Delist.ru

Творческая составляющая труда как императив культуры современности: философский анализ (01.07.2007)

Автор: Хайруллина Вакифа Гильмановна

Положения, выносимые на защиту.

1. Труд – сложный процесс, который условно можно представлять как интегральное единство внутренней, чувственно-мыслительной целепо-лагающей, и внешней, опредмечивающей цель, созидательной деятельности человека. Целеполагание есть процесс возникновения нового вида труда в связи с наступлением у человека с развитой чувственно-мыслительной способностью состояния неудовлетворенности настоящим. Такой человек активно ищет причину неудовлетворенности, возможности ее преодоления, воображая желаемое, более совершенное состояние. Он мысленно решает предстоящие задачи, вплоть до четкого представления желаемого идеального результата, т.е. продукта труда. Это есть творческая составляющая труда. Поэтому продукт труда изначально представляет собой идеальную форму как результат творческой деятельности конкретного субъекта-автора, который может быть реализован во внешней среде – в определенном пространстве и времени, с привлечением реальных орудий и предметов труда самим субъектом-автором или другими субъектами, пространственно и временно отдаленными друг от друга, способными к творчеству и труду. Этот процесс есть культуротворческий, культурообразовательный.

2. Духовный и биологический компоненты даны человеку природой при рождении. Дальнейшая жизнедеятельность индивида в социуме – это процесс его физического роста по законам биологии, а процесс развития духовно-волевого и формирования и развития интеллектуального компонентов есть инкультурация. Культура как духовная сила общества проявляется прежде всего в форме соответствия декларируемым в обществе ценнностям, в том числе нормам нравственности и права, и реальным отношением членов данного общества к ним как к ценностям.

3. В процессе формирования и развития интеллекта информация может быть получена, с одной стороны, как результат, целенаправленно извлекаемый органами чувств, т.е. результат волевой деятельности человека. В этом случае восприятие информации представляет собой психическое явление, а с другой – как сигналы, поступающие извне без усердия человека, т.е. – сенсорное, физиологическое явление. Знания есть результат только волевой духовной деятельности по осмыслению значимости информации для жизнедеятельности человека. Интеллектуальная составляющая способности к творчеству и труду определяется уровнем осмысленности воспринимаемой информации, который, в свою очередь, зависит от уровня насыщенности памяти и сознания человека фундаментальными понятиями культуры, служащими предпосылкой для осмысления новых. При отсутствии соответствующих мировоззренческих понятий и образа мышления, сформированных на этических ценностных началах, вероятность становления человека субъектом творчества и труда мала, а субъектом взаимопонимания и сотрудничества – мала или вообще отсутствует.

4. Способность человека к творчеству и труду, предстающую как триединство его физического тела, интеллектуальной и духовно-волевой составляющих при смыслообразущей роли последних, следует считать интегративным системным свойством, отражающим его внутренний мир. В индивидуальном жизненном цикле человека в формировании способности к творчеству и труду самым определяющим является этап духовно-интеллектуально-телесного становления под воздействием семьи, образовательно-воспитательных институтов, средств массовой информации, являющихся проводниками социокультурного опыта человечества и социально-экономической политики государства.

5. Способность к творчеству и труду есть чувствомыследейственная способность человека мироощущать и сопереживать, социально значимо целеполагать и реализовывать ее в жизнь по нормам био-, ноо- и социосфер. Творческая составляющая труда – результат волевого проявления чувствомыследейственных способностей человека по одухотворению веществ природы и совершенствованию субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений, сопровождающийся затратами его психо- и биоэнергии, завершающийся социально значимым продуктом как его опредмеченной целью знаковой или материальной формы.

