Delist.ru

Cтруктура и динамика социально-политических конфликтов в современном российском обществе (01.07.2007)

Автор: Чувашова Наталья Ивановна

Во втором параграфе «Принципы и механизмы урегулирования конфликтных ситуаций в социально-политических процессах (региональный аспект)» автором анализируется социальная ситуация в Архангельской области. Основное внимание уделяется выявлению основных линий социально-политической напряженности и определению механизмов урегулирования конфликтных процессов на региональном уровне.

Политический режим в области можно охарактеризовать как относительно устойчивый. На региональном политическом поле существует набор сил с различным уровнем контроля над ресурсами, что приводит к необходимости регулирования взаимоотношений через внутриэлитные соглашения.

Основными центрами политического влияния в регионе являются:

- собственно региональная исполнительная власть в лице губернатора и областной администрации; федеральная исполнительная власть; финансово-промышленные группы РАО «Газпром», «АЛРОСА», «ЛУКОЙЛ», «Илим-Палп»; крупнейшие корпорации региона, гиганты военно-промышленного комплекса – государственные предприятия Северодвинска «Севмашпредприятие» и «Звездочка»; главы администраций муниципальных образований, имеющих ресурсный потенциал; партийные структуры доминирующей на данный период «партии власти»; группы экономических интересов в лице местных предпринимателей. Наиболее влиятельным субъектом политической жизни остается государственная власть в лице губернатора.

Основные конфликтогенные факторы в пределах Архангельской области: высокий уровень бедности и социального расслоения, низкий уровень зарплаты в основных отраслях экономики области, локальная безработица, реализация жилищно-коммунальной реформы, состояние окружающей среды. Взаимодействие данных факторов дает кумулятивный эффект, что обусловливает достаточно высокий уровень социального недовольства.

Подавляющее число конфликтных ситуаций в области находится в сфере трудовых правоотношений. Наиболее взрывоопасной проблемой в настоящее время является реализация жилищно-коммунальной реформы. Рост жилищно-коммунальных платежей задевает непосредственно интересы каждого северянина и является фактором, способным вызвать массовые выступления самых различных категорий граждан в случае очередного повышения тарифов на тепло и электроэнергию.

Диссертант считает, что для стабилизации общественной ситуации в области и предотвращения взрывоопасных форм конфликтов необходима систематическая и комплексная деятельность региональных властей. Она должна включать в себя как мероприятия общего плана, направленные на позитивное развитие экономических и социально-политических процессов в области, так и создание механизмов урегулирования конфликтов.

Среди мероприятий общего плана следует отметить необходимость мер по укреплению доверия населения к властным структурам, легитимизации принимаемых властью политических решений:

- определение адекватности принимаемых решений социальным ожиданиям населения; обеспечение доступа общественности к информации о подготавливаемых областных законах в сфере социальной политики;

- налаживание механизма обратной связи между государственными, муниципальными органами власти и общественностью (общественные слушания, создание общественных советов при ряде государственных и муниципальных органов); информационное обеспечение реализации принятых решений;

- обеспечение равного доступа к СМИ различным политическим силам, действующим в рамках закона; взаимодействие государственных структур с политическими партиями; в связи с усилением роли партий при выборах в региональные органы власти и новым порядком наделения полномочиями губернатора, необходимо исследовать возможности влияния политических партий на процесс регионального управления;

- оптимизация деятельности региональных властей по обеспечению избирательных кампаний, увеличение использования состязательных форм ведения предвыборной агитации, усиливающих интерес избирателей к участию в выборах;

- продолжение работы по созданию правовой базы для развития системы социального партнерства, заключению коллективных договоров, особенно на предприятиях с негосударственной формой собственности;

- поиск внутренних ресурсов для смягчения имущественного неравенства; разработка принципов адресной социальной защиты наиболее нуждающимся категориям населения с учетом территориально-климатических условий региона; снижение локальной (по районам области) бедности.

- проведение регулярного мониторинга рынка труда для предупреждения долгосрочной безработицы; развитие активных форм работы с безработными (обучение новой профессии, помощь в открытии собственного дела); содействие занятости наиболее социально незащищенным категориям населения.

Создание механизма урегулирования конфликтов на территории области предполагает создание специализированной службы по мониторингу конфликтогенных процессов в регионе, работающей как на основе анализа статистических данных, предоставляемых всеми департаментами областной администрации, так и на основе систематических социологических исследований. Наиболее важными направлениями мониторинга должны стать:

- характеристика социально-экономического и стратификационного профиля региона; исследование динамики социально-политических процессов, анализ структуры конфликтогенных факторов и динамики их изменения;

- определение социальных групп, политических организаций, работников определенных предприятий, наиболее склонных к радикальным формам протестных действий (блокада дорог, захват предприятий); анализ мотивации и причин протестных настроений; учет прожективной и фактической протестной активности в регионе;

- ранняя диагностика конфликтогенных ситуаций; разработка технологии урегулирования конфликтов, исходя из социальных, профессиональных, психологических особенностей протестующих категорий населения.

