Delist.ru

Современная система подготовки кадров органов внутренних дел (01.07.2007)

Автор: Кобозев Алексей Анатольевич

- разработку и утверждение в установленном порядке пакета ведомственных нормативных правовых актов МВД России, учитывающих специфику деятельности всех типов и видов образовательных учреждений системы профессиональной подготовки кадров ОВД;

- приведение в соответствие с потребностями правоохранительной практики требований к минимуму содержания профессиональных образовательных программ (ГОСов), организационно-планирующей и учебно-методической документации образовательных учреждений МВД России.

Предлагается комплекс мероприятий по реализации названных направлений совершенствования механизма правового регулирования деятельности системы профессиональной подготовки кадров в ОВД. В частности, вносятся предложения по изменению и дополнению редакции ст. 21 Закона РФ «О милиции», ст. 8 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. На основании обобщения зарубежного опыта аргументируется возможность законодательного закрепления в соответствующих нормах федеральных законов механизма возмещения государственных средств, затраченных на подготовку квалифицированных специалистов ОВД. Обосновываются конкретные предложения по правовому решению ряда проблем ресурсного обеспечения профессиональной подготовки кадров в ОВД (преимущественного кадрового и материально-технического).

Затем предлагается модель разработки законодательного документа, призванного наиболее полно и системно закрепить основы организации и функционирования исследуемой системы. По мнению автора, принцип системности проектирования этого сводного нормативно-правового акта требует, в первую очередь, последовательного согласования всех системообразующих компонентов образовательной отрасли права в данной сфере (раннюю профориентацию молодежи на службу в ОВД, специальное первоначальное обучение впервые принятых на службу сотрудников ОВД, подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием и т.д.) таким образом, чтобы они были ограниченно связаны между собой и на этом всеобщем уровне обладали атрибутом объективности, т.е. отражали закономерности функционирования и развития системы профессиональной подготовки кадров в ОВД в целом. Это позволит не только значительно повысить эффективность правового обеспечения современной системы профессиональной подготовки кадров в ОВД, но и сделает возможным проектирование юридических институтов этой подотрасли образовательного права, сопровождающих специфические образовательные отношения, а также комплексных институтов, осуществляющих нормативно-правовое регулирование отношений на стыке административного права и образовательного, гражданского, социального, трудового и финансового. В силу сложности осуществления отдельных стадий законодательной процедуры и все возрастающих требований к качеству федеральных законов, этот подход, который может рассчитывать только на долгосрочную перспективу, соискатель относит к стратегическому направлению оптимизации правового обеспечения деятельности исследуемой системы. В качестве оперативного способа решения данной проблемы предлагается: 1) внесение соответствующих поправок в разделы II «Полномочия» и III «Организация деятельности» Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, 2) разработка и утверждение Правительством РФ Типовых положений обо всех типах образовательных учреждений МВД России, функционирующих в системе профессиональной подготовки кадров в ОВД; 3) разработка на новой основе ведомственных нормативно-правовых актов (Положений, Инструкций; Правил и т.д.), призванных регламентировать специфическую организационно-управленческую и образовательную деятельность вузов и ссузов МВД России.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, делаются обобщенные выводы, систематизируются результаты работы и формулируются некоторые практические рекомендации.

Основным научным итогом проведенного исследования является обоснование и содержание комплекса рекомендаций, составляющих концепцию совершенствования организационных и правовых основ развития и функционирования системы профессиональной подготовки кадров ОВД. В качестве таких мер, отвечающих объективным потребностям общества, целям реформирования органов внутренних дел и системы национального образования, предлагается рассматривать: 1) использование знаний истории национальной системы профессиональной подготовки кадров ОВД как необходимой составляющей ее приведения в соответствие с основными закономерностями развития правоохранительной сферы; 2) обеспечение взаимосвязи и взаимозависимости задач и функций субъектов управления системой профессиональной подготовки кадров ОВД и представляемых им полномочий на основе тщательного распределения управленческих функций по конкретным компонентам, подразделениям и исполнителям; 3) выработку и реализацию комплекса мер, направленных на усиление практической направленности преподавания курсов и дисциплин, предусмотренных ГОСами и рабочими учебными планами образовательных учреждений МВД России; 4) дальнейшее проведение научно-обоснованной реструктуризации сети образовательных учреждений МВД России, предполагающей сбалансированность количества их типов и видов целям и задачам непрерывной профессиональной подготовки кадров ОВД, новым условиям функционирования; 5) выработку и внедрение в практику механизма систематического и своевременного обновления содержания обучения всех уровней ведомственного образования; 6) осуществление комплекса мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования, предполагающих поэтапный перевод вузов МВД России на базовую подготовку специалистов ОВД по программе бакалавров-юристов, бакалавров-экономистов и т.д.; 7) повышение качества ресурсного обеспечения (информационного, кадрового, материально-технического, финансового) всех компонентов системы профессиональной подготовки кадров ОВД; 8) рационализацию системы контрольно-надзорной деятельности за подготовкой кадров ОВД (исключение дублирования содержания процедур аттестационной экспертизы и государственной аккредитации и их документооборота, совмещение их проведения в одни и те же сроки; внедрение рейтинговых технологий педагогического контроля и проверки успеваемости обучаемых в рамках осуществления внутрисистемного контроля; разработка и внедрение системы обратной связи и контроля за качеством ведомственного профессионального образования со стороны практических подразделений органов внутренних дел; 9) внедрение механизма обеспечения качества профессиональной подготовки специалистов для ОВД, ориентированного на оценку основных элементов деятельности образовательных учреждений МВД России на основе системы интегрированных показателей; 10) совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел (расширение функциональной полноты законодательного и подзаконного регулирования управленческих и образовательных отношений в системе профессиональной подготовки кадров ОВД; устранение несогласованностей и противоречий действующей системы источников правового регулирования и т.д.).

