Delist.ru

Технологии межкультурного взаимодействия в российском гражданском обществе (01.07.2007)

Автор: Радина Надежда Константиновна

Проанализированы и систематизированы технологии межкультурного взаимодействия, используемые неправительственными организациями для осуществления целей деятельности, представлена классификация технологий, используемых неправительственными организациями в области межкультурных отношений, выделены закономерности выбора технологий.

Выявлены закономерности, характеризующие технологии неправительственных организаций, направленных на межкультурные отношения трех уровней (уровень поликультурного российского общества, уровень отношения к иммигрантам и миграционным процессам, уровень межкультурных взаимодействий как взаимодействий межгосударственных).

Описаны и апробированы исследовательские стратегии качественного прикладного политологического исследования, направленного на получение эмпирических фактов, уточняющих теоретические концепты.

Сконструирована концепция технологий межкультурного взаимодействия, ориентированная на институты гражданского общества

Практическая значимость представленного исследования состоит в рефлексии и анализе осуществляемых стратегий межкультурного взаимодействия со стороны неправительственных российских организаций, выделении более и менее эффективных технологий межкультурного взаимодействия на всех уровнях межкультурных отношений, в артикуляции роли женских организаций в решении проблем межкультурного взаимодействия.

В будущем это позволит на основании предложенных в исследовании рекомендаций и схем более определенно идентифицировать вклад институтов гражданского общества в состояние реальных межкультурных отношений, более осознанно осуществлять управление межкультурным взаимодействием со стороны организаций «третьего сектора» российской экономики.

Личный вклад автора в исследовании заключается в проведении комплексного анализа заявленной проблемы, представлении авторской классификации и типологизации технологий межкультурного взаимодействия, в выделении закономерностей, обусловливающих выбор технологий межкультурного взаимодействия в зависимости от характера активности институтов гражданского общества.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

1) Междисциплинарный подход в анализе технологий межкультурного взаимодействия в гражданском обществе на уровне идеологических конструктов реализует политологическое знание, задающее основные направления и координаты данного анализа, а на уровне технологических конструктов – прикладное политологическое и социально-психологическое знание, конкретизирующее основные способы реализации межкультурного взаимодействия.

2) Анализ используемых технологий межкультурного взаимодействия российских неправительственных организаций в русле концепции мультикультурализма позволяет выделить оппозиционные дискурсы «моралистских» и «фундаменталистских» организаций. При этом только организации, реализующие «моралистский» дискурс, благодаря осуществлению миссии развития толерантности в обществе способны наиболее конструктивно развивать межкультурные взаимодействия.

3) Технологии, сопровождающие процесс конструктивного межкультурного взаимодействия структур гражданского общества, обеспечивают атмосферу диалога и толерантности в процессе взаимодействия. Ряд технологий, сопровождающих межкультурные отношения, непосредственно направлен на улучшение взаимопонимания и сотрудничество представителей различных культур. Другие технологии поддерживают акцент на содержании совместной деятельности различных организаций, отводя межкультурной коммуникации вторичные роли. И те и другие способствуют достижению совместных целей и особенно эффективны в ситуации управления межкультурным взаимодействием.

4) Институты формирующегося гражданского общества в России отражают проблемы общественного сознания, характеризующегося высоким уровнем ксенофобии, что сказывается на непоследовательности в реализации главных целей гражданского общества. Структуры гражданского общества, жестко позиционирующие этнокультурные границы в своих программных документах используют деструктивные технологии межкультурного взаимодействия, разрушая базовые ценности толерантности, разрушая безопасность на уровне отдельного индивида и общества в целом. Данные организации реализуют «фундаменталистский» дискурс, провоцируя тем самым ситуацию саморазрушения гражданского общества.

5) Технологии межкультурного взаимодействия организаций «фундаменталистского дискурса» носят активистский и технологичный характер, направлены на дестабилизацию общества и получение политических преференций, что свидетельствует в пользу управления данными процессами.

6) Технологии межкультурного взаимодействия организаций «моралистского дискурса» направлены на интеграцию и сотрудничество представителей различных культур, которое обеспечивается более традиционными (в области образования или культуры) или «зеркальными», «реактивными» технологиями (в правовой, образовательной, социально-психологической областях), снимающими негативные последствия воспроизводства расизма и ксенофобии в российском обществе.

7) Активность в области межкультурного взаимодействия может быть представлена на уровне поликультурного российского общества, на уровне иммиграционных процессов, а также на уровне международного сотрудничества между институтами гражданского общества. На различных уровнях более или менее осознанно и активно используются различные технологии, сопровождающие межкультурное взаимодействие.

8) На уровне поликультурного российского общества у организаций «моралистского дискурса» наиболее разработанными и активно используемыми являются технологии в сферах образования и культуры, обеспечивающие усвоение и воспроизводство этнокультурного содержания, обеспечивающие интеграционные стратегии.