Теоретическое и практическое значение результатов, полученных в диссертационной работе, состоит в развитии философских взглядов на творческую составляющую труда как императива культуры современности, обосновании роли философских предпосылок в формировании и развитии способности человека к творчеству и труду. Выводы исследования могут быть использованы в качестве научной основы для разработки общей концепции социально-экономической стратегии государства, проблем материнства и детства, для организации философских исследований в сфере образования и здравоохранения. Материалы диссертационного исследования обогащают предмет философии за счет раскрытия смыслового содержания понятия «способность к творчеству и труду» как сущностного признака гармонично развитой личности – субъекта творчества и труда. Результаты исследований могут быть использованы в процессе преподавания философии, культурологии, социологии, теории организации и менеджмента, экономики и социологии труда, информационной экономики и других общественных дисциплин.

Материалы диссертационного исследования могут быть применены при разработке вариантов проектов по совершенствованию содержания общего и профессионального образования, по воспитанию подрастающего поколения творчески трудоспособными гражданами правового государства, а также специалистами-профессионалами по управлению. Результаты данного исследования могут использоваться в научно-практической деятельности ученых-обществоведов, правоведов, специалистов правоохранительных органов и государственных служащих, преподавателей, а также работников средств массовой информации, менеджеров.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации нашли отражение в научных публикациях автора общим объемом более 40 п.л., в том числе – в трех авторских монографиях, учебных пособиях для общеобразовательной системы и вуза, главах и разделах коллективных монографий, сборниках, статьях в научных изданиях.

Концептуальные подходы и выводы исследования освещались в докладах и выступлениях на международных и всероссийских научно-практических конференциях: «Проблемы реформирования региональной экономики» (Кемерово, 1994), «Современные социально-экономические проблемы развития России» (Омск, 1994), «Проблемы менеджмента и рынка» (Оренбург, 1999), «Государство и общество: проблемы федерализма и самоуправления» (Ижевск, 1999), «Культура, нравственность, экономика и устойчивое развитие регионов России» (Ульяновск, 1999), «Социально-экономическое положение и актуальные проблемы социальной защиты населения России» (Уфа, 2000), «Антикризисное управление: проблемы и пути их решения», (Уфа, 2000), «Гуманитарное образование: традиции и новации» (С.-Петербург, 2001), «Воспроизводственный потенциал региона» (Уфа, 2001, 2004, 2007), «Российская экономика на пороге ХХI века» (Уфа, 2001), «Стратегия социально-экономического развития регионов» (Уфа, 2001), «Национальная экономика: вопросы теории и проблемы преподавания» (Москва, 2001), «Малое предпринимательство: состояние, проблемы, необходимость совершенствования и развития» (Екатеринбург, 2003), «Трансформация общества: наука, педагогика, производство» (Уфа, 2005), «Проблемы современной экономической теории» (Уфа, 2007); а также на секции IV Российского философского конгресса (Москва, 2005), VI Международного Российско-Китайского симпозиума «Государство и рынок» (Екатеринбург, 2005).

Материалы диссертации использовались в процессе преподавания курсов «Философия», «Теория организации», «Введение в специальность «Менеджмент организации», «Управление производством», «Антикризисное управление», «Основы экономических знаний» на экономическом факультете и в Центре второго высшего образования Башгосуниверситета, в Башкирском институте развития образования, Учебном научно-методическом центре Госкомнауки Республики Башкортостан при изучении тем, содержащих вопросы, требующие раскрытия понятия «корпоративная культура», субъектной и объектной сущности человека как многомерной системы, носителя творческой способности к труду и творца культуры, как главных факторов для обеспечения качественной жизни человека.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает три параграфа, заключения и списка использованной литературы из 353 наименований. Общий объем диссертации – 300 страниц.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе – «Теоретико-методологические основания иссле-дования творческой составляющей труда как императива культуры современности» – дан системный анализ сложных понятий: «труд и его творческая составляющая», раскрыты закономерности становления человека субъектом труда и его способности к творчеству и труду, позволяющие обнаружить обусловленность их культурой и необходимость рассмотрения во взаимосвязи с культурой современности.

