Delist.ru

Становление независимого нотариата России как института по осуществлению правоохранительной деятельности (01.07.2007)

Автор: Черемных Игорь Геннадьевич

Различие между материальными и процессуальными правовыми нормами заключается в том, что первые отвечают на вопрос «что регулируют нормы права?», а вторые – «как регулируют?». Материальные нормы обеспечивают регулятивные и охранительные функции права, регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, реализацию субъектами прав и обязанностей. Процессуальное право определяет порядок разрешения споров, конфликтов, регламентирует процедурные или организационные вопросы, имеющие принципиальное значение, т. е. закрепляет процесс применения материального права.

Ряд ученых и практикующих юристов, в той или иной мере соглашаясь, что нотариальное право имеет «право на жизнь» считают его процессуальным.

С одной стороны, действительно, нотариальное право регулирует общественные отношения в сфере осуществления нотариальной деятельности. Оно устанавливает, какие действия совершаются нотариусами, лицами, обратившимися за совершением нотариального действия. Нормы нотариального права закрепляют, при каких условиях и в какой последовательности эти действия должны или могут совершаться и каковы их юридические последствия. Основанная на законе и осуществляемая в строгом соответствии с ним деятельность нотариусов представляет собой нотариальную процедуру, являющуюся составной частью юридического процесса.

Однако, с другой стороны, нотариальное право регулирует не только процессуальную сторону совершения нотариального действия, порядок и правила его совершения. Это односторонний подход, упускающий из виду то, что нотариальное право – это целый комплекс норм и материального права, не только регламентирующих организацию нотариата и нотариальной деятельности, но и устанавливающий перечень нотариальных действий. Более того, большинство нотариальных действий носит не только процессуальный, но и ярко выраженный материально – правовой характер. Материальные нормы нотариального права не в меньшей мере обеспечивают его регулятивные и охранительные функции, регулируют реально складывающиеся между людьми отношения, регламентируют реализацию субъектами прав и обязанностей.

Нотариальное право как самостоятельная отрасль права имеет собственную систему источников. Источники нотариального права, как известно, – это нормативные правовые акты, содержащие правила, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления нотариальной деятельности, и организационно-управленческие отношения в сфере нотариальной деятельности.

Источники нотариального права имеют ряд особенностей, обусловленных положением отрасли нотариального права в российской системе права, федеративным государственным устройством Российской Федерации, спецификой предмета правового регулирования нотариального права.

Во-первых, тесная связь нотариального права с отраслью конституционного права России обусловливает определяющее значение норм конституционного права, которые устанавливают основные сущностные характеристики нотариата как института гражданского общества, наделенного властными полномочиями, и нотариальной деятельности как деятельности по осуществлению государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Во-вторых, в соответствии со ст. 72 п. «л» Конституции Российской Федерации, нотариат относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, нормы нотариального права устанавливаются на двух уровнях: федеральном уровне и на уровне субъектов федерации.

В-третьих, характер нотариального права как комплексной отрасли права определяет включение в систему его источников норм, не только регулирующих организацию нотариата и особенности совершения нотариальных действий, но и относящихся к иным отраслям права: конституционного, административного, гражданского, семейного, налогового, гражданского процессуального.

Второй параграф второй главы «Основные проблемы законодательного закрепления правового статуса российского нотариуса» освещает вопросы совокупности прав и обязанностей российских нотариусов, особенности их ответственности, содержит предложения по совершенствованию законодательного регулирования статуса нотариуса.

Статус российского нотариуса базируется на положениях, принципиально определяющих совокупность прав, обязанностей и ответственности нотариуса, а также принципы его взаимоотношений с государством и лицами, обращающимися за совершением нотариальных действий:

Все обязанности нотариуса можно условно подразделить на две большие группы: обязанности нотариуса, связанные с совершением нотариальных действий, характеризующие нотариуса как лицо, осуществляющее отдельные полномочия по реализации публичной функции государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, общества и государства, и обязанности, связанные с самостоятельным решением нотариусом, занимающимся частной практикой, финансово-хозяйственных вопросов, являющихся значительной частью его нотариальной деятельности по обеспечению совершения нотариального акта.

Только имущественная ответственность частнопрактикующего нотариуса, в том числе и своим собственным имуществом, способна оптимально обеспечить права обращающихся к нему лиц, гарантировав им возмещение ущерба, причиненного при совершении незаконного нотариального действия.

Представляется целесообразным законодательное закрепление механизма определения размера ущерба, наступившего в результате ненадлежащего совершения нотариального действия по удостоверению сделок, предмет которых подлежит оценке – исходя из цены сделки, на основе которой исчислялся и уплачивался нотариальный тариф.