9) На уровне межкультурного взаимодействия принимающего большинства и мигрирующего «меньшинства» у организаций «моралистского дискурса» доминируют адаптационные технологии, затрагивающие сферы правового регулирования положения мигрантов, социальной и психологической поддержки, обеспечивающие снятие межэтнического напряжения в принимающем обществе.

10) Игнорирование или недооценка практики межкультурного взаимодействия российскими неправительственными организациями в процессе международного сотрудничества обусловливает безусловное принятие технологических систем зарубежных партнеров, обладающих более развитыми ресурсами, что способствует культурной колонизации.

Апробация работы. Теоретические положения, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, излагались автором на региональных, всероссийских и международных конференциях и научно-практических семинарах (Москва - 2000, 2002, 2004, 2007; Нижний Новгород - 1999, 2003, 2007; Самара - 2001; Санкт-Петербург - 2004; 2005, 2007; Якутск - 2003; Киев - 2002; Мюнстер, ФРГ – 2000, 2002). Среди них международный семинар «Экстремизм и ксенофобия в молодежной среде сквозь призму транснациональных исследований» (16-18 февраля, 2007; Центр изучения Германии и Европы, Санкт-Петербург); а также V международная научно-практическая конференция «Толерантность и интолерантность в современном обществе: дискриминация» (24-26 апреля 2007; Санкт-Петербургский государственный университет).

В 2002 году благодаря приглашению администрации г. Мюнстер земли Вестафия-Липпе Северный Рейн-Весталии для сотрудников госучреждений и неправительственных организаций были проведены авторские семинары по проблеме интеграции немцев-переселенцев из России.

Основные результаты исследования изложены в 33 работе общим объемом 37,85 п. л., в том числе в 2 монографиях, 6 статьях в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях РФ.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и включает введение, четыре главы, разделенные на параграфы, заключение, список литературы и приложение.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение. Во введении обоснована актуальность темы диссертации, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, описаны методологические принципы, эмпирическая база, новизна и научно-практическая значимость исследования, степень изученности темы, приведены основные тезисы, выносимые на защиту.

В первой главе «Гражданское общество как самоорганизующаяся система в процессе межкультурного взаимодействия» изучены основные понятия, такие как «гражданское общество», «институты гражданского общества», «межкультурные отношения», «межкультурные взаимодействия», «ксенофобия», рассмотрены стратегии и технологии межкультурного взаимодействия в контексте национальной политики государства и активности гражданского общества, предложен концептуальный подход, позволяющий систематизировать технологии межкультурного взаимодействия в процессе формирования гражданского общества России.

В первом параграфе первой главы «Классические и современные подходы в изучении гражданского общества» проанализированы работы зарубежных и отечественных исследователей, сфокусированные на представляемой проблеме (И. В Андроновой, И. Р. Батырина, Н. Е. Беловой, В. С. Библер, А. Г. Володина, К. С. Гаджиева, З. Т. Голенковой, В.А. Гуторова, К. Ф. Завершинского, Р. Дарендорфа, А. Б. Зубова, Т. Ю. Ивановой, М. В. Ильина, Е. В. Исраелян, И. Канта, Ю. Кока, Б. И. Коваль, И. И. Кравченко, Дж. Кеана, В. В. Лапкина, Дж. Локка, Л.С. Мамута, Б. В. Межуева, Л. Милбрафа, Ш. Л. Монтескье, М. М. Мчедлова, В.Н. Нефедова, В. И. Пантина, С.П. Перегудова, В. В. Помогаева, З.В. Пономаревой, Д. Н. Резник, Л.М. Романенко, Р. Саква, Г. А. Сатарова, С.Л. Серебрякова, Н. А. Скобелиной, А.И. Соловьева, В. П. Ступишина, А. Ю. Сунгурова, И. В. Ушаковой, А. С. Федотова, А. Фергюсона, А. Д. Хлопина, Н. В. Ходоревой, Г. Христенсона, В. Н. Якимец и др.)

Основная идея гражданского общества - в отношениях между частной и публичной сферами жизни. Реализуя свои «частные» цели они вступают в договорные отношения с государством. Наиболее традиционное и распространенное определение гражданского общества – совокупность отношений в сфере экономики, культуры и т. д., развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства.

В данном исследовании гражданское общество рассматривается как система горизонтальных связей, благодаря которой индивид и социальные группы выражают свои интересы через одновременное существование разнородных сил, течений, организаций, объединяемых стремлением к совместной жизни. В определении «гражданского общества» объединились нормативные и дескриптивно-аналитические смысловые пласты, а само «гражданское общество» определяется трояко: как тип социального действия, как область, расположенная на стыке экономики, государства и сферы частной жизни, как ядро эскиза или проекта с утопическими чертами.