В п. 1.1. – «Системные основания исследования творческой составля- ющей труда как императива культуры» – на основе системного подхода рассматривается исторический процесс научного осмысления труда философами, основателями экономической науки как явления, созидающего потребительную и меновую стоимости, а также обусловливающего развитие меновых отношений между субъектами труда. В результате труд как термин экономической науки стал пониматься упрощенно – как фактор производства товара и его стоимости наряду с вещественными факторами. В дальнейших исследованиях труда с целью выявления факторов повышения его производительности обнаружились трудности, которые вызвали необходимость расширения знаний по методологии и методике исследовательской деятельности в целом. Так формировались методологические подходы, рассматривающие труд как: источник богатства народов; целенаправленную деятельность субъекта; явление со свойством делимости (специализации) и кооперации; процесс совершенствования субъекта труда («человекотворческая функция», развитие способности человека к универсализму); ценность для индивидуального и социального организма; фактор социально-экономического развития общества; явление, связывающее систему «человек – общество», «человек – природа», «человек – человек»; деятельное проявление действительной свободы как познанной необходимости и др.

Признавая вклад каждого из перечисленных подходов в развитие методологических знаний по исследованию труда, заметим, что в них еще не была актуализирована взаимосвязь между трудом и способностью человека к творчеству и труду. Эти два понятия рассматривались как априорные человеческие качества. Поэтому большинством исследователей труд изучался на предмет научного обоснования факторов повышения его производительности в отрыве от всего жизненного цикла его субъекта (человека индивидуального в онто- и исторического в филогенезе). В лучшем случае чувствомыследейственные способности человека как субъекта труда рассматривались ими усеченно как статичное явление, как его качество, «автоматически» наступающее в пределах определенного возраста, не имеющего отношения к предыдущему периоду его жизненного цикла.

Рассмотрение природы труда – явления сложной структуры, как процесса проявления системного признака его субъекта, т.е. человеческой способности к творчеству и труду, формирующегося и развивающегося по всему жизненному циклу под воздействием культуры общества, стало возможным только с активным становлением теории систем и развитием системного подхода. Гносеологический анализ труда как системы позволяет обнаружить его смыслообразующий элемент – творческую составляющую как императив культуры современности. Системный подход позволяет понять, что труд – сложное процессуальное явление, неотделимое от субъекта-человека, начинается с создания им творческой составляющей, являющейся смыслообразующим элементом труда как целостности. Это духовно-интеллектуальный процесс, протекающий во внутреннем мире человека-творца, который завершается созданием потенциального идеального продукта, т.е. проекта. Он, представляя усвоенный информационный ресурс, может быть реализован и многократно воспроизведен другими субъектами труда. Одновременно – это процесс образования и совершенствования культуры и самого субъекта труда.

На основе системного подхода, по нашему мнению, понятию «труд» можно дать следующее определение. Труд – это система или целостный процесс физиологически, психически, социально обоснованных видов деятельности человека, обязательно начинающаяся с духовно-интеллектуального творческого и чередующаяся по мере необходимости с активными физическими действиями с помощью орудий труда, сопровождающаяся затратами психо-, биоэнергии и завершающаяся созданием задуманного социально значимого продукта как опредмеченной цели его субъекта. Этот процесс как целесообразный подчиняется законам организации и предусматривает обеспечение сохранности и качественного развития способности человека к творчеству и труду, а также его социума, т.е. семьи, предприятия и государства как социальных организмов, в настоящем и в будущем через восстановление затраченной энергии в созданном продукте труда, позволяющем воспроизводить новый труд уже при количественно и качественно новых, более совершенных условиях.

В этом сложном, охватывающем многие аспекты определении труд понимается нами как упорядоченная целостность, смыслообразующим элементом которой является ее творческая составляющая – императив культуры. Считаем, что такое более обогащенное содержание понятия «труд» повысит его мировоззренческое значение в современных условиях.

