Delist.ru

Современная система подготовки кадров органов внутренних дел (01.07.2007)

Автор: Кобозев Алексей Анатольевич

Подчеркивается, что основными причинами генезиса и становления отечественного юридического образования явились такие крупнейшие события как принятие в 988 г. христианства и переселение в Киевскую Русь из Византии учителей славянской книжности, процессы организационного оформления Древнерусского государства и образования к концу средневековья централизованного раннефеодального Русского государства, а также начало формирования российской правовой системы и появление книгопечатания.

В числе наиболее значимых обстоятельств, обусловливающих формирование профессионального образования в России, диссертант выделяет реформаторскую деятельность Петра I. В частности отмечается, что, создавая новый государственный аппарат, первый Российский император столкнулся с проблемой наполнения его подготовленными служащими. Развитие промышленности, создание регулярной армии, флота и полиции, нового чиновничье-бюрократичес-кого аппарата абсолютизма и другие важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных специалистов. Поэтому именно в период царствования Петра I в России возникли первые государственные учебные заведения, профессиональные школы и училища в различных областях жизнедеятельности общества, впервые был открыт доступ к образованию низших сословий. Фактически это означает, что основа создания государственной системы профессионального образования в России была заложена в самом начале XVII века. Вместе с тем, признается, что, в отличие от академической модели развития образования в Западной Европе, российское профессиональное образование формировалось как единая система без четкого выделения образовательных уровней и типов учебных заведений.

Таким образом, первый этап – предыстория возникновения отечественной профессиональной подготовки кадров в сфере внутренних дел, по мнению автора, определяется периодом с конца X в. (начала формирования раннефеодальной российской государственности и ее политико-правовых институтов) и до 1718 г. (учреждения «регулярных» полицейских органов в России).

Во втором параграфе «Исторические особенности формирования и развития системы подготовки кадров органов внутренних дел в России» с позиций современной юридической науки и науки управления исследуются тенденции формирования и развития профессиональной подготовки кадров в ОВД России. При этом утверждается, что необходимость профессиональной подготовки полицейских кадров в России возникла сразу же после введения Петром I в 1718 г. специальных «регулярных» полицейских органов.

Далее анализируются процессы становления и формирования профессиональной подготовки кадров полиции в Российской империи. Прежде всего обращается внимание на то, что первый накопленный опыт практической работы «регулярной» полиции, уточнение на основе этого ее задач и функций, совершенствование организационной структуры и правового регулирования деятельности, углубление специализации, в значительной мере способствовали определению и первому нормативному закреплению в «Уставе благочиния или полицейском» (1782 г.) общих требований к полицейским служащим. В качестве других важных предпосылок возникновения системы профессиональной подготовки полицейских кадров рассматриваются юридическое разделение в 1800 г. армии и полиции, которое обусловило радикальную реорганизацию полиции столичных городов Санкт-Петербурга и Москвы, преобразование и укрепление городских полицейских органов в Киеве, Казани, Иркутске, Екатеринбурге, Оренбурге и Ярославле, а также создание в 1802 г. центрального органа управления полицейскими учреждениями Российской империи - Министерства внутренних дел. Это способствовало принятию и централизованному распространению различных систематизированных актов нормативно-правово-го (инструкций, сборников) и справочного характера, циркуляров и ведомственных периодических изданий, по которым руководящим чинам полиции вменялось в обязанность обучать подчиненных. Обучая личный состав, полицмейстеры и частные приставы на местах вынуждены были не просто доводить содержание данных нормативных документов, но и толковать их положения через призму существующей правоохранительной практики. В результате, резюмирует автор, постепенно вырабатывались формы и методы передачи обучаемым специальных полицейских знаний.

Затем, в обоснование вывода о необходимость специальной и правовой подготовки полицейских (прежде всего «нижних чинов»), проводится анализ данных литературных источников и отчетов по инспектированию полицейских органов особенной канцелярией МВД. Результаты анализа свидетельствуют о том, что к началу 60-х гг. XIX в. низкий уровень подготовки и образования сотрудников полиции не устраивал ни правительство, ни общественность. Несмотря на отсутствие в системе МВД Российской империи специализированного учебного заведения по подготовке профессиональных кадров большая часть лиц, занимавших руководящие посты в Министерстве, Департаменте полиции, губернских, уездных и городских полицейских органах (полицмейстеры крупных городов, градоначальники столиц и уездные исправники), имели высшее образование. Оно приобреталось ими как в военно-учебных заведениях, так и в гражданских вузах юридического профиля, дававших элитарное образование. В результате соискатель приходит к выводу, что именно в привилегированных учебных заведениях положено начало выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности в сфере управления внутренними делами российского государства, формированию содержания профессионального обучения руководящих чинов полиции, накоплению научно-обоснованных форм и методов профессиональной подготовки отечественных полицейских служащих.

