Delist.ru

Стили научного познания и их стандарты (01.07.2007)

Автор: Пискорская Светлана Юрьевна

В качестве стандарта научности диалектического стиля научного познания данный стандарт обеспечивает требование непротиворечивости, как в отношении теорий друг к другу, так и в отношении научных теорий к реальности (отношение знания, как образа, к реальности, как к прообразу). Отмечается, что каждая научная теория возникает не на пустом месте, ей обязательно предшествуют уже накопленные знания об объекте данной теории. Это могут быть экспериментальные данные, теоретические разработки, а также предположения и гипотезы. Все эти малосвязанные, а иногда и просто отрывочные данные, служат в качестве исходных для построения новой научной теории. Между новыми и старыми теориями имеет место взаимосвязь, преемственность и, как следствие, возникает требование их непротиворечивости.

Особо следует подчеркнуть следующий момент: теоретические конструкты (в рамках диалектического стиля научного познания) представляют собой отражение соответствующих сторон действительности. Будучи отражением определенных сторон и связей внешнего мира, теоретические конструкты в своем изменении и развитии в процессе мышления подчиняются не собственным, независимым от внешнего мира законам, а законам, которые являются отражением законов объективной действительности. Данное обстоятельство актуализирует теорию отражения и основанное на ней совершенное знание как результат научного познания.

Проблема существования совершенного знания, несмотря на длительную историю его исследования, присутствует и в современных философских трудах.

Совершенное знание, благодаря заключенному в нем противоречию (наличие диалектики абсолютного и относительного, объективного и субъективного в содержании истины), предстает как определенный ключ к пониманию природных и социальных процессов, механизмов самосовершенствования (восполнения несовершенства, достижение полноты) и совершенствования общественных отношений. Данный стандарт (совершенное знание) предполагает, что исследователь может реализовать себя в качестве созданного природой совершенства только в том случае, если в ходе своей научно-практической деятельности он будет руководствоваться объективными законами развития природы, общества и познания.

В заключении диссертант приходи к следующему выводу: знание, полученное на основе рассмотренных стандартов научности (доказательность, непротиворечивость, совершенное знание), выступает как теория - образ, отражающая существование сущности прообраза. На этой базе раскрываются представления об истине, как знании - образе, наиболее полно отражающем его содержание. Анализ качественной стороны указанных стандартов выявил их противоположность стандартам научности метафизического стиля научного познания.

В пятом параграфе «Стандарты социальности» диссертант обосновывает положение о том, что среди основных стандартов социальности диалектического стиля научного познания имеют место: коллективизм, совершенная личность, совершенство слова, свобода совести, соревнование и антиэнтропийный тип прогресса.

В отечественной социально-философской традиции понятие «коллективизм» используется как характеристика способа производства общественной жизни, противоположного индивидуализму. Коллективизм предполагает такие отношения между личностью и обществом, при которых развитие общества в целом создает благоприятные условия для развития личности, а развитие личности представляет собой основное условие прогресса всего общества.

Согласно стандарту коллективизма, система отношений, возникающих на основе совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью, заключается в тенденции к единству, «общинности», соборности, товарищеским формам сотрудничества, предполагая всестороннюю взаимозависимость бытия людей. Стандарт коллективизма конкретизируется такими стандартами, как: «совершенная личность», «совершенство слова», «чистая совесть», «антиэнтропийный тип прогресса».

«Совершенная личность» представляет собой стандарт социальности, идентифицирующий коллективистский способ производства общественной жизни. Данный стандарт предполагает, что личность развивается по вектору совершенства - от менее совершенной к более совершенной или, напротив, от более совершенной к менее совершенной, реализуя свой потенциал в процессе совершенствования общественных отношений. Тем самым, совершенство, благодаря действию заключенного в нем противоречия, заставляет двигаться и развиваться как личность, так и сами общественные отношения. Такое совершенствование требует самоограничения и воздержания, внимания к себе и другому, взаимоуважения, совершенства слова, чистой совести и т. д.

«Совершенство слова» выступает как стандарт социальности, согласно которому слово предстает как форма деятельного совершенства, благодаря чему поддерживается целостность общества и его традиций. Совершенное слово представляет собой единство слова и дела, оно должно быть предметным и точным, отражать общественные явления и процессы в их полноте и значимости. Данный стандарт нацеливает на поддержание и подпитку положительных качеств личности, порядочности, верности слову, взаимовыручки и т. д.

Согласно стандарту «чистой совести», каждый человек должен сообразовывать свою веру, мысли, поступки и желания с основными принципами морали и человеческого общежития. В противоположность стандарту «свободы совести», данный стандарт подразумевает строгое выполнение человеком своего морального долга и тех безусловных моральных требований, которыми человек должен руководствоваться в своих поступках независимо от сиюминутных обстоятельств.

Соревнование определяется как стандарт социальности, представлящий собой способ совершенствования общественных отношений. Соревнование может быть понято, как достижение социально-экономического успеха путем честного состязания, которое не только не исключает, но всецело предполагает помощь сопернику ради достижения общего успеха, и в этом заключается коренное отличие соревнования от конкуренции. Отмечается, что соревнование в реализации личных интересов превращается в соревнование в трудовом превосходстве, в развитие и совершенствование производства, направленного, в целом, на достижение общественного прогресса.

В качестве стандарта социальности антиэнтропийный прогресс представляет собой процесс преодоления социальной энтропии, внесения в нее отрицательного вклада путем совершенствования общественных отношений. К основным характеристикам антиэнтропийного прогресса следует отнести: степень совершенства как ведущий критерий прогресса; направленность на гармонизацию и совершенствование общественных отношений.

