В.П. Коломиец, С.П. Иваненков, А.А. Иудин, В.В. Морозов, А.В. Прокоп, Л.В. Ревенко, А.П. Скобцов, Н.С. Слепцов, Ю.Г. Стрелков, В.Б. Устьянцев, Ю.В. Филиппов, Ю.Р. Хайруллина, О.Н. Юречко, Л.С. Яковлев и др.).

В то же время в последние десятилетия наблюдается повышение интереса к проблемам социализации пожилых людей. Формируются идеи о сохранении активного и продуктивного образа жизни на поздних стадиях жизненного пути человека. Геронтологическое направление изучения социализации личности разрабатывается такими учеными как М.Ю. Елютина, О.Г. Краснова, А.Г. Лидерс, И.В. Шаповаленко и др.

Кроме того, увеличение разнообразия траекторий социализации различных социальных групп ведет к усложнению форм общественной жизни. В связи с этим актуальным становится изучение социализации личности не только на ранних и поздних этапах ее жизненного пути, но и в зрелом возрасте. Этому аспекту социализации посвящены работы В.П. Воробьева, В.Г. Зазыкина, А.А. Деркача, Г. Крайга, К.Н. Поливановой, А.А. Реана, Э. Эриксона и др. Отмечается, что психология, описывая становление личности, рассматривает в основном начальный период жизненного пути личности, в то время как «…в социологии очень важно раскрыть и показать те социальные факторы, условия, механизмы, которые направлены на изменение уже сложившегося стиля поведения» (Коломиец В.П., 1993. – с.73).

Самореализация личности в качестве специального предмета исследования выступала в работах ряда как отечественных ученых (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, Э.В. Галаджинский, М.В. Ермолаева, Л.Н. Коган, Т.З. Козлова, Л.А. Коростылева, Н.И. Полубабкина, В.Ф. Сержантов, Л.В. Сохань и др.), так и зарубежных (Ш.Бюллер, А. Маслоу, К. Роджерс, Т. Шибутани, В. Франкл, и др.).

Даже с учетом многочисленных теоретических и эмпирических исследований, проведенных зарубежными авторами по проблеме социализации и самореализации личности в зрелом возрасте (P.B. Baltes, H.W. Reese, & L.P. Lipsitt, 1980, , E.M. Duvаll., 1971, J.W., Fowler, 1983, C. Gilligan, 1982, W.E. Gooden, 1989, S.M. Harris, 1995, F.M. Hudson, 1991, R. Josselson, 1987, D.J. Levinson, 1979, D.J. Levinson, J.D. Levinson, 1996, R.M. Liebert, M.D. Spielger 1990, J. Loevinger, 1984, S.R. Maddi 1989, J.E. Marcia, 1966, L.I. Pearlin, & M.A. Lieberman 1979, P.J. Perun & D.D. Bielby, 1980, K.F. Riegel, 1977, J.C. Rush, A.C. Peacok, G.T. Milkovich, 1980), история изучения самореализации личности изобилует спорными и нерешенными вопросами, требующими более глубокого и разностороннего анализа.

Вместе с тем, специальных исследований, посвященных анализу самореализации личности в зрелом возрасте в отечественной социологии нет. Лишь в последние годы появились работы, в которых освещаются отдельные ее аспекты, например, самореализация в основных сферах жизнедеятельности (Л.А. Коростылева), самореализация в пожилом возрасте (Т.З. Козлова). Исходя из малой разработанности данной проблемы, мы ставим цель рассмотреть самореализацию личности зрелого возраста как целостный феномен, выявить его существенные характеристики, проанализировать условия самореализации личности зрелого возраста в России.

Анализ изученности проблемы самореализации личности дает возможность говорить о том, что для исследования заявленной в настоящей работе проблемы сложились теоретико-методологические предпосылки. В то же время в современной отечественной социологии отсутствуют попытки интегративного рассмотрения самореализации личности в зрелом возрасте, анализа ее условий, траекторий, характеристик.

Таким образом, проблемное поле исследования самореализации личности зрелого возраста осталось неразработанным в отечественной социологической науке.

Цель настоящей работы состоит в выявлении сущности и основных характеристик самореализации личности в зрелом возрасте, выявлении ее условий и траекторий.

Цель исследования потребовала постановки и последовательного решения целого ряда задач, главные из которых сводились к следующему:

1. Дать анализ генезиса идей самореализации личности в гуманитарных науках.

2. Рассмотреть самореализацию личности с точки зрения социологических, психологических, историко-антропологических и интегративных теоретических концепций личности.

3. Определить рамки зрелого возраста, обосновать критерии социальной зрелости личности.

4. Выявить континуум вариативности-нормативности зрелого возраста в различных общественных системах.

5. Предложить концептуальную модель социологического анализа самореализации личности в зрелом возрасте.

6. Обосновать основные критерии и разработать типологии траекторий самореализации личности.

7. Проанализировать влияние социально-экономических и политических условий современного российского общества на самореализацию личности и особенности реализации ее траекторий.

8. Выявить специфику социальных установок россиян на самореализацию.

Объектом исследования является личность в зрелом возрасте

Предметом исследования стали траектории и характеристики самореализации личности зрелого возраста.

Теоретико-методологической основой исследования является микросоциологическая парадигма (социологический номинализм), в центре внимания которой находится личность, ее социальные связи и практики. Ее востребованность в социологической науке определяется состоянием неопределенности современного общества, трансформациями его социальных институтов. В этих условиях возрастает роль личности как субъекта социальных отношений, трансформатора и создателя новых общественных практик. В русле этой парадигмы мы опирались на идеи гуманистической социальной мысли, одной из центральных проблем которой является функционирование психологически здоровой, хорошо социально адаптированной личности, одной из центральных характеристик которой является самореализация. Эти идеи развиваются отечественными социологами и психологами.

