Delist.ru

Технологии межкультурного взаимодействия в российском гражданском обществе (01.07.2007)

Автор: Радина Надежда Константиновна

РАДИНА Надежда Константиновна

ТЕХНОЛОГИИ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Специальность 23.00.02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

Нижний Новгород - 2007

Работа выполнена на кафедре международно-политических коммуникаций и страноведения Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского

Научный консультант: доктор исторических наук,

заслуженный деятель науки РФ

профессор Колобов Олег Алексеевич

Официальные оппоненты: доктор политических наук, профессор

Савинова Ольга Николаевна

доктор философских наук, профессор

Савруцкая Елизавета Петровна

доктор политических наук

Шведова Надежда Александровна

Ведущая организация: Институт философии

Российской Академии Наук

(отдел социальной философии)

Защита состоится «25» сентября 2007 года в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.166.10 при Нижегородском государственном университете им. Н.И.Лобачевского по адресу: 603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 2, факультет международных отношений, ауд. 315.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Нижегородского государственного университета по адресу: 603950, г.Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, корпус 1.

Автореферат разослан "____" _____________2007 г.

Ученый секретарь

Диссертационного Совета

доктор исторических наук, профессор

Корнилов А.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Современные проблемы межкультурного взаимодействия в России – одна из самых напряженных областей исследования, связанная как с государственной безопасностью, так и с собственно динамичностью межкультурных процессов – в данной работе рассматриваются в ракурсе преимущественно межэтнических взаимодействий, осуществляемых институтами и структурами гражданского общества.

Согласно переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживают представители более 150 народов, полиэтничны все субъекты Федерации, где функционируют свыше 300 национально-культурных автономий, в том числе 16 из них являются федеральными и около 100 – региональными. В структурах Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, администрациях, правительствах субъектов Российской Федерации действуют на общественных началах экспертные Советы, Комиссии, анализирующие состояние и практику работы в области национальной, миграционной, экологической, социальной и культурной политики, осуществляющие взаимодействие с общественными и религиозными организациями и объединениями, средствами массовой информации.

Политические, экономические и социальные, трансформации РФ конца 90-х привели к обострению межнациональных отношений и возникновению межэтнической напряженности. Утраченная советская идентичность на фоне ослабления влияния прочих идентификаций личности актуализировала национальное самосознание, а в многонациональных регионах способствовала росту настроений сепаратизма. Межэтническая напряженность внутри полиэтничного российского общества проявилась в росте ксенофобии по отношению к ряду этнических групп, в ряде регионов РФ показатели ксенофобии с 1998 года по 2002 год достигли пятикратного увеличения.

Одновременно Россия еще более плотно была включена в глобализационные процессы, что способствовало активизации миграционных потоков и интенсифицировало межкультурный диалог в результате изменения диспозиций этнических групп в РФ. Государство частично отказалось от контроля выражений «национальных особенностей» индивидов и групп, передав регулирующие функции институтам формирующегося гражданского общества - неправительственным организациям (НПО), политическим партиям и движениям и независимым СМИ, в частности, учредив новую форму НПО для реализации культурного самовыражения этнических групп – национально-культурную автономию.

Однако мигрантофобия как частное проявление ксенофобии охватила не только отдельных граждан (по данным социологических опросов, около 40% населения сомневаются, что миграция полезна для экономики, более 60% опасаются ухудшения криминальной обстановки и потери рабочих мест вследствие притока новой рабочей силы). Вместе с неправительственными организациями, деятельность которых направлена на развитие толерантности и снятие социальной напряженности в результате миграции, активизировались неправительственные организации и политические движения, использующие настроения мигрантофобии граждан для решения собственных политических задач, дестабилизируя общество.

В 2001 году Правительством РФ была принята целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», где толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, право быть различным, как условие устойчивой гармонии между различными конфессиями, этическими и другими социальными группами, как готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Значимость межкультурных отношений для общественного развития нашло отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где указывается на роль образования в преодолении «этнонациональной напряженности и социальных конфликтов», в сохранении и развитии русского и родного языков российского самосознания и самоидентичности.

Российские неправительственные организации, реализуя свою просоциальную миссию, активно включены в межкультурные отношения, тем не менее, опыт их практической деятельности в данной области требует рефлексии и оценки эффективности. Кроме того, технологии межкультурного взаимодействия, используемые неправительственными организациями, во многом являются результатом сотрудничества российских и западных НПО, что требует специального анализа характера используемых технологий в контексте проблемы «политического трансферта».

Особая роль в активизации межкультурных отношений неправительственных организаций высшего профессионального образования (негосударственных университетов) принадлежит Болонскому процессу.

Интеграция с европейской системой высшего образования требует от государственных и негосударственных университетов России проектирования программ академической мобильности студентов и преподавателей, содействующих активному перемещению субъектов учебного процесса в рамках учебных программ вузов – партнеров (в том числе и зарубежных партнеров). Игнорирование или недооценивание роли технологий межкультурного взаимодействия в данном контексте обусловливает в той или иной мере социокультурную колонизацию стороны «реципиента», безусловно принимающей ценности более ресурсного и опытного партнера, которым чаще становятся зарубежные университеты.

Сотрудничество государственных и негосударственных университетов с зарубежными партнерами в рамках Болонского процесса кроме образовательных аспектов, имеют также аспекты политические и экономические, связанные с укреплением позиций РФ на мировой арене. При этом экстремистская активность некоторых радикальных националистических группировок («деструктивной части» структур гражданского общества), направленная на студентов-иностранцев, неблагоприятно отражается на процессе межкультурного взаимодействия, международного сотрудничества, затрудняет образовательную интеграцию российских высших учебных заведений.

Таким образом, актуальность диссертации определяется:

динамичностью этнокультурных процессов современного российского общества, включенного в процессы глобализации и обладающего как трудовой, так и образовательной миграциями, а также потребностью со стороны гражданского общества в управлении и оптимизации межкультурных взаимодействий;

загрузка...