Delist.ru

Творческая составляющая труда как императив культуры современности: философский анализ (01.07.2007)

Автор: Хайруллина Вакифа Гильмановна

Хайруллина Вакифа Гильмановна

ТВОРЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТРУДА

КАК ИМПЕРАТИВ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОСТИ:

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 09.00.01. – Онтология и теория познания

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Москва 2007

Диссертационная работа выполнена на кафедре «Философия» ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса»

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Белова Зоя Степановна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Кораблева Елена Валентиновна

доктор философских наук, профессор

Путилова Лидия Максимовна

доктор философских наук, профессор

Югай Герасим Андреевич

Ведущая организация Московский технический

университет связи и информатики

Защита состоится « 27 » сентября 2007 г. в часов на заседании

диссертационного совета Д.212.150.04 при ГОУВПО «Московский

государственный университет сервиса» по адресу: 141221, Московская обл., Пушкинский р-он, пос. Черкизово, ул. Главная, д. 99.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУВПО

«Московский государственный университет сервиса» по тому же адресу.

Автореферат разослан « » 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор философских наук, профессор А.С. Анисимов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования вызвана кризисом культуры, прослеживающимся в планетарном масштабе, сопровождающимся нарастанием духовной деградации общества, разрушением духовно-гуманистических основ самого человека. Сложившийся в техногенной цивилизации гипертрофированный принцип приоритета материальных факторов развития над духовными обусловил такой социально-экологический кризис, который затрагивает все фундаментальные характеристики отношений «человек – общество – природа». На рубеже ХХ–ХХI столетий в связи с активным вмешательством науки в систему коммуникации и совершенствованием ее средств общение, как процесс осмысления его участниками проблем бытия, совершенствования культуры, начинает превращаться из явления духовно-интеллектуального в примитивно-чувственное общение. В результате прослеживается образование глобального коммуникационного пространства, «не утруждающего себя» осмыслением и ценностной оценкой социального опыта. Социальный опыт является результатом творчества и труда человека в филогенезе и служит основанием совершенствования его культуры. Пространство жизнедеятельности наполняется энергоинформацией, формирующей стереотип поведения «добиться успеха сейчас любыми средствами, потреблять и наслаждаться».

При осмыслении отмеченных перемен правомерна постановка следующих вопросов. Каков культурообразующий смысл этих ценностей? Насколько становление отмеченного стереотипа поведения культурной ценностью обогащает массив культурных смыслов, выполняющих функцию «очеловечивания» человека? Насколько изменения в структуре ценностей культуры позитивно могут отражаться на развитии творческих способностей личности и его труде? Эти вопросы встают перед нынешним поколением школьников, идущих на смену уходящему поколению. В связи с этим более четко ставится проблема выяснения взаимосвязи творческой составляющей труда и культуры современности.

Культура не существует вне человека. Как отмечает А.А. Доброхотов, объективные структуры культуры всегда в конечном счете замыкаются на личностном приятии или неприятии, толковании, воспроизведении и изменении. Вхождение в культуру может «автоматически» обеспечиваться механизмами культуры, но может также быть проблемой, требующей моральных и творческих усилий. Соотнесение себя с культурой есть одно из фундаментальных свойств личности. Это важное философское положение повышает значимость исследования феномена культуры как о реальности – смысловом пространстве, являющемся результатом творческой деятельности человека для вхождения его в культуру. Такой подход позволяет обозначить культуру в смысле особого энергоинформационного ресурса, обеспечивающего связь с предыдущим и будущим поколениями для усвоения каждым новым поколением.