Исключительно позитивным следует считать дальнейшее развитие института дисциплинарной ответственности нотариуса с использованием помимо лишения права нотариальной деятельности иных видов наказания, а именно: предупреждение, представление об устранении допущенных нарушений, что предусматривает, например, недавно принятый (май 2006 года), закон г. Москвы «О нотариате в городе Москве».

Развитие системы гарантий нотариальной деятельности по совершению нотариальных действий должно, в частности, включать в себя:

– законодательное закрепление запрета незаконного вмешательства в осуществление нотариусом нотариальной деятельности либо препятствование ей, а также ответственности за такое вмешательство.

– фиксация обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и прочих объединений и организаций выдавать нотариусу в определенный срок запрошенные им сведения, документы или их копии, необходимые для совершения нотариального действия, и установление меры ответственности за невыполнение этой обязанности.

В создании фонда страхового возмещения должен участвовать не только сам нотариус, заключая договор индивидуального страхования риска профессиональной ответственности, но и нотариальная палата, которая должна осуществлять обязательное коллективное страхование риска профессиональной ответственности нотариусов – членов нотариальной палаты. Также законодательно должен быть закреплен запрет совершать нотариальное действие по удостоверению сделки, если стоимость сделки (а, следовательно, а возможный ущерб по ней) превышает размер страховой суммы нотариуса. Такая сделка должна страховаться самостоятельно, в противном случае она не вправе быть нотариально удостоверена.

В третьем параграфе второй главы «Государственное воздействие на независимый нотариат: направления, формы, критерии эффективности» анализируется необходимость государственного регулирования организации и деятельности нотариата, предлагаются критерии оценки эффективности такого регулирования.

Государственное воздействие на институт нотариата по своей форме может быть прямым и косвенным. Прямое воздействие осуществляется путем издания директивных правил, распоряжений, а косвенное – с применением, в частности, экономических и организационных рычагов и стимулов.

Правомерны обе формы, но косвенное воздействие в большей мере отвечает характеру нотариата как негосударственного по своей природе правового института.

Для оценки эффективности государственного воздействия на нотариат возможен целый ряд критериев, которые, в свою очередь, можно подразделить на общие и специальные.

Критерии общего уровня позволяют оценить эффективность воздействия на институт нотариата в целом, проанализировать соответствие государственной политики интересам существования, функционирования и развития независимого нотариата.

В частности, это:

– существование как такового независимого института нотариата в аспекте финансового обеспечения его деятельности;

– постоянное эволюционное, равномерное его развитие (длительного бескризисного поступательного совершенствования);

– соответствие принципов осуществления нотариальной деятельности задачам обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, общества и государства;

– социальная оценка института нотариата со стороны общества, уровень доверия к нему граждан, бизнеса.

Специальные критерии – это уровень нормативно – правовой базы, регулирующей организацию нотариата и нотариальной деятельности.

На сегодняшний день есть острая необходимость:

– принятия нового кодифицированного нормативного правового акта – федерального закона, посвященного комплексному регулированию организации нотариата и нотариальной деятельности;

– приведения в соответствие с нотариальным законодательством относящихся к регулированию нотариальной деятельности норм иных отраслей российского права.

Существенным направлением деятельности государства в этой сфере является и регулирование финансовых основ деятельности института нотариата, осуществляемое путем экономически оправданного налогообложения нотариусов и установления размера оплаты нотариальных действий.

В целях недопущения ценовой конкуренции и обеспечения доступности квалифицированной юридической помощи важнейшим направлением государственного воздействия является формирование организационной структуры института нотариата (определение количества нотариусов в нотариальном округе; установление границ нотариального округа; контроль за допуском к нотариальной деятельности; ведение реестра нотариусов).

Государство должно законодательно закрепить механизмы эффективного взаимодействия с органами нотариального самоуправления, строящиеся на принципах согласованности, прозрачности и объективности.

Значимым направлением государственного воздействия является контроль за законностью в сфере организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности, особенностью которого является сочетание его с контролем, осуществляемым органами нотариального самоуправления, и осуществление формами и методами, соответствующими сущности нотариата как института гражданского общества.

Четвертый параграф второй главы «Теоретические основы нотариальной процедуры» посвящен анализу теоретических основ нотариальной деятельности непосредственно по совершению нотариальных действий.

Нотариальная процедура представляет собой нормативно установленный порядок деятельности лиц, имеющих право совершать нотариальные действия, и лиц, обращающихся за совершением нотариального действия, по обеспечению и защите прав и свобод физических и юридических лиц, общества и государства, путем совершения предусмотренных законом нотариальных действий и оказания в процессе их совершения квалифицированной юридической помощи.

Основными признаками нотариальной процедуры являются:

загрузка...