Обобщая изложенное, подчеркивается, что со времен петровских преобразований к 60-м годам XIX в. в России сформировались все необходимые условия для зарождения системы профессиональной подготовки полицейских служащих. Кроме того, необходимость этого аргументируется прогрессивными реформами 60-х годов XIX в. в России. В частности, отмечается, что в результате реформы 1862 г. коренному переустройству была подвергнута организационная структура городской и уездной полиции, а судебная реформа 1864 г., предусматривала значительное укрепление роли права в жизни общества и деятельности государственных учреждений. Это существенно ужесточило требования к сотрудникам полиции, что, в свою очередь, значительно повысило важность проблемы подбора, обучения и воспитания ее кадров.

Однако проведенный анализ свидетельствует, что, несмотря на двухвековой период функционирования полицейских органов и определенные усилия по организации профессиональной подготовки ее кадров, нормативно оформленной, централизованной, управляемой МВД и финансируемой из государственной казны законченной системы полицейского образования в монархической России создано так и не было. Первые шаги в этом направлении стали предприниматься только в конце XIX – начале XX вв. организацией различных курсов и специальных школ по подготовке полицейских чинов нижнего и среднего звена. Несмотря на то, что губернаторы и полицмейстеры действовали в этом вопросе самостоятельно, функционирование краткосрочных курсов и школ по подготовке полицейских чинов в дореволюционной России, на наш взгляд, позволило накопить первый отечественный опыт обучения, учебно-методичес-кого обеспечения и организации учебного процесса по подготовке определенных категорий сотрудников полиции. В дальнейшем этот опыт в общеметодологическом плане явился основой формирования системы профессиональной подготовки кадров милиции.

Обращение к системно-историческому анализу эволюции системы профессиональной подготовки кадров в ОВД России позволило предложить авторскую классификацию (периодизацию) ее генезиса, становления и последовательного развития. При этом предлагается выделить пять основных этапов, каждый из которых характеризуется своими историческими особенностями.

В третьем параграфе «Предметное содержание и назначение системы профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел» анализируется понятийный аппарат, имеющий важное значения для научного осмысления сущности и назначения системы профессиональной подготовки кадров в ОВД, формулируется ее определение и основные задачи.

Утверждается, что исследование проблем и выработка на основе этого направлений совершенствования профессиональной подготовки кадров в ОВД Российской Федерации предполагает в первую очередь уяснение предметного содержания самого объекта организации и правового регулирования. Проводя анализ специальной отечественной и зарубежной литературы, различных точек зрения по понятию «профессия», «профессионализм», «специальная подготовка», «специальность» и «компетенция» делается вывод, что данные дефиниции вполне определенно выступают в качестве связующих звеньев двух взаимосвязанных видов социальной деятельности людей: «профессиональной деятельности» и «профессиональной подготовки». Более того, на этой основе выделяются основные признаки «профессиональной деятельности», в том числе милицейской (полицейской).

В целях адекватного понимания сущности исследуемой системы, диссертантом уточнены элементы системы профессиональной подготовки сотрудников ОВД, назначение и цели деятельности каждой ее подсистемы и уровня обучения. Позиция автора заключается в том, что современная система профессиональной подготовки кадров в ОВД Российской Федерации представляет собой специальную профессионально-прикладную педагогическую систему, реализуемую как в образовательных учреждениях, так и непосредственно на местах службы, и решающую задачи формирования, повышения и поддержания профессионального мастерства личного состава ОВД и охватывает весь период службы сотрудников. Она включает в себя следующие элементы: раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в ОВД; специальное первоначальное обучение впервые принятых на службу сотрудников ОВД; подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием; дополнительное профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование; служебно-боевую подготовку непосредственно в органах и подразделениях внутренних дел. Отсюда следует, что «профессиональная подготовка сотрудников ОВД» как социальная категория шире, чем термин «профессиональное образование».

Далее анализируются цели и задачи каждого из элементов системы профессиональной подготовки кадров ОВД. Это позволило заключить, что система профессионального образования МВД России, представляя собой общественно обусловленное явление социально-правового характера, выступает специфическим инструментом реализации государственной кадровой политики по обеспечению органов внутренних дел страны высококвалифицированными и компетентными кадрами путем оптимального сочетания всех ее составляющих – профориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников ОВД. Подчеркивается, что данная система ориентирована на непрерывное воспроизводство необходимого количества специалистов органов внутренних дел с требуемым набором квалификационных характеристик, позволяющих им эффективно решать правоохранительные задачи, поставленные перед Министерством внутренних дел Российской Федерации обществом и государством.