В заключении диссертант приходит к выводу: данные стандарты представляют собой основные характеристики коллективистского способа производства общественной жизни; стандарты социальности выступают в качестве социально-теоретических и социально - практических реализаций диалектического стиля научного познания в целом. Анализ качественной стороны указанных стандартов выявил их противоположность стандартам социальности метафизического стиля научного познания.

В заключении обобщаются результаты диссертационного исследования и излагаются наиболее важные в теоретическом и практическом аспекте выводы.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

Пискорская С.Ю. Теория познания и проблема гносеологических стандартов: Монография / С. Ю. Пискорская; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2006. – 276 с.

Пискорская С.Ю. Стиль научного познания и его стандарты: Монография / С. Ю. Пискорская; - Красноярск: Изд-во СибГАУ, 2007. 236 с.

Пискорская С.Ю. Всеобщая связь явлений в рамках космического проекта неоплатоников / С. Ю. Пискорская // Гуманитарные основы высшего образования: мат-лы науч. конф. - Красноярск, 2000. - С.100-102.

Пискорская С.Ю. Отечественная философия XV-XII вв. / С. Ю. Пискорская // Сб. науч. тр. В 3-ч. Ч. 3. / КраГАУ. - Красноярск, 2000. - С.65-69.

Пискорская С.Ю. Античные традиции в отечественной философии / С. Ю. Пискорская // Вестник КрасГАУ. - Вып. 6. - Красноярск, 2000. - С.189-193.

Пискорская С.Ю. Идеалы и методы западной науки / С. Ю. Пискорская // Проблемы развития и интеграции науки, профессионального образования и права в третьем тысячелетии: мат-лы Всерос. научн. конф. / Под ред. чл.-кор. МАН М.И. Ботова. – Красноярск: Изд-во КГАЦМиЗ, 2001. - С. 73-77.

Пискорская С.Ю. Принцип всеобщей связи и наука: Монография / С.Ю. Пискорская; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2001. - 104 с.

Пискорская С.Ю. Религиозно-мифологическое отражение всеобщей связи явлений / С.Ю. Пискорская // Вестник КрасГАУ. - Вып. 7. - Красноярск, 2001. - С. 117-120.

Пискорская С.Ю. Научно-методологические вопросы формирования информационного проекта науки / С.Ю. Пискорская // Формирование и функционирование информационного пространства в условиях рынка: Сб. мат-лов II Международ. науч-практич. конф. - Пенза: ПЗД, 2001. - С. 72-73.

Пискорская С.Ю. Научные традиции и образ науки в современном мире / С.Ю. Пискорская, А.А. Зенько //Наука, образование, профессия: актуальные проблемы обучения и воспитания российской молодежи: мат-лы Всерос. науч-практич. конф. - Красноярск, 2002. - С. 18-19.

Пискорская С.Ю. Идеалы научного познания / С.Ю. Пискорская // Наука, образование и современные проблемы диалога культур: мат-лы. регион. науч. конф. / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2002. - С. 11-17.

Пискорская С.Ю. От части к целому: некоторые аспекты развития социальных наук / С.Ю. Пискорская // Вопросы права и социологии. - Вып. 5. - Волгоград: Изд-во ВРО МСЮ, 2002. - С. 81-84.

Пискорская С.Ю. Методологические принципы западноевропейской науки / С.Ю. Пискорская //Актуальные проблемы высшего образования и науки в XXI веке: мат-лы Международ. науч-практич. конф.: В 2 ч. Ч. 2. - Караганды: КарГУ, 2002. - С. 357-361.

Пискорская С.Ю. Проекты науки и теория гносеологических стандартов / С.Ю. Пискорская // Теория и история. - Красноярск. - 2002. -№1. - С.112-123.

Пискорская С.Ю. Философия науки и проблема гносеологических стандартов / С.Ю. Пискорская // Наука. Техника. Инновации: мат-лы регион. науч. конф. В 5-ти ч. Ч. 5. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002. - С. 31-33.

Пискорская С.Ю. Два проекта науки / С.Ю. Пискорская // Рационализм и культура на пороге III тысячелетия: мат-лы III Рос. филос. конгр., 2002. // http:// www/ auditorium.ru.

Пискорская С.Ю. Модели и методы исследования науки: теория гносеологических стандартов / С.Ю. Пискорская // Вестник КрасГАУ. - Вып. 2. - Красноярск, 2003. - С. 161-165.

Пискорская С.Ю. Диалектизация науки / С.Ю. Пискорская // Теория и история. - Красноярск. - 2003. - №2. - С. 76 - 88.

Пискорская С.Ю. Основания науки и гносеологические стандарты / С.Ю. Пискорская // Тр. членов Рос. филос. об-ва. - Вып. 4.: М.: Московский философский фонд, 2003. - С. 167-170.

Пискорская С.Ю. Метафизический проект науки / С.Ю. Пискорская // Тр. членов Рос. филос. об-ва. - Вып. 5.: М.: Московский философский фонд, 2003. - С. 184-187.

Пискорская С.Ю. Теория познания как теория репрезентации и теория отражения / С.Ю. Пискорская // Вестник КрасГАУ. - Вып. 3. - Красноярск, 2003. - С. 280 - 286.

Пискорская С.Ю. Репрезентация и отражение / С.Ю. Пискорская // Теория и история. - Красноярск. - 2003. - №3. - С. 154-167.

Пискорская С.Ю. Теория гносеологических стандартов / С.Ю. Пискорская // Вестник РФО. - №2. - 2004. - С. 137-140.

Пискорская С.Ю. Социально-философский анализ проблемы индивидуализма / С.Ю. Пискорская // Вестник КрасГАУ. - Вып. 3. Красноярск, 2004. - С. 197-202.

загрузка...