Delist.ru

Cтруктура и динамика социально-политических конфликтов в современном российском обществе (01.07.2007)

Автор: Чувашова Наталья Ивановна

Велика вероятность, что и в обозримом будущем социальное недовольство не достигнет уровня массового организованного политического протеста. На протяжении последних десятилетий силой, организующей и использующей социальное недовольство в своих интересах, были элитные группы. Все эти годы продолжала действовать советская модель массовой социально-политической мобилизации: квазиединая политическая элита и послушное, временами восторженно послушное «большинство», т.е. импульс к политической мобилизации масс задавался элитой или какой-либо ее частью.

Массовые акции протеста зимы–весны 2005 г. не привели к становлению стабильных форм политической самоорганизации. Низовые гражданские инициативы, выступающие за защиту текущих интересов граждан (защита жилищных прав, окружающей среды, акции автомобилистов), охватывают незначительную часть населения, носят эпизодический характер и не ведут к созданию организационных структур, способных к координации действий в широком масштабе. А следовательно, социальное недовольство будет оставаться стихийным, размытым протестом, который может быть канализирован какой-либо организованной политической силой в нужном ей направлении.

Специфика и тенденции развития социально-политических конфликтов в российском обществе характеризуются:

- динамизмом конфликтного взаимодействия, резкими изменениями конфигурации конфликтующих сторон. На этапе радикально-либеральных преобразований в силу отсутствия базового консенсуса существовала биполярная конфигурация конфликтующих сил. Конфликт интересов совпадал с конфликтом ценностей, каждая из противоборствующих сторон апеллировала к определенной системе ценностей: либеральной или социально-патерналистской. По мере капитализации элитных групп и маргинализации массовых слоев на первый план выдвинулся многополюсный конфликт интересов различных элитных групп в рамках существующего режима, идейно-политические различия сохранились, но отошли на второй план;

- интенсивностью конфликтов и жесткими формами их разрешения, включая применение вооруженного насилия (октябрьские события 1993 г., чеченская война 1994 г.), что обусловлено значимостью предмета конфликта: распределение и перераспределение власти и собственности в пределах огромной страны. Факторами, способствовавшими применению силовых методов разрешения конфликтов, стали: отсутствие консолидированной элиты, высокие ставки в борьбе за власть, традиции конфронтационной политической культуры;

- сильной вовлеченностью государства в конфликты либо в качестве источника материальных или статусных благ, либо в качестве одной из конфликтующих сторон. Такая роль государства определяется, во-первых, тем, что государство, реализуя политику в интересах элитных групп при игнорировании интересов массовых слоев населения, само выступает как «генератор конфликтов». Во-вторых, развитием в стране бюрократической модели капитализма (отношений власти–собственности), что обусловливает включенность государства во все значимые процессы взаимодействия социальных групп. В-третьих, тем, что в условиях незрелого гражданского общества государство оказывается едва ли не единственным субъектом, способным к эффективному урегулированию конфликтных ситуаций, а также сохранением сильных традиций патернализма в общественном сознании. Совокупность вышеуказанных факторов вызывает политизацию даже изначально неполитических по своей природе конфликтов;

- преобладанием латентной формы протекания социально-полити-ческого конфликта, что обусловлено незрелостью массовых субъектов конфликтного взаимодействия;

- индивидуализацией протеста: приспособление населения к новой социальной реальности в силу совокупности причин пошло преимущественно по пути поиска индивидуальных способов выживания, а не коллективного протеста. Для массовых категорий населения основным способом адаптации стали поиск дополнительного заработка, ведение приусадебного хозяйства, мелкая торговля, неправовые практики, снижение качества жизни;

- динамика социально-политических процессов в российском обществе характеризуется тем, что на первый план вместо конфликта ценностей вышел конфликт интересов (что в целом следует рассматривать как позитивный факт, поскольку конфликты интересов подлежат урегулированию, а конфликты ценностей практически неразрешимы). В настоящее время вклад идейно-политических факторов в формирование протестного потенциала незначителен;

- процессы системной трансформации российского общества, сопровождавшиеся усиление конфликтных взаимодействий во всех сферах общественной жизни, определили многофакторную природу социально-политических конфликтов в российском обществе. Взаимодействие разнообразных конфликтогенных факторов вызывает дополнительный эффект синергетического свойства, что порождает новые противоречия и конфликты. Обострение какого-либо конфликтогенного фактора может стать толчком к дестабилизации всей системы социально-политических отношений в обществе.

Состояние социально-политического конфликта на современном этапе развития российского общества определяется взаимодействием разнонаправленных факторов: 1) факторов, обуславливающих и стимулирующих социальное недовольство и готовность к протесту; 2) факторов стабилизирующего характера, блокирующих (или консервирующих) протестный потенциал.

1. Конфликтогенные факторы:

- низкий уровень материального благосостояния значительных групп населения, что является непосредственной причиной социального недовольства и питательной почвой всех «цветных» революций;

- социальная поляризация общества, ведущая к формированию элементов антагонистической социальной структуры, блокированию каналов социальной мобильности, маргинализации части населения, что вызывает обоснованное чувство социальной несправедливости у большинства граждан;

- воспроизводство отчуждения властных институтов, правящих групп по отношению к массовым слоям населения, ведущее к делегитимизации политической власти. Именно в лице властвующих групп большинство населения видит виновника существующих проблем;

- блокирование «партиями власти» и их «дублерами» механизма обратной связи между властью и народом, что имеет следствием аккумуляцию протестного потенциала в скрытой форме и чревато усилением влияния внесистемной оппозиции;

- стратегическая несостоятельность политической элиты, не способной до сегодняшнего дня совместить стабильность с реформированием и модернизацией российского общества;

- переход к новому «качеству» требований в условиях нефтяного благополучия, разрыв между ожиданиями и жизненными шансами значительных слоев населения;

- различие корпоративных и политических интересов элитных групп, что не исключает при определенных условиях внутриэлитного раскола и инициирования частью элиты социальной напряженности и массового недовольства для достижения своих целей.