Классические концепции гражданского общества в современных исследованиях предлагается рассматривать в двух «версиях». Первая версия представляет гражданское общество как некую социальную целостность, интегрирующую в той или иной степени и государственные структуры, вторая версия - как совокупность структур независимых от государства. Благодаря пересмотру «классических версий» на основе новых моделей гражданского общества и анализу процессов перехода от авторитарных форм правления к демократии в Латинской Америке, а позднее в странах Центральной и Восточной Европы, сформировались предпосылки создания «постмодернистской версии», согласно которой возможны различные гражданские общества для различных времен и обстоятельств. В постмодернистской версии, носителями идей гражданского общества могут быть любые силы, подрывающие авторитаризм.

Для гражданских обществ характерны множество центров социальной власти, относительная независимость этих центров социальной власти, чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция субъектов гражданского общества. Функция гражданского общества по отношению к государству - поддержание многообразия жизненных практик, а по отношению к отдельному индивиду - создание структур и механизмов, сдерживающих вмешательство государства в жизнь граждан. В исследованиях в зависимости от развития гражданское общество анализируется на трех уровнях: объективном (изучение институтов и структур гражданского общества), функциональном (анализ функционирования и взаимосвязей различных элементов и структуру гражданского общества), а также субъективном (изучаются агенты социального действия).

В общей формулировке к институтам гражданского общества относят всю совокупность неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера, упоминая при этом не только негосударственные некоммерческие организации, но также политические партии, профсоюзы, общественные неправительственные организации, независимую прессу и т. д.

Главной ценностью гражданского общества, цементирующую содержание деятельности всех институтов и структур называют толерантность, а в качестве принципов рассматривают приоритет фундаментальных прав и свобод человека и гражданина; признание и равную юридическую защиту всех форм собственности; разделение властей; идеологическое и политическое многообразие, многопартийность; развитие всех форм самоуправления; автономию университетов и профессиональных сообществ; свободу вероисповедания; независимое от государства СМИ.

В данном исследовании центральное место в анализе институтов гражданского общества занимают именно неправительственные организации, которые, в отличие от политических партий и СМИ объединяют «низовую инициативу» в ее классическом самоорганизующемся виде. Таким образом, второй параграф первой главы «Неправительственные организации в структуре гражданского общества России: история становления и современное состояние» посвящен истории и современным проблемам российских неправительственных организаций.

В процессе анализа становления российских НПО исследуются стратегии их развития в региональном аспекте, рассматриваются аспекты влияния на НПО посредством предоставления финансирования со стороны государства, бизнеса и зарубежных фондов, анализируются различные основания для классификаций НПО. Несмотря на «усталость» российского населения от социальных экспериментов, обусловливающих пассивность и социальное отчуждение общества, подчеркивается, что «социальный заказ» со стороны региональных правительств и международное сотрудничество позволяет российским НПО преодолевать трудности развития и встраиваться «на равных» в глобальное гражданское общество. Неслучайно именно НПО в РФ активно включаются в практики межкультурных отношений, реализуя цели и задачи социальной политики российского государства, ориентированной на толерантность и «диалог культур». Эта просоциальная деятельность в русле межкультурного взаимодействия может быть представлена в трех основных направлениях:

усилия по сохранению и воспроизводству поликультурного общества Российской Федерации;

помощь и поддержка (социальная, правовая, информационная) мигрантам и их семьям;

международная деятельность и включение в международные неправительственные организации.

Этнокультурные аспекты гражданского общества активно изучаются и представлены в социологических, философских и политологических исследованиях (В. В. Амелин, А. Н. Аринин, Ю. В. Арутюнян, У.Ю. Асуханов, Э. А. Баграмов, А. Ф. Дашдамиров, Л. М. Дробижева, А.Г. Здравомыслов, В. Ю. Зорин, К. В. Калинина, В.С. Малахов, Э. А. Паин, С.А. Питсрякова, В. Д. Попков, Т. В. Полоскова, В. В. Савельев, В. А. Тишков и др.).

В последние годы исследователи все чаще подчеркивают деструктивную активность некоторых неправительственных организаций, политический партий и СМИ в отношении межкультурного взаимодействия, что противоречит ведущей ценности – толерантности - гражданского общества. Таким образом, номинально являясь субъектами гражданского общества, объединения, разделяющие расистские установки, разрушают его основы.

Для анализа используемых НПО технологий в области межкультурных отношений в третьем параграфе первой главы «Междисциплинарный подход в изучении межкультурных отношений» рассматриваются различные взгляды на проблему межкультурных отношений, а также ряд смежных и важных для понимания межкультурных отношений понятий, а именно, «национальная идентичность» и «национализм».

загрузка...