Delist.ru

Самореализация личности в зрелом возрасте (социологический анализ) (01.07.2007)

Автор: Солодникова Ирина Витальевна

кафедра теории и истории социологии

На правах рукописи

Солодникова Ирина Витальевна

Самореализация личности в зрелом возрасте

(социологический анализ)

22.00.01 – Теория, методология и история социологии

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

г. Москва

2007 г.

Работа выполнена на кафедре теории и истории социологии

Российского государственного гуманитарного университета

О ф и ц и а л ь н ы е о п п о н е н т ы

Доктор социологических наук,

ведущий научный сотрудник Козлова Т.З.

Доктор социологических наук Зубок Ю.А.

Доктор социологических наук Гришина Е.А.

Ведущая организация -

Московский государственный педагогический университет

Защита состоится 6 ноября 2007 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.212.198.09 при Российском государственном гуманитарном университете по адресу: 125993, Москва, ГСП-3, Миусская площадь, дом 6, корпус 7.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского государственного гуманитарного университета по адресу: 125993, Москва, ГСП-3, Миусская площадь, дом 6, корпус 7.

Автореферат разослан « » октября 2007 года

Ученый секретарь

диссертационного совета М.С. Буланова

Актуальность темы исследования. Понятие самореализации возникло в рамках гуманистического направления социальной мысли в середине ХХ века. Первоначально представления о самореализации личности формировалось в процессе изучения биографий выдающихся людей (представителей науки, общественных деятелей и т.д.). В дальнейшем было признано, что самореализовываться могут не только те индивиды, которые внесли существенный вклад в развитие общества, но и обычные люди.

Появление понятия самореализации связано с ускорением социального развития, ускорением социальных трансформаций во всех сферах жизнедеятельности общества. Это привело к изменениям в траекториях жизненного пути личности. Чтобы быть успешно интегрированной в жизнь социума, личность должна постоянно осуществлять выборы в образовательной сфере, профессиональной деятельности, межличностных отношениях, формах проведения досуга, поддержания здорового образа жизни и т.д.

В условиях социальных изменений происходит изменение сознания, поведения у всех людей, но особенно специфично оно сказывается на представителях зрелого возраста, к которым мы относим людей от 30 до 60 лет. В традиционных обществах подавляющая часть жизненно важных выборов совершалась личностью до наступления зрелого возраста (выбор образования, а в дальнейшем и профессиональной деятельности, брачного партнера, стиля жизни). В условиях коренных общественных сдвигов человек вынужден делать выборы и в зрелом возрасте, формировать или корректировать свой жизненный путь, что зачастую ведет к усложнению социальных связей личности, но в то же время чревато личностными кризисами, наиболее известный из которых «кризис среднего возраста».

Смысл социализации человека зрелого возраста состоит в поиске путей самореализации и ее осуществлении. Магистральный путь развития современного общества – увеличение доли людей, успешно самореализующихся в разных сферах жизнедеятельности, ответственных за себя, близких людей.

Современное общество характеризуется «размыванием» возрастных норм движения по этапам жизненного пути, признаками которых могут служить рождение детей женщинами в более зрелом возрасте, неустойчивость профессиональной карьеры, необходимость повышения своей квалификации практически на всем протяжении трудовой деятельности. Это создает возможности выбора личностью такой траектории, которая находит воплощение в самореализации, в корректировке жизненных целей.

Особую значимость процесс самореализации личности зрелого возраста приобретает в современных российских условиях. Глубокая трансформация всех сторон жизни общества в течение последних двадцати лет затронули все слои населения, практически каждого россиянина. Траектории самореализации, существовавшие в Советском Союзе, перестали быть эффективными в условиях коренных политических и социально-экономических изменений. Люди, формировавшие жизненные стратегии в советское время, оказались перед необходимостью существенной корректировки своих ценностных ориентаций, принятия новых жизненных решений, изменения траекторий самореализации.

Таким образом, изменение содержания социализации в зрелом возрасте в современном нестабильном обществе, выделение самореализации как основного ее содержания на этом отрезке жизненного пути, а также исследование особенностей самореализации личности в этом возрасте остаются неизученными современной социологической наукой.

В силу сказанного актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими факторами:

- Радикальными социальными изменениями, происходящими в нашей стране с конца 1980-х годов прошлого века, которые привели к формированию новых траекторий самореализации личности. Этому способствовали такие обстоятельства как стремительные изменения, происходящие на рынке труда (уменьшение потребности общества в одних профессиях и ее увеличение в других); радикальные изменения политической системы общества, возникновение новых политических институтов; значительный рост деформаций личной жизни (потеря места работы, невозможность приобрести жилье); разводы; изменение традиционных способов проведения свободного времени; разрушение системы ценностных ориентаций личности.

- Необходимостью систематизации и интеграции имеющихся теоретических подходов и эмпирических исследований, анализирующих специфику самореализации человека зрелого возраста, а также переосмысления накопленного значительного объема данных в зарубежной и в отечественной науке.

- Возможностью формирования нового подхода и понятийной рамки для анализа самореализации личности в зрелом возрасте. В связи с этим необходимо уточнение понятийного аппарата теории социализации и самореализации личности для выяснения их особенностей и специфики в современных российских условиях.

Состояние научной разработанности проблемы.

Социологическая трактовка понятия «личность» заключается в ее понимании как субъекта и объекта социальных отношений. Значительный вклад в изучение личности и ее развития внесли ученые-обществоведы Г.М. Андреева, Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Е.А. Ануфриев, Л.И. Анцыферова, С.С. Батенин, Л.П. Буева, Я.И. Гилинский, Г.Е. Глезерман, В.Г. Дубин, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Зеленов, Э.В. Ильенков, Е.П. Ильин, И.С. Кон, Л.Н. Коган, Н.И. Лапин, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Н.Ф. Наумова, В.Г. Немировский, В.Б. Ольшанский, А.Б. Орлов, Б.Д. Парыгин, В.А. Петровский, К.К. Платонов, В.Ф. Сержантов, П.И.Смирнов, Т.Е. Резник, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядов и др. Специфика социологического подхода к изучению личности состоит в том, что данные социологов, касающиеся функционирования личности, могут совпадать с точкой зрения психологов, однако социолога эти процессы интересуют с точки зрения становления, воспроизводства и изменения конкретного общества как целостного организма.

Изменение темпов социальных изменений, происходивших в мире в последней трети ХХ века, обострило интерес ученых к закономерностям социализации. Состояние нестабильности современного общества сделало проблему социализации личности в изменяющемся мире актуальной для гуманитарного знания в целом. В этих условиях все более востребованной оказывается парадигма социальных изменений (Г.М. Андреева, З. Бауман, Д. Белл, Э. Гидденс, Э. Тоффлер, А. Тэшфел, П. Штомпка, Ф. Хадсон, А.Ю. Юревич, В.А. Ядов и др.).

Изучение процессов и феноменов социализации является традиционным для социологической науки. Это связано с тем, что межпоколенная трансляция культурного опыта представляет собой важнейшее условие воспроизводства социальных институтов общества.

загрузка...