В п. 1.2. – «Становление человека как субъекта творчества и труда» – внимание автора сосредоточено на исследовании норм физиологической жизни человека как «пределов рамок функциональных способностей», заданных природой. В рамках этих норм биосистема «наполняется» в онтогенезе человека также психическим и социальным измерениями как критериями его жизнеспособности и способности к творчеству и труду, позволяя понять его многомерную сущность.

Раскрывается биологическая сущность человека как целостной функционирующей структуры, регулируемой центральной нервной системой, ответственной за жизнеспособность человеческого организма в неустойчивой внешней среде.

Внешняя среда как условие жизнедеятельности человека представляет собой одновременно источник энергоинформации и необходимых веществ для обменных процессов, протекающих во внутренней среде человеческого организма, а также источник факторов угрозы и риска для его жизни. С учетом последнего обстоятельства возникает необходимость рассмотрения понятия «устойчивая жизнеспособность» как условие способности к творчеству и труду.

Под устойчивой жизнеспособностью человеческого организма как биосущности следует понимать его способность поддерживать в непрерывно меняющейся внешней среде определенные нормы внутренней среды (температуры, концентрации сахара и питательных веществ в крови, реакции крови, величины артериального давления и других физиологических показателей). Эти нормы составляют эталонный критерий – контрольную меру, заданную природой для измерения и определения границ функциональной способности организма, т.е. одной из составляющих способности к творчеству и труду.

На начальной стадии исторического процесса эволюции человеческий организм обеспечивал свою жизнеспособность преимущественно развивая в себе способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Однако внешняя среда, функционирующая по своим законам, может изменяться, создавая запредельные условия для физиологии человека. Случаи наступления и вероятность повторения таких жизненных обстоятельств вызвали необходимость не только развивать способности организма адаптироваться к изменениям внешней среды, но и адаптировать внешнюю среду для уменьшения степени опасности факторов окружающей среды и создания устойчивых условий для своей жизнедеятельности.

Таким образом, анализ несоответствия норм функционирования биосущности человека и закономерностей биосферы дает возможность понять законы развития психики человека как волевой способности избирательного восприятия объектов и процессов внешней среды с целью повышения своей жизнеустойчивости. Избирательное восприятие есть познавательная деятельность в форме создания во внутреннем мире представлений и образов об объектах и процессах внешней среды, выработки понятий, передачи информации, обмена последними, в результате чего происходит развитие сознания.

Закономерности развития психики и ее соотнесенности с физиологией исследовались в ХIХ в. И. Мюллером, Г. Гельмгольцем, И.М. Сеченовым, Н.Н. Ланге. Результаты их исследований дают возможность понять механизм восприятия биосущностью человека свойств других объектов внешнего мира и становления его психосущности как волевого целенаправленного процесса приема и преобразования информации.

Процесс адаптации человеческого организма к изменениям внешней среды является физиологическим, а процесс адаптирования внешней среды.– психофизиологическим. В 1863 г. И.М. Сеченов высказал мысль, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Рефлексы можно считать процессуальным элементом восприятия, развивающегося в познавательную деятельность человеческого организма. Так, И.М. Сеченов писал: «В первом смысле чувствование представляет одно из главных орудий самосохранения, во втором – орудие общения с предметным миром, одну из главных основ психического развития животных и человека. Первой стороной чувствование всецело принадлежит к области физиологии, а второй оно связывает нашу науку с психологией».

На опытах с осязательными впечатлениями И.М. Сеченовым было доказано, что «движение относит чувственные впечатления к объекту как существующему независимо от ощущающего органа». Последнее есть процесс творчества и труда как процесс переноса человеком своей «чувственной» энергии на предмет труда, как процесс одухотворения человеком предметов внешнего мира. Одновременно это есть процесс проявления чувствомыследейственной способности человека во внешнем мире, т.е. его способности к творчеству и труду. Этот вывод подтверждается положением, выдвинутым И.М. Сеченовым, по которому «следует отличать значение чувствований как прямо вызывающих приспособительные двигательные реакции и как вызывающих изменение самого чувствования, которое становится предметным»1. Первая часть чувствования человеческого организма (приспособительная) – физиологическое явление; вторая – волевые чувствомыследействия человека, которые изменяют само чувствование. Последнее – явление психическое, требующее волевых усилий, это творчество и труд.