2. Факторы стабилизирующего характера:

- благоприятная экономическая конъюнктура, создающая возможность для некоторого повышения уровня жизни населения;

- консолидация элиты вокруг «сильного» президента, укрепление «вертикали власти», что в определенной мере повысило эффективность государственного управления;

- слабость оппозиции, отсутствие консолидирующей силы протеста;

- низкий уровень самоорганизации массовых групп, распыление протеста по разным линиям социальной напряженности;

- страх перемен, тяга к стабильности не только элитных групп, но и массовых слоев населения: даже те, кого не устраивает существующее положение, настроены не на радикальные действия, а на мягкие реформы, которые бы не затронули привычного образа жизни большинства. В направлении сохранения статус-кво будут «работать» неукорененность демократических свобод в российском обществе и запрос на порядок.

Следует отметить, что в последние годы в российском обществе наметились положительные тенденции, способствующие снижению социально-политической напряженности. В результате действий Президента РФ, направленных на политическое и организационное укрепление правового пространства, наметились позитивные перемены в работе органов государственной власти.

Относительно успешно развивается экономика. Наблюдается пусть небольшой, но постоянный рост благосостояния населения. На фоне продолжающегося социального расслоения общества произошло заметное снижение доли населения, получающего доходы ниже прожиточного минимума. Реализация национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилищного строительства, детства привела к росту индекса социальных настроений, который достиг в 2006 г. наибольшего уровня за последние десять лет.

Но следует помнить, что рост позитивных оценок по ряду существенных направлений жизни страны имеет своей основой благоприятную экономическую конъюнктуру, а заметных успехов в модернизации экономики не наблюдается. Многие из названных выше факторов стабильности содержат в себе деструктивный потенциал, который может проявиться в недалекой перспективе.

В заключение главы автор делает выводы о том, что биполярная конфигурация формирующейся социальной структуры обусловливает доминирование вертикального конфликта, несформированность и дифференциация массовых социальных групп ведут к тому, что конфликт между формирующимся господствующим классом и массовыми социальными группами сохраняется в латентном состоянии. Но поскольку причины социального недовольства игнорируются властными структурами, а сами конфликты загоняются внутрь разовыми уступками, вызревание вертикального конфликта идет в скрытой, неинституционализированной форме, что блокирует инновационную функцию конфликта и оказывает деструктивное воздействие на развитие общества. «Возгорание» латентного конфликта, переход его в открытую стадию при стечении определенных обстоятельств – кризисе экономики, наличии инцидента и организующей (или провоцирующей) силы протеста – исключить нельзя.

Расширение политического участия граждан, развитие демократической активности массовых социальных групп являются позитивной составляющей успешного реформирования российского общества. В силу низкого уровня самоорганизации социальных групп усиление эффективности массовых действий возможно лишь в рамках широкого социального движения на основе общезначимых требований, при наличии организующей силы протеста (партии или блока политических сил, профсоюзов, демократически ориентированной части элиты). Перспективы имеет только движение демократической направленности, включающее в себя социально и экономически активные группы, преобладающие в крупных городах.

Успешное развитие общества по пути демократии возможно лишь при достижении баланса интересов всех социальных и политических сил российского общества. Поэтому важнейшим направлением деятельности властных структур должны стать выявление, институционализация и урегулирование интересов различных социальных групп. Необходимо научиться использовать инновационно-корректирующую функцию социального недовольства, превращая его в стимул самосовершенствования общества.

В пятой главе «Условия и механизмы урегулирования социально-политических конфликтов» определяются социально-политические условия и пути достижения общественного консенсуса, исследуются принципы и механизмы урегулирования конфликтов на региональном уровне.

В первом параграфе «Социально-политические условия и пути достижения общественного консенсуса» автор отмечает, что формирование социального согласия является важным условием урегулирования социально-политических конфликтов. Достижение общественного консенсуса, когда политика властвующих групп и интересы массовых слоев имеют разнонаправленный характер, представляется нам невозможным. Способность политической власти создать условия для реализации интересов различных социальных групп, умение объединить их устремления в общий интерес является важным фактором достижения гражданского согласия и расширения социальной базы существующей власти.

Для достижения общественного консенсуса необходимо, в первую очередь, ослабление социальных противоречий, раскалывающих общество. Решение этой «глобальной» проблемы предполагает:

- поворот от неолиберального курса реформ к проведению социально ориентированной политики с целью создания гуманного, демократического общества;

- разработку концепции общенациональных интересов, способных консолидировать общество; создание консолидирующей общество идеологии на основе синтеза демократических ценностей и национальных традиций;

- наличие политической воли элитных групп к реализации общенациональных задач и соответствующую им корректировку курса реформ; проведение государственной политики на основе учета и согласования интересов массовых социальных групп;

- расширение социальной базы поддержки режима путем последовательной реализации принципов демократической организации власти: разделения властей, верховенства закона, политического плюрализма, соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

- создание условий для деятельности общественных объединений, НКО, органов местного самоуправления, передачу им ряда полномочий от государственных органов как условия развития гражданского общества;

- организованное давление на власть со стороны массовых групп с целью поворота к социально ориентированной политике.

загрузка...