Рассмотрение культуры в таком аспекте актуализируется еще в связи с тем, что Интернет, распространяя свои информационные каналы, претендует на создание новой, своей виртуальной реальности. Он привносит в жизнь общества и индивида новую, неизвестную доселе психологию и культуру. Эта виртуальная реальность начинает менять представление человека о мире, обществе, культуре, творчестве, труде и самом себе. Чтобы вовремя увидеть в этом феномене конструктивные и деструктивные стороны, где компьютер приходит на помощь человеку, экономя ему время и освобождая от рутинной работы, а где оказывает разрушительное влияние на его психику и мировоззрение, необходим анализ, который может быть предпринят на междисциплинарной основе. Такое исследование на философско-мировоззренческом, культурологическом и отчасти социально-психологическом уровнях должно внести ясность: обогащает ли виртуальная реальность внутренний мир человека, развивая творческий потенциал его психики, или, напротив, разрушает, питая его пустыми иллюзиями.

Осмысление этих проблем в современных условиях направляет научную мысль на необходимость исследования на новом уровне вопросов о взаимосвязи и взаимообусловленности феноменов культуры, человека как субъекта творчества и труда. По словам В.С. Степина: « … если учесть возможности взрывного обострения глобальных кризисов в ближайшие 15–20 лет, то выбор у человечества невелик. Ему мало времени осталось для размышлений». Поэтому актуальность исследования взаимосвязи этих феноменов возрастает.

Степень разработанности проблемы. Человек, его творчество и труд, культура, будучи основными проблемами всей мировой философской мысли, исследовались в каждую эпоху как выражение состояния общественного сознания и как отражение системы знаний о фундаментальных основах человеческого бытия и форм их проявления. Эта совокупность философских знаний, обогащая научно-теоретические методы постижения мира и места человека в нем, способствовала активизации творческой и трудовой деятельности человека и всех форм ее проявления в сферах духовной и материальной культур.

Следует отметить, что эти феномены изучались с разных сторон как философией, так и гуманитарными науками, вызывая к жизни возникновение множества теорий и направлений. В этом процессе выделилась и философия культуры как особый вид знаний, часть философской системы, необходимо вытекающая из ее общего замысла, «ориентированная на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена».

В то же время на рубеже ХХ–ХХI столетий небывалое доселе ускорение социальных изменений создает такую ситуацию, что человеческая психика не успевает их осмысливать и оценивать. Это означает, что психика человека от избыточной нагрузки энергоинформационных воздействий внешней среды оказывается в таком напряжении, при котором начинает терять способность селекции поступающей информации для своей жизнедеятельности. А если учесть непрерывное ускорение этого процесса, сопровождающегося кратным увеличением объема информации, то обнаруживается, что человек может потерять способность адекватного представления о происходящем в обществе и культуре. На языке теории систем при таких условиях человек как сложная система выходит из состояния устойчивого равновесия и оказывается в состоянии динамического хаоса. В таком состоянии он теряет сложившиеся структурно-функциональные связи с внешним миром, без которых не может нормально чувствомыследействовать.

Следовательно, без достаточного осмысления изменений, происхо-дящих вокруг, человек как активный элемент социальной системы не может адекватно реагировать на них. Более того, он может действовать, упуская нечто самое значимое для себя и социума, т.е. совершить антисоциальное. А это означает начало потери человеком способности к творчеству и труду, являющейся основанием культуры. По мнению В.С. Степина, динамический хаос социальной жизни – это «особые периоды социального состояния, которые сменяются устойчивым развитием. Если человечество не погибнет и найдет выход из глобальных кризисов, то наступит новая фаза развития цивилизации, где люди будут себя чувствовать и жить совершенно иначе, чем сейчас».

Для осознания взаимосвязи внутреннего и внешнего мира человека и культуры как результата его творческой и трудовой деятельности и одновременно как условия ее проявления, считаем необходимым внести ясность в само понятие «культура» и в главное отличие условий функционирования и развития культуры наших дней от прошлых эпох. Для этого обращаемся к результатам исследований отечественных философов феномена культуры, служащей основанием для дальнейшего осмысления глубинной сущности взаимосвязи творческой и трудовой деятельности человека и культуры современности на новом уровне.

загрузка...