В приложениях приведены обобщенные результаты опросов 984 сотрудников кадровых аппаратов органов внутренних дел из 82-х субъектов Российской Федерации и 459 человек из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России различных типов и видов, проведенного диссертантом в 2004-2007 гг. по вопросам состояния, определения эффективности и направлений совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации.

Основные положения диссертации отражены в 34-х публикациях автора общим объемом 51,4 п.л., из них - 2 монографии общим объемом 33,5 п.л.; 1 учебник (в соавторстве) объемом 16,3 п.л./ 1,2 п.л.; 31 научная статья, в том числе 4 работы в соавторстве, объемом 1,6 п.л.:

Монографии:

1. Кобозев А.А. Система профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел России: исторический и организационно-правовой аспекты: Монография. – Домодедово: СПИЭБ, 2005. – 22,0 п.л.

2. Кобозев А.А. Правовое регулирование деятельности системы профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации: Монография. – М.: Ависта консалтинг, 2007. - 11,5 п.л.

Учебники и учебные пособия:

3. Веремеенко И.И., Килясханов И.Ш., Кобозев А.А. и др. Управление деятельностью служб общественной безопасности: Учебник для слушателей Академии управления МВД России / Под ред. Ю.Н. Ольховникова, Ф.Е. Колонтаевского. Ч. 1. – М.: Академия управления МВД России, 2000. – 16,3 п.л./1,2 п.л.

Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

4. Кобозев А.А. Приоритетные направления совершенствования системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях // Современное управление. 2004. № 11. - 1,0 п.л.

5. Кобозев А.А. Генезис юридического образования и его значение в подготовке кадров правоохранительных органов // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 1. - 0,8 п.л.

6. Кобозев А.А. Социальное назначение и сущность профессиональной подготовки в системе МВД России // Право и образование. 2005. № 4. – 0,7 п.л.

7. Кобозев А.А. Организационно-правовые проблемы становления подготовки кадров полиции в Российской империи // История государства и права. 2005. № 5. – 0,3 п.л.

8. Кобозев А.А. Профессиональная подготовка полицейских кадров в период образования и становления МВД Российской империи // История государства и права. 2006. № 5. – 0,5 п.л.

9. Кобозев А.А. Система подготовки кадров полиции и милиции России // Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 2. – 0,5 п.л.

10. Кобозев А.А. Правовое регулирование профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел: понятие, сфера, механизм // Право и образование. 2006. № 4. – 1,3 п.л.

11. Кобозев А.А. Роль профессиональной подготовки кадров в реформировании полиции России // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 4. – 0,6 п.л.

Научные статьи, опубликованные в иных изданиях:

12. Кобозев А.А. Правовое регулирование деятельности дежурных частей горрайорганов внутренних дел (учебные материалы для чтения лекции и проведения семинарского занятия): Сборник научных статей преподавателей и выпускных работ слушателей школы педагогического мастерства за 1995-1997 гг. – М.: Академия управления МВД России, 1997. – 1,4 п.л.

13. Кобозев А.А. Становление и проблемы дальнейшего развития Колледжей милиции московского региона // Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции (18 ноября 1999 года). – Домодедово: ВИПК МВД России, 2000. – 0,5 п.л.

14. Кобозев А.А., Котельников В.П. Защита от несанкционированного доступа ресурсов и информации во внутренней сети Колледжа милиции при МЮИ МВД России: проблемы и пути решения // Проблемы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников МВД в области информационной безопасности: Сборник материалов научно-методической конференции (25 ноября 1999 года). – Домодедово: ВИПК МВД России, 2001. – 0,3 п.л. (авторство не разделено).