На основании всего сказанного формулируются определения профессиональной подготовки кадров в ОВД Российской Федерации и ее социального назначения. По мнению автора, профессиональная подготовка кадров в ОВД Российской Федерации как определенная социально-правовая категория представляет собой обусловленную потребностями государства многоуровневую систему многопрофильного непрерывного обучения граждан и действующих сотрудников органов внутренних дел, осуществляемого как в образовательных и научно-исследовательских учреждениях различного типа и вида, так и непосредственно на местах службы. Она интегрируется в единую общероссийскую систему профессиональной подготовки кадров как специфическая составляющая и преследует цели профориентации молодежи на службу в ОВД через поступление в образовательные учреждения МВД России, а также последовательное формирование, поддержание и повышение профессионального мастерства личного состава органов внутренних дел и охватывает весь период службы сотрудников. Наконец, в соответствии с этим, выделяются четыре основные задачи исследуемой социальной системы.

Четвертый параграф «Методологические подходы к оптимизации системы профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел» посвящен аргументации основных методологических подходов к рационализации современной системы профессиональной подготовки кадров в ОВД. Прежде всего отмечается, что, будучи сложной динамической системой управления система профессиональной подготовки кадров в ОВД может быть гибкой, изменяться в определенных пределах, в определенных границах, но выход за пределы этих границ есть разрушение структуры, который приводит к потере ее системных качеств, т.е. необратимому разрушению данной системы. Поэтому она должна прогнозируемо изменяться под влиянием целенаправленного волевого воздействия, с тем чтобы выполнить социальный заказ - непрерывно воспроизводить необходимое количество специалистов с требуемым набором квалификационных характеристик и последовательно формировать, поддерживать и повышать профессиональное мастерство личного состава ОВД.

Подчеркивается, что решающее воздействие на эффективное функционирование исследуемой социальной системы оказывают первые три компонента системы образования в Российской Федерации, нормативно закрепленные Законом РФ «Об образовании»:

- преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;

- сеть, реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органы управления образованием и подведомственными им учреждениями и организациями. При этом акцентируется внимание на необходимость дополнения этого перечня еще одной составляющей - постоянной обратной связью с практическими подразделениями МВД России.

Утверждается также, что как совокупность целеустремленных индивидов, умышленно сопродуцирующих достижение общей цели», данная система находится в постоянном взаимодействии с внешней средой, являющейся источником формирования ее человеческих ресурсов (как постоянного, так и переменного состава), потребителем результатов ее деятельности, а также средой обитания, существования и развития ее сотрудников и работников ОВД. Поэтому выявление определяющих факторов в окружении системы профессиональной подготовки кадров ОВД, своевременное реагирование на внешние изменения среды ее функционирования, нахождение рациональных способов приспособления к ним, является еще одним важным подходом к ее оптимизации. На основе результатов исследования и семантики термина «оптимизация» автор приходит к выводу, что оптимизация подразумевает определение инновационных стратегий, мер и средств, обеспечивающих осуществление радикальных преобразований в структуре, содержании, экономике системы профессиональной подготовки кадров ОВД, в выборе методов управления ею, соответствующих происходящим в обществе экономическим, политическим и социокультурным изменениям.

Далее следует характеристика факторов среды функционирования, оказывающих негативное воздействие на систему профессиональной подготовки кадров ОВД. Речь, в частности, идет о резком обострении криминогенной обстановки в стране, высоком росте и изменениях структуры преступности, а вместе с этим – значительным усложнением содержания, форм и методов деятельности служб и подразделений органов внутренних дел. Подчеркиваются тенденции отчуждения общества от правоохранительной системы, что главным образом связывается с нарушениями сотрудниками ОВД этических норм, их пренебрежением к требованиям Закона, сращиванием с предпринимательскими структурами и коррумпированностью. При этом приводятся данные национальной статистики. Также отмечается, что в течение ближайших 9-ти лет число выпускников общеобразовательных школ, являющихся в настоящее время основным поставщиком абитуриентов для образовательных учреждений системы МВД России будет неуклонно уменьшаться. Акцентируется внимание на проблеме качества профессионального образования в связи с непрерывно растущим объемом человеческих знаний.

Изложенное выше позволяет определить основные направления модернизации существующей системы подготовки кадров ОВД, в контексте проводимого реформирования российского общества. В их числе автор выделяет:

1) дальнейшее проведение научно-обоснованной реструктуризации сети образовательных учреждений МВД России;

2) совершенствование правового регулирования деятельности и оргштатного построения системы подготовки кадров ОВД, применительно к новым условиям функционирования;

3) выработку механизма систематического и своевременного обновления содержания обучения всех уровней профессионального образования (внесение предложений в Министерство образования и науки Российской Федерации по обновлению реализуемых ГОСов, уточнение специализаций подготовки, создание нового поколения методических и дидактических материалов и т.д.);

4) создание и внедрение в практику четкой системы обратной связи и контроля за качеством ведомственного профессионального образования со стороны руководства ОВД.

