Становление независимого нотариата России как института по осуществлению правоохранительной деятельности (01.07.2007)
Автор: Черемных Игорь Геннадьевич
а) наличие обязательного субъекта нотариальной процедуры - лица, наделенного публичной властью, обладающего правом совершения нотариального действия; б) совершение только предусмотренных законом нотариальных действий, а также оказание в процессе их совершения квалифицированной юридической помощи, что является содержанием нотариальной процедуры; в) по своей форме нотариальная процедура должна быть строго урегулированной законом, который очерчивал бы компетенцию нотариусов и иных лиц, обладающих правом совершения нотариального действия, совокупность прав, обязанностей и ответственности всех участников нотариальной процедуры, порядок реализации этих прав и обязанностей; В объем понятия «нотариальная процедура», по мнению автора, следует включать и действия нотариусов, имеющие правовой характер и направленные на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, хотя и не являющиеся совершением нотариального действия, но связанные и обусловленные его совершением, с распространением на совершение указанных действия правового режима нотариальной процедуры, то есть процессуальных правил их совершения, гарантий законности и возможности обжалования. В этой связи автор предлагает и считает неизбежным принятие в ближайшее время Нотариального процессуального (процедурного) кодекса, в котором помимо изложенного необходимо законодательно закрепить и общее правило об определении подведомственности дел, подлежащих нотариальному удостоверению (свидетельствованию). Третья глава диссертационного исследования «Направления развития законодательного регулирования нотариальной деятельности в правовом государстве» посвящена раскрытию потенциала института нотариата в различных сферах обеспечения и защиты субъективных прав. В данной главе автором предлагаются конкретные пути совершенствования законодательного регулирования нотариальной деятельности и расширения компетенции нотариуса. В первом параграфе третьей главы «Нотариус – представитель в отношениях с государством» автор рассматривает систему взаимоотношений между нотариусами и государственными органами в процессе осуществления нотариальной деятельности. Институт нотариата, как уже отмечалось, выполняет публичную функцию в интересах не только частных лиц, но и общества и государства. Государство, будучи заинтересовано в соблюдении законности и обеспечении равной защиты прав всех граждан, совершенно закономерно наделяет именно нотариусов обязанностями по реализации публичного интереса. Нотариус по своему статусу является независимым и беспристрастным, обладает данными ему государством властными полномочиями, в силу чего, он имеет возможность принудить к исполнению своих решений. По мнению автора, государство, делегировав институту нотариата публичную функцию обеспечения и защиты прав, должно более широко использовать его позитивный потенциал, в частности: а) возложить на нотариуса функцию налогового агента, предоставив ему право принимать в депозит денежные суммы в уплату налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты; б) закрепить обязанность нотариуса формировать и обслуживать архивы наиболее значимых правовых документов: доверенностей на распоряжение объектами недвижимого имущества и транспортными средствами; текстов нотариальных актов, затрагивающих права несовершеннолетних, ограниченно дееспособных лиц, иных лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях защиты их прав. в) усовершенствовать институт обеспечения нотариусами доказательств, распространив возможность по обеспечению нотариусами отдельных видов доказательств (например, свидетельских показаний) и после принятия дела к своему производству судом или административным органом. Однако при возложении на нотариат функций представления публичных интересов, необходимо строго соблюдать гарантии нотариальной деятельности и учитывать специфику функционирования института нотариата. Любые обязанности, помимо оказания квалифицированной юридической помощи, могут быть возложены на нотариусов при одновременном соблюдении следующих условий: – строгая процессуальная регламентация таких обязанностей федеральным законом; – обеспечение полной компенсации расходов, понесенных нотариусов при выполнении указанных функций; – учет при возложении обязанностей специфики нотариальных процедур, в частности, необходимости соблюдения нотариальной тайны. Для обеспечения баланса частных и публичных интересов, способствования развитию стабильного и бесконфликтного гражданского оборота в целом, соблюдения требований законности статусу российского нотариуса следует придать новую грань: дать ему возможность быть официальным представителем граждан и юридических лиц во взаимоотношениях с государством. Второй параграф третьей главы «Перспективы участия нотариуса в процедурах медиации» освещает новый для российской правовой действительности способ внесудебного урегулирования правовых споров, возможности и полезности участия в нем нотариуса. Медиация