15. Кобозев А.А. Проблемные вопросы преподавания дисциплины «Административное право России» в образовательных учреждениях МВД России // Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров: Материалы межвузовской научн.-практ. конференции (28 ноября 2001 года). Вып 1. – Домодедово: ВИПК МВД России. 2002. – 0,4 п.л.

16. Кобозев А.А., Васюкова О.В. Некоторые актуальные вопросы совершенствования кадрового обеспечения дежурных частей горрайорганов внутренних дел в современных условиях // Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров: Материалы межвузовской научно-практической конференции (28 ноября 2001 года). Вып. 2. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. – 0,4 п.л. (авторство не разделено).

17. Кобозев А.А. Об итогах учебно-методической работы Колледжа милиции при Московском юридическом институте МВД России в 1-ом семестре 2001/2002 учебного года и задачах по совершенствованию учебного процесса в свете перехода на новый образовательный стандарт по специальности 0203 // Проблемы совершенствования подготовки сотрудников ОВД: Материалы совместного учеб.-метод. сбора преподавателей ВИПК МВД России и Колледжа милиции ГУВД г. Москвы. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. – 1,3 п.л.

18. Киселев Б.А., Кобозев А.А. К вопросу о дальнейшем развитии системы профессионального образования МВД России // Проблемы совершенствования подготовки сотрудников ОВД: Материалы совместного учеб.-метод. сбора преподавателей ВИПК МВД России и Колледжа милиции ГУВД г. Москвы. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. – 0,5 п.л. (авторство не разделено).

19. Киселев Б.А., Кобозев А.А. Колледжи и лицеи милиции: проблемы становления и развития // Профессионал: Популярно-правовой альманах МВД России. 2003. № 5. – 0,4 п.л. (авторство не разделено).

20. Кобозев А.А. К вопросу о роли гражданского контроля в системе подготовки кадров органов внутренних дел // Гражданский контроль за органами внутренних дел: проблемы теории, методологии, практики: Сборник статей. – М.: Академия управления МВД России, 2004. – 0,2 п.л.

21. Кобозев А.А. Проблемы и пути совершенствования правового регулирования системы ранней профориентации молодежи на службу в органах внутренних дел Российской Федерации // Труды ВИПК МВД России: Вып. 3: Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров: Материалы межвузовской научно-практической конференции (16 декабря 2003 г.) / Под науч. ред. В.В. Мотина. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2004. – 0,2 п.л.

22. Кобозев А.А. Молодежная политика Российской Федерации в сфере подготовки кадров органов внутренних дел: формирование и развитие // Молодежная политика Российской Федерации и правоохранительные органы: Сборник статей. - М.: Академия управления МВД России, 2004. – 0,4 п.л.

23. Кобозев А.А. Организационно-правовые проблемы деятельности колледжей милиции московского региона // Актуальные проблемы совершенствования работы с кадрами правоохранительных органов: Сборник материалов межведомственной научно-практической конференции (8 июня 2004 г.). – М.: Академия управления МВД России, 2004. – 0,3 п.л.

24. Кобозев А.А. Сущность профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации // Проблемы совершенствования образования в негосударственных ВУЗах: Материалы межвузовской научно-практи-ческой конференции (22 апреля 2004 г.) / Под ред. Н.Б. Бирюковой. – Домодедово: СПИЭБ, 2004. – 0,5 п.л.

25. Кобозев А.А. Система профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы // Правовые проблемы развития социальной сферы в Российской Федерации: Доклады и сообщения V Междунар. конф. Москва, 14 апреля 2005 г. / Под ред. Н.И. Архиповой, Ю.А. Тихомирова, Н.И. Косяковой - М.: РГГУ, 2005. – 0,4 п.л.

26. Кобозев А.А. О современном состоянии и необходимости дальнейшего совершенствования системы подготовки кадров органов внутренних дел // Труды ВИПК МВД России: Вып. 9: Актуальные проблемы кадрового обеспечения и управления персоналом ОВД: Материалы межвузовской научно-практичес-кой конференции (23 ноября 2004 г.) / Под общ. ред. В.В. Мотина; Сост. М.А. Акимова, Л.К. Пирогова. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2006. – 0,3 п.л.

27. Кобозев А.А. Структура исполнительной власти Российской Федерации и система профессиональной подготовки руководящих кадров МВД России // Юриспруденция: Научное издание. 2006. № 8. – 0,8 п.л.

28. Кобозев А.А. Формирование и развитие системы профессиональной подготовки кадров полиции и милиции России // Новые методики подготовки кадров полиции/милиции: Материалы международного семинара (24-25 января 2006 г.). - М.: Московский ун-т МВД России, изд-во «Щит-М», 2006. – 0,3 п.л.

загрузка...