Чувствования, вызывающие изменение самого чувствования, – это суть психическое, осознанные действия человека, т.е. его креативные чувствомыследействия. Одновременно рассмотренные положения проясняют суть инкультурации и культуротворчества как волевую деятельность психики человека рефлекторной природы.

В п. 1.3. – «Проблемы формирования и развития интеллектуального компонента способности творчества и труда» – автор, опираясь на труды ученых-психологов о формах восприятия и ученых-исследователей информации (М.А. Вуса, А.П. Суханова, Д.И. Блюменау и др.), предпринимает попытку раскрыть процессуальную природу развития интеллекта на основе организующего свойства информации.

Рассмотрены сходство и различие между понятиями «информация» и «знание». Общность между последними обусловлена единством их процессуальной природы, протекающей в двух формах: 1) в форме процессов раздражимости, чувственности, перцепции на воздействия предметов и явлений окружающей среды (сенсорная информация) как результат действия закона самосохранения всех живых существ;

??????$??????$?

Исходя из этих особенностей, под информацией мы понимаем оптические, акустические, вкусовые, тепловые и прочие сигналы, поступающие в организм извне или вырабатываемые внутри него, которые преобразуются в импульсы электрической или химической природы, передающиеся у человека по нейронным цепям в центральную нервную систему и от нее – к соответствующим двигательным органам.

Авторами теории информации в качестве кибернетических систем, наряду с автоматическими регуляторами в технике, рассматривались человеческий мозг, биологические популяции, человеческое общество. Так была установлена общность между управлением и связью в живом организме и в информационно-технических устройствах. Так, биолог Д. Адам писал, что импульсы, идущие от периферических рецепторов в головной мозг, передают информацию точно так же, как импульсы, бегущие по телефонному кабелю.

В диссертации обосновывается принципиальное различие между сенсорной и рефлекторной формами восприятия внешнего мира; между сенсорной информацией, значимой больше для физиологической жизни человека, и рефлекторной – значимой для психической жизни, т.е. духовно-интеллектуальной. Последняя представляет «механизм» возникновения и развития знаний человека, перерастающих в трудовой деятельности в профессиональный интеллект.

Анализ существующих понятий «информация» и «знание» позволяет автору прийти к выводу, что среди ученых нет единого понимания и разграничения между ними. Подчеркивая теснейшую взаимосвязь между понятиями «информация» и «знания», считаем, что они имеют много общих свойств, ибо одно из них является составным элементом другого. Знания – это система, а информация – ее неотъемлемый элемент.

Волевое внимание, т.е. целеподчиненное восприятие, создает энергоинформацию, наделенную способностью организующего действия внутреннего и внешнего. Такая информация имеет рефлекторную природу. Целеполагание, т.е. начало создания творческой составляющей труда, является процессом создания субъектом энергоинформации организующей способностью.

На основании системного подхода можно сделать заключение, что знание о реальном мире – это система, составным неделимым элементом которой является информация, наделенная организующим свойством. Понятие «знание» – это совокупность взаимосвязанной информации о предметах и явлениях реального мира, о постоянно повторяющихся связях между ними, находящихся в процессуальном состоянии.

В модели знание можно описать как Зot > (Иot, где Зot – знание о чем-либо на каждый момент жизни индивида в годах t; Иot – информация о том же на каждый момент жизни в годах. Знание как выражение психосущности индивида имеет рефлекторную природу, основанную на волевом внимании и восприятии. Интеллект является результатом активной волевой деятельности мозга и наружных чувственных органов (анализаторов) с участием чувственной ткани, т.е. памяти.

Отмечается, что на ранних стадиях жизненного цикла поведение человека определяется в основном состоянием сенсорной информации.

загрузка...