Следующий блок вопросов связан с аргументацией приоритетности выделенных выше методологических подходов к оптимизации современной системы профессиональной подготовки кадров ОВД. Подчеркивается, что наибольшую методологическую и практическую ценность в этом плане имеют содержание понятия, сферы и механизма правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере профессиональной подготовки кадров ОВД. Определены юридическая природа, предмет, характер, пределы и функции правового регулирования профессиональной подготовки кадров в ОВД. Это позволило ввести в научный оборот ввести такие категории, как «предмет правового регулирования в сфере профессиональной подготовки кадров ОВД», «механизм правового регулирования в сфере профессиональной подготовки кадров ОВД», сформулировать их научно обоснованные дефиниции.

В итоге автор приходит к выводу о том, что, действуя во взаимодействии, указанные выше методологические подходы, приведут к выработке принципиально новой модели совершенствования системы подготовки кадров в ОВД, оптимизации содержания ведомственного образования в интересах правоохранительной практики.

Во второй главе диссертации «Организация системы подготовки кадров органов внутренних дел в современных условиях» определяются стратегические приоритеты ее развития, исследуются функциональная и организационная структуры, проблемы ресурсного обеспечения, организации контрольной и надзорной деятельности, а также оценки эффективности функционирования.

В первом параграфе «Стратегические приоритеты развития системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел» отмечается, что кадровая политика является частью общей политики государства и должна полностью соответствовать концепции ее стратегического развития. Соответственно этому кадровая политика МВД России является составной и неотъемлемой частью государственной кадровой политики, инструментом ее реализации в деятельности органов внутренних дел. Показано, что образовательная политика МВД России в своей сущности является компонентой государственной политики Российской Федерации в области формирования кадров правоохранительных органов, профессионального образования и науки.

Автор приходит к выводу, что единая образовательная политика, тесно взаимосвязанная с кадровой политикой государства, реализуется по схеме: идея – правовая норма – общественное отношение, в связи с чем ее исходные начала нормативно закрепляется через конкретные правовые нормы в федеральных законодательных и подзаконных нормативно-правовых актах. Далее анализируются положения государственных программ развития образования в Российской Федерации, которые по своей сути представляют механизм реализации государственной политики в этой области на среднесрочный и долгосрочный периоды. В частности, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Это позволило определить исходные идеи, цели, стратегические задачи и приоритеты современной государственной политики Российской Федерации в сфере профессионального образования. В то же время подчеркивается, что хотя система профессиональной подготовки кадров в ОВД интегрируется в единую общероссийскую систему профессионального образования как специфическая составляющая и не претендует на абсолютно обособленное, корпоративное существование за пределами целостного российского образовательного пространства, она имеет самостоятельное социальное предназначение. Речь идет, прежде всего, о ее ориентированности на конкретный сегмент рынка труда – кадровый корпус особого вида правоохранительной службы, наличии целевого заказа и соответствующего набора обучаемых, распределении выпускников через комплектующие органы ОВД, профилированности обучения, ориентированности его содержания на те профессиональные задачи, которые предстоит решать будущему сотруднику органов внутренних дел.

Обращение к анализу положений концепций «Кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации» и «Совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации», объявленным соответственно приказами МВД России от 11 января 1999 г. № 12 и от 6 ноября 2003 г. № 829, позволяет сделать вывод об обосновании, официальном признании и нормативно-правовом выражении в них вначале кадровой, а затем и одной из важнейших ее составляющих - образовательной политики МВД России. В диссертации подробно исследуется содержание указанных концепций, высказываются критические замечания, приводятся конкретные данные о ходе их реализации. Кроме того, на завершающей стадии анализа предложена принципиальная схема основных компонентов в процессе организации профессиональной подготовки кадров в ОВД, которые, по мнению диссертанта, оказывают наиболее существенное влияние на эффективность деятельности, а стало быть, и на формирование стратегии ее развития.

На основе вышеизложенного, под стратегическими приоритетами развития системы профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел следует понимать динамичную систему, состоящую из ряда взаимосвязанных направлений:

- совершенствования содержания и технологий всех этапов непрерывной профессиональной подготовки в ОВД;

- разработки механизмов управления, адекватных задачам системы профессиональной подготовки кадров ОВД,

- совершенствования нормативно-правового обеспечения;

- дальнейшей реструктуризации системы образовательных учреждений МВД России;

- обеспечения качества профессиональной подготовки кадров ОВД;

- совершенствования ресурсного обеспечения.

Аргументируя представленную модель стратегических приоритетов, автор наметил комплекс основных мероприятий по их реализации. Особо подчеркивается, что в современных условиях возрастает значимость стратегического подхода в определении направлений дальнейшего развития системы профессиональной подготовки кадров в ОВД.

загрузка...