Эффективное урегулирование конфликтов предполагает наличие необходимых инструментов: создание правовой основы для институционализации конфликтов в различных сферах; подготовку специалистов для ведения переговоров и обучение руководителей региональных и муниципальных органов власти основам поведения в конфликтных ситуациях; создание соответствующих организационно-правовых структур; наличие отработанных технологий урегулирование конфликтов с учетом вида конфликта, характеристик конфликтующих сторон, имеющихся ресурсов для разрешения конфликтной ситуации.

В заключении диссертационного исследования изложены результаты исследования и сформулированы основные выводы.

Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены автором в 53 публикациях общим объемом более 50 п.л., наиболее значимыми из которых являются следующие:

Монографии

1. Чувашова Н.И. Социально-политические конфликты в российском обществе: монография. – Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2005. – 175 с. (11,25 п.л.)

2. Чувашова Н.И. Социально-политический конфликт: теоретическая модель и российская реальность: монография. – Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2007. – 116 с. (7,5 п.л.)

Публикации в периодических научных изданиях, рекомендуемых ВАК

3. Чувашова Н.И. Политический кризис 1993 года в России в зеркале конфликтологии (Ч. 1) // Вестн. Помор. ун-та. Сер. Соц. и гуманитар. науки. – 2004. – № 1. – С. 108–115. (0,9 п.л.)

4. Чувашова Н.И. Политический кризис 1993 года в России в зеркале конфликтологии (Ч. 2) // Вестн. Помор. университета. Сер. Соц. и гуманитар. науки. – 2004. – № 2. – С. 103–111. (1 п.л.)

5. Чувашова Н.И. Российское общество в отблеске «цветных» революций // Вестн. Помор. ун-та. Сер. Соц. и гуманитар. науки. – 2007. – № 1. – С. 52–61. (0,9 п.л.)

6. Чувашова Н.И. Факторы нереализованности потенциала социального протеста в современном российском обществе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Полит. науки. – 2007. – № 2. – С. 119–128. (0,5 п.л.)

7. Чувашова Н.И. Введение в теорию социального конфликта (учеб. пособие). – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2000. – 59 с. (3,75 п.л.)

8. Чувашова Н.И. Состояние и тенденции развития партийных структур на местном уровне // Политические процессы в России и мировой демократический опыт: тез. докл. Междунар. науч.- практ. конф. г. Мурманск: Мурман. гос. пед. ин-т, 1994. – С. 22–24. (0, 15 п. л.)

9. Чувашова Н.И. Политические партии и партийные системы // Основы политологии: курс лекций. – Архангельск, 1996. – С. 200–221. (16,38 п.л. / 1,2 п.л.)

10. Чувашова Н.И. Конфликтогенный потенциал российского общества // Некоторые социальные вопросы современности: сб. науч. ст. юрид. фак-та. К 70-летию АЛТИ–АГТУ. – Архангельск, 1999. – С. 52–61. (0,8 п.л.)

11. Чувашова Н.И. Социальный конфликт: структура и динамика // Право и общество: сб. науч. тр. – Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2002. – С. 196–203. (0,6 п.л.)

12. Чувашова Н.И. Октябрь – 93: конфликтологический анализ // Тез. докл. и выступл. на II Всерос. социол. конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы. В 3 т. – М., 2003. – Т. 3. – С. 342–343. (0, 11 п.л.)

13. Чувашова Н.И.Формирование режима авторитарной демократии в период президентства Ельцина // Право и общество: сб. науч. тр. – Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2004. – С. 380–389. (0, 8 п.л.)

14. Чувашова Н.И., Шахов Н.П. Проблемы корреляции социальной и политической стратификации в российском обществе // Российское общество в условиях радикальных реформ: достижения, проблемы, перспективы: материалы регион. науч.-техн. конф. (27–29 мая 2004 года). – Архангельск, 2004. – С. 83–87. (0,5 п.л. / 0, 25 п.л.)

15. Шахов Н.П., Чувашова Н.И. Конституционно-правовые основы регулирования отношений собственности в Российской Федерации и современных капиталистических странах // Там же. – С. 72–78. (0,5 п.л. / 0, 25 п.л.)

16. Чувашова Н.И. Реформирование политической системы: больше вопросов, чем ответов // Современная наука и образование в решении проблем Европейского Севера: материалы Междунар. науч.-техн. конф., посвящ. 75-летию АЛТИ–АГТУ. – Архангельск, 2004. – Т. 2. – 0,11 п.л.

загрузка...