Delist.ru

Стили научного познания и их стандарты (01.07.2007)

Автор: Пискорская Светлана Юрьевна

Пискорская Светлана Юрьевна

СТИЛИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ИХ СТАНДАРТЫ

Специальность 09.00.01 – Онтология и теория познания

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Красноярск 2007

Работа выполнена на кафедре философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика

М. Ф. Решетнева

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Чуринов Николай Мифодьевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Князев Николай Алексеевич

(Сибирский государственный

аэрокосмический университет)

доктор философских наук, профессор

Грякалов Алексей Алексеевич

(Санкт-Петербургский государственный

педагогический университет)

доктор философских наук

Майер Борис Олегович

(Институт философии и права СО РАН)

Ведущая организация: Сибирский федеральный университет

(г. Красноярск)

Защита состоится «22» октября 2007 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.249.01 при Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева по адресу: 660014, г. Красноярск, проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 31, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сибирского аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.

Автореферат разослан «21» сентября 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент Т. В. Мельникова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Актуальность темы диссертационного исследования заключается в необходимости предметного изучения стилей научного познания в целях повышения культуры научного познания в целом.

Актуальность исследования определяется как практикой самого научного познания, так и практикой реализации принятой методологии, поскольку субъект познания, изучая те или иные предметы исследования, должен отдавать себе отчет, в системе какой теории научного познания он работает, какой стиль научного познания берет за основу.

Отметим, что в современном научном познании уже намечены некоторые тенденции по решению проблемы стиля научного познания, в частности, в работах, посвященных стилю научного мышления. Однако в большинстве этих исследований происходит отвлечение от теорий познания, от методологий и контекстов исследовательских традиций. И возникает необходимость такого раскрытия познавательного процесса, в котором были бы учтены все аспекты научной деятельности (теория познания, методология, актуальная модель мира, специфика рациональности, характер социальности и т. д.).

Изучение стилей научного познания направлено не только на повышение культуры научного познания, но и на устранение его эклектичности. Последнее выступает одним из основных требований современного научного познания, поскольку наличие эклектики влечет за собой неопределенность, неоправданную громоздкость, малую эффективность и неадекватность результатов познания. Устранение же эклектичности, повышение теоретической строгости способствует продуктивности научного познания, его актуализации, систематизации и укреплению роли философской методологии в процессах познавательной деятельности.

Процесс научного познания связан с определенными исследовательскими традициями, с реализуемыми в ходе познавательной деятельности моделями мира и способами производства общественной жизни. Однако, несмотря на то, что многие исследователи обращают внимание на существование научных стилей, вопросу различения самих стилей научного познания и присущих им стандартов должного внимания не уделяется.

Актуальность изучения поставленной проблемы существенна в связи с непрерывным внедрением западного мировоззренческого, культурного и образовательного опыта. Заимствование и использование (явное или неявное) в процессе познавательной деятельности западной методологии ведет не только к эклектичности научного познания или «размыванию границ», но и, что самое главное, к разрушению сложившихся исследовательских традиций в отечественной науке, отечественного понимания практики и опыта преобразований во всех сферах общественной жизни.

Изучение стилей научного познания предполагает, что на основе данных науки, критического анализа результатов практического преобразования действительности существенно расширится пространство применения результатов научного познания. И это в значительной степени отличает стили научного познания от концепций «парадигм» Т. Куна, «исследовательских программ» И. Лакатоса, «идеалов естественного порядка» С. Тулмина, которые, во-первых, затрагивают отдельные области и проблемы научного познания, а во-вторых, могут быть продуктивными только в рамках западной методологии.

Представленные в диссертационном исследовании результаты актуализируют то направление познавательной деятельности, которое еще не получило необходимого внимания со стороны научной общественности.

И поскольку различия стилей касаются форм осмысления и понимания, глубины охвата исследуемой предметности при сохранении основной методологической базы, постольку построение системно-теоретического единства знания, выдержанного в требованиях стиля научного познания составляет одно из важнейших условий повышения продуктивности познавательной деятельности.

загрузка...