представляет собой перспективную форму разрешения правовых конфликтов во внесудебном порядке и состоит в переговорах между спорящими сторонами при участии и под руководством нейтрального третьего лица – посредника, не имеющего при этом права выносить обязательное для сторон решение. Основополагающими принципами медиации являются: добровольность; добросовестность и беспристрастность посредника; полный контроль сторон за результатами процедуры; неконфронтационный характер процедуры; конфиденциальность; обширный круг возможных взаимоприемлемых решений спора. Принципы медиации, а также такие характерные для медиации и медиатора черты, как соблюдение абсолютного нейтралитета и беспристрастности, независимость от других лиц, повышенная ответственность за свои действия и ряд других, органически присущи нотариальной деятельности. Анализируя потенциал развития процедур медиации в нотариальной практике, следует отметить, что современный российский нотариат предоставляет все возможности, необходимые для соблюдения и полного раскрытия в процедуре медиации ее основополагающих принципов. Преимущества проведения процедуры медиации при участии нотариуса по сравнению с разрешением спора сторонами самостоятельно, с привлечением каждой из них юристов или в судебном порядке, состоят в следующем: – быстрота и невысокий размер издержек по сравнению с разрешением спора в судебном порядке; – высокий потенциал добровольной исполнимости достигнутого соглашения в силу авторитета, а в ряде случаев и исполнительной силы нотариального акта, а также вследствие самостоятельности сторон в процессе достижения согласия и высокой степени их влияния на результат; – обеспечение конфиденциальности процесса достижения согласия, а также создание гарантий для сохранения здоровой морально-психологической атмосферы в отношениях сторон после достижения результата. Учитывая отсутствие на сегодняшнем этапе развития нотариального права единой научной концепции по вопросу понятия и сущности медиации в нотариальной практике, следует прогнозировать следующие перспективы участия российских нотариусов в процедурах медиации, имеющие на сегодня характер научной концепции: а) разработка научного подхода к процедурам медиации в нотариальной практике. Предлагается понимание медиации в нотариальной деятельности как вида оказания нотариусом в процессе совершения нотариального действия квалифицированной правовой помощи, направленной на достижение обратившимися за совершением нотариального действия лицами единой позиции по совокупности их прав и обязанностей, подлежащих удостоверению (засвидетельствованию) нотариальным актом; б) законодательное закрепление выработанной концепции медиации нотариальной практикой: – акцентирование внимания на роли нотариуса как независимого советника сторон при формулировании норм о статусе нотариуса; – закрепление права нотариуса оказывать юридическую помощь по урегулированию разногласий сторон, связанных с совершением нотариального действия, как самостоятельного вида оказания квалифицированной юридической помощи; – совершенствование правового регулирования участия нотариуса в процедуре медиации путем формулирования системы принципов медиации; закрепления процедуры, стадий медиации; регламентации вопросов оплаты такого вида нотариальной помощи и ответственности нотариуса при ее оказании. Третий параграф третьей главы «Роль нотариата в предупреждении и разрешении правовых конфликтов» раскрывает потенциал нотариата как органа превентивного правосудия. Автору представляется целесообразным расширение деятельности нотариата в данном направлении и предлагаются конкретные пути. Предупредительное правосудие – это деятельность, предупреждающая обращение в суд по вопросам, которые можно решить без судебного разбирательства путем оформления правового документа от имени Российской Федерации, придавая ему в ряде случае юридическую силу, равную по юридической значимости судебному документу, а также деятельность по защите прав граждан и юридических лиц уже на стадии судебного рассмотрения и разрешения спора, когда обращение к правосудию избежать не удалось. В данном случае действия нотариуса направлены на содействие полному и всестороннему исследованию обстоятельств дела, оптимизируя процесс доказывания, облегчая и упрощая деятельность правосудия. Следует подчеркнуть, что выполнение нотариатом функции органа предупредительного правосудия никоим образом не подменяет собой деятельность суда по осуществлению правосудия, в частности, институт нотариата не осуществляет правосудие и имеет четкое отличие от органов судебной системы по компетенции. В качестве органа превентивного, предупредительного правосудия институт нотариата выполняет следующие основные функции по обеспечению и защите прав граждан и юридических лиц: – обеспечивает возможность принудительного исполнение обязательств без обращения в суд; – способствует формированию и четкому закреплению взаимных прав и обязанностей субъектов гражданских правоотношений, внося в них определенность, юридическую непротиворечивость, а также придавая им официальный характер. |