Направление «life-span development» (развитие на протяжении всей жизни) обогащает представления о закономерностях функционирования личности на протяжении всего ее жизненного цикла. Ученые, работающие в рамках этого направления, также реализуют микросоциологический подход при изучении этого феномена. Они внесли значительный вклад в исследование закономерностей функционирования личности зрелого возраста.

Методология исследования самореализации личности зрелого возраста тесно связана с «понимающей» социологией, поскольку в фокусе внимания находятся индивиды, а не общество в целом. Утверждается, что личность как субъект социальных отношений формируется в обществе, признается значительная роль каждого человека в функционировании всех уровней компонентов социума.

Использовались теоретические положения и эмпирические данные как социологии, так и психологии, антропологии и других «смежных» с социологией отраслей гуманитарного знания.

Эмпирическая база исследования.

Проект «Социальное самочувствие россиян», выполненный в 2004-2005 г.г., и включавший в себя тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева и тест уровня самоактуализации Э. Шострома (в адаптации Ф. Калины), а также авторскую версию методики «незаконченные предложения» Выборка целевая, нерепрезентативная. Объем выборки 131 человек. Были опрошены работающие респонденты в возрасте от 21 до 60 лет с высшим образование, проживающие в Москве.

Результаты анализа 20 глубинных интервью женщин зрелого возраста (от 35 до 52 лет на момент интервьюирования, имеющих высшее образование и проживающих в г. Рязани и г. Москве), проведенных в 2002-2003 гг.

Для сравнительного анализа были использованы данные исследований:

«Российский индекс целевых групп» (TGI), используются данные с 2000 года. Исследование проводится компанией КОМКОН. Объем выборки более 34000 респондентов в год. Выборка городского населения стратифицированная, многоступенчатая, случайная на последнем этапе. Автор принимал участие в сборе данных по Рязанской области.

«Советский человек», проведенной ВЦИОМ в 1989г. (руководитель Ю.А. Левада). Выборка всесоюзная, территориальная, трехступенчатая, районированная, гнездовая, случайная. Объем выборки –2696 человек.

«Мегаполисы и провинции в современной России: образы и реальность», проведенной ИКСИ РАН в 2003 году (руководитель М.К. Горшков). Выборка городского населения России стратифицированная, территориальная, случайная. Объем выборки – 1780 человек.

«Богатые и бедные в современной России», проведенной ИКСИ РАН 2003 году (руководитель М.К. Горшков). Выборка стратифицированная, территориальная, случайная. Объем выборки – 2327 человек.

«Самореализация личности», проведенный в 1190-2000 годах в С-Петербурге (руководитель Л.А. Коростылева). Выборка случайная. Объем выборки – 3119 человек.

Кроме того, были использованы данные мониторинга ВЦИОМ «Настроения, мнения и оценки населения» и других социологических центров.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту, содержащие элементы новизны:

1. Нестабильность современного общества ведет к необходимости постоянной коррекции, уточнению траектории жизненного пути личности. В связи с этим повышается значимость социализационных процессов, которые сопровождают человека в течение всей его жизни. На разных этапах жизни человека меняются формы проявления социализации. На дотрудовом этапе социализации главным ее содержанием выступает приобретение, усвоение социального опыта, закрепленного в нормах конкретной культуры. На трудовом этапе социализация проявляется через продуктивную деятельность, творчество в различных областях социальных практик, которое приобретает форму самореализации. Послетрудовой этап социализации характеризуется самоограничением как компенсаторным механизмом, позволяющим сохранять достигнутый ранее уровень активности.

2. Основной содержательной составляющей социализации личности в зрелом возрасте является самореализация. Под самореализацией в данной работе подразумевается личностный рост, осуществление себя в жизни и повседневной деятельности, утверждение своего особого и самостоятельного пути в конкретно-исторических условиях. Мы будем рассматривать только просоциально направленные формы самореализации. Социально неприемлемые формы самоутверждения (насилие, терроризм и т.д.) при таком ее понимании самореализацией не являются. Поиск удовлетворяющих личность путей для самореализации, движение по ее траектории являются основным содержанием социализации личности в зрелом возрасте.

3. Основными элементами концептуальной модели анализа самореализации личности в зрелом возрасте являются: условия самореализации, которые подразделяются на социальные и индивидуальные; социальные установки на самореализацию; процесс самореализации, который осуществляется через проживание индивидуальной траектории самореализации; механизмы самореализации личности, которые представлены идентификацией, самодетерминированностью личности, созданием личностных смыслов, экстериоризаций; критерии самореализации – объективный и субъективный; уровни самореализации – индивидуальная траектория самореализации, нормативная траектория самореализации, отсутствие самореализации; результат самореализации – для общества – формирование социально одобряемых образцов личностной успешности, для человека – личностный рост и формирование успешной, мобильной, хорошо адаптированной личности.

4. Анализ обширного эмпирического материала, накопленного социологией, антропологией, психологией и другими социальными науками, позволяет выделить два основных направления самореализации личности, сформировавшихся в различных культурно-исторических условиях. Первый состоит в следовании традиционным образцам поведения, свойственным людям зрелого возраста (что более характерно для устоявшихся, традиционных обществ). Второй предполагает осознание личностью множественности возможностей проживания жизненного пути, наличия диапазона выборов в разных сферах социальных практик, формирование уникального жизненного пути и индивидуальной траектории самореализации (такой тип самореализации становится все более распространенным в современных условиях социальных изменений), что рассматривается в вариативном направлении самореализации.

загрузка...