Становление независимого нотариата России как института по осуществлению правоохранительной деятельности (01.07.2007)
Автор: Черемных Игорь Геннадьевич
В первом параграфе первой главы «История становления и развития института нотариата» рассматривается эволюция института нотариата. Отмечается, что институт нотариата, как таковой, зародился в период римской республики с достижением определенного уровня развития института собственности, гражданского оборота, механизмов обеспечения и защиты субъективных прав. С появлением указанных условий с учетом национальных историко-географических, экономических, политических, социальных факторов появился и в других странах, в том числе и в России. Делается вывод, что непосредственными предпосылками возникновения института нотариата были: – необходимость фиксации и закрепления возникающих в процессе товарно-денежных отношений прав субъектов гражданского оборота, придания им бесспорности и доказательности; – создание условий для функционирования и защиты института собственности; – потребность частных лиц в оказании юридической помощи при заключении сделок, в юридическом признании и закреплении приобретаемых прав; – содействие осуществлению правосудия. Автором подчеркивается, что институт нотариата развивался в тесном взаимодействии с публичной властью, государством. Нотариусы назначались государством на должность, находились на государственной службе. Государство осуществляло контроль за нотариальной деятельностью и придавало нотариальным документам официальный характер. С момента зарождения нотариат взаимодействовал с судебной властью, причем как институционально (нотариусы, по общему правилу, состояли при судах, выполняя роль судебных секретарей; суды осуществляли контроль за деятельностью нотариусов), так и функционально (ведение судебных архивов, создание доказательственной базы путем свидетельствования фактов и прав, разрешение бесспорных дел). В то же время нотариат имел черты относительно независимой, автономной от государства профессиональной корпорации, имеющей органы нотариального самоуправления, наделенные значительными полномочиями по регулированию отношений внутри корпорации. Именно такая организация оптимальным образом соответствовала решению нотариатом поставленных перед ним задач на всем протяжении его исторического развития. Роль нотариата в сфере гражданско-правовых отношений объективно предопределила постепенное расширение его функций от ведения архивов и фиксации фактов до полноценного процессуального свидетельствования документов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел. Эволюция требований к лицу, занимающему должность нотариуса, шла по пути дополнения личностных, морально-этических характеристик (возраст, «доброе имя»), которыми должен обладать нотариус в силу особо доверительного характера его работы, профессиональными требованиями (наличие специального образования и стажа работы в соответствующих сферах), обусловленными содержанием его деятельности, публичным статусом нотариуса и официальностью нотариальных актов. Во втором параграфе первой главы «Понятие и сущность современного российского нотариата» автором анализируются основы правового регулирования института нотариата. Нотариат выполняет определенные законом полномочия по осуществлению государственной функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Эти полномочия делегированы ему государством и для их реализации нотариат в лице нотариусов наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени Российской Федерации. На основании этого автором делается вывод, что нотариат представляет собой уникальный институт с двойственной правовой природой, сочетающий в своей организации и деятельности принцип публичности с выражением и защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата имеет и ярко выраженное частноправовое содержание. Особенностью современного российского нотариата является наличие двух категорий нотариусов: нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой. Определяющая тенденция в развитии нотариата в Российской Федерации должна выражаться в постепенном движении к единому нотариату, действующему в форме свободной профессии (латинскому нотариату). Сохранение государственного нотариата, по мнению автора, противоречит правовой природе нотариата как института гражданского общества, не входящего в систему государственных органов, негативно отражается на принципах независимости и беспристрастности нотариусов и экономически нецелесообразно. Нотариат можно определить как институт гражданского общества, представляющий собой самоуправляющееся профессиональное сообщество нотариусов, наделенный в их лице властными полномочиями и осуществляющий от имени Российской Федерации публичную деятельность по реализации функции государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий на принципах профессионализма, беспристрастности и независимости. Нотариат организационно не входит в систему органов государственной власти, что позволяет определить его место в совокупности правовых явлений России как полноценного института гражданского общества, независимого от государства и действующего на принципах самоуправления. Третий параграф первой главы «Оказание квалифицированной юридической помощи как основная функция нотариата в Российской Федерации» посвящен функциональной характеристике института нотариата, причем исследование проводится исходя из закрепляемых Конституцией РФ стандартов обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь. Институт нотариата, обеспечивая защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, выполняет функцию по реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Эта функция осуществляется нотариатом посредством нотариальной деятельности путем совершения закрепленных законодательством нотариальных действий. Оказание квалифицированной юридической помощи нотариатом состоит в: – обеспечении нотариусами условий для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав граждан и юридических лиц; – содействии беспрепятственной и эффективной реализации имеющихся прав и обязанностей субъектами правовых отношений. Оказываемая институтом нотариата юридическая помощь имеет определенные признаки, позволяющие отграничить ее от иных видов юридической помощи, оказываемой государственными и негосударственными органами и институтами. Это: а) публичный характер оказываемой нотариатом квалифицированной юридической помощи, который проявляется в следующем: – осуществление исключительно в предусмотренных законом формах от имени государства; – оказание в рамках строгой процессуальной регламентации совершения нотариальных действий; – в процессе оказания юридической помощи создается нотариальный акт – официальный документ, в ряде случае обладающий исполнительной силой; – совершая нотариальное действие, нотариус должен соблюсти не только волю обратившегося к нему за совершением нотариального действия лица, но и интересы противоположной стороны, равно как и требования закона; б) по своему характеру оказываемая нотариатом помощь должна быть юридической, то есть прямо или косвенно затрагивать урегулированные законом права, свободы и обязанности конкретного индивида, связанные с совершением конкретного юридического действия. Кроме того, конкретное содержание юридической помощи, оказываемой нотариатом, должно быть связано с совершением конкретного нотариального действия; в) бесспорный характер правоотношений, на которые распространяется юрисдикция нотариата. Нотариусы не разрешают споры о праве материальном – это прерогатива суда; г) квалифицированный характер, понимаемый в единстве двух аспектов: юридическая помощь оказывается нотариусами на профессиональной основе; оказание такой помощи отвечает определенным требованиям к ее «качеству» (критериями которого является соответствие закону; соблюдение требований профессиональной этики, морали и нравственности; достижение полного соответствия результата оказания помощи законным интересам обратившегося лица). Диссертанту представляется перспективным для обеспечения квалифицированного характера нотариальной деятельности и стимулирования повышения профессионализма нотариусов введение института периодической аттестации нотариуса, проводимой после наделения его полномочиями, с закреплением отрицательного результата аттестации в качестве одного из оснований лишения нотариуса полномочий. Необходимым условием эффективности института аттестации станет разработка системы гарантий прав нотариуса в процессе проверки его профессиональных качеств и знаний: четко разработанный при участии органов нотариального самоуправления и законодательно закрепленный порядок проведения аттестации; обязательное представительство в составе аттестационных комиссий членов нотариального сообщества; запрет проведения аттестации с нарушением установленной законом периодичности; возможность судебного обжалования результатов аттестации. Оказываемая нотариатом квалифицированная юридическая помощь имеет следующие особенности, предопределяемые особенностями конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи и правовой природой института нотариата: – некоммерческий характер нотариальной деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи; – оказание юридической помощи нотариусом не на договорной основе; – особо доверительный характер отношений, возникающий в процессе оказания квалифицированной юридической помощи между нотариусом и обратившимся за совершением нотариального действия лицом. |