Delist.ru

Становление независимого нотариата России как института по осуществлению правоохранительной деятельности (01.07.2007)

Автор: Черемных Игорь Геннадьевич

5. Развитие нотариата в Российской Федерации должно выражаться в постепенном движении к единому нотариату, действующему в форме свободной профессии – независимому нотариату латинского типа. Сохранение государственного нотариата противоречит правовой природе нотариата как института гражданского общества, не входящего в систему государственных органов, негативно отражается на принципах независимости и беспристрастности нотариусов и экономически нецелесообразно.

6. Нотариальная деятельность - это урегулированная нормами нотариального права профессиональная, не предпринимательская деятельность нотариусов и иных уполномоченных лиц по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и общества в целом, осуществляемая путем совершения от имени Российской Федерации в соответствии с определенной законом процедурой нотариальных действий в сфере бесспорной юрисдикции.

7. Нотариальное право является самостоятельным элементом правовой системы России, а именно комплексной отраслью права, обладающей своим предметом, методом, принципами и источниками правового регулирования, представляющей собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих на основе сочетания публичных и частных интересов общественные отношения в сфере организации нотариата и нотариальной деятельности.

8. По своему характеру нотариальное право является не только процессуальным (процедурным), но и материальным, и регулирует как общественные отношения в сфере осуществления нотариальной деятельности, устанавливая, каким образом совершаются нотариальные действия, так и содержит материальные нормы, закрепляющие условия, когда эти действия должны или могут быть совершены, их юридические последствия. Материальные нормы нотариального права обеспечивают его регулятивные и охранительные функции, регулируют реально складывающиеся между людьми отношения, регламентируют реализацию субъектами прав и обязанностей.

9. Нотариальное право обладает собственной системой источников, под которыми понимаются нормативные правовые акты, содержащие правила, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления нотариальной деятельности, и организационно-управленческие отношения в сфере нотариата.

10. Нотариальная процедура представляет собой нормативно установленный порядок действий нотариуса и лиц, обращающихся к нему по вопросам обеспечения и защиты их прав и свобод, путем совершения предусмотренных законом нотариальных действий и оказания в процессе их совершения квалифицированной юридической помощи.

11. Основными признаками нотариальной процедуры являются:

а) обязательным субъектом нотариальной процедуры является наделенное публичной властью лицо, обладающее правом совершения нотариального действия;

б) содержанием нотариальной процедуры является совершение предусмотренных законом нотариальных действий и оказание в процессе их совершения квалифицированной юридической помощи;

в) по своей форме нотариальная процедура должна быть строго урегулированной законом, который очерчивал бы компетенцию нотариусов и иных лиц, обладающих правом совершения нотариального действия, совокупность прав, обязанностей и ответственности всех участников нотариальной процедуры, порядок реализации этих прав и обязанностей;

г) динамика существования нотариальной процедуры предполагает наличие в ней определенных, последовательных стадий;

д) целью нотариальной процедуры являются обеспечение и защита прав и свобод физических и юридических лиц, общества и государства.

12. В объем понятия «нотариальная процедура» следует включать и действия нотариусов, имеющие правовой характер и направленные на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, хотя и не являющиеся нотариальными, но связанные и обусловленные их совершением, с распространением на совершение указанных действий правового режима нотариальной процедуры, т. е. процессуальных правил их совершения, гарантий законности и, в частности, возможности обжалования.

13. В силу негосударственной природы независимого нотариата государственное воздействие на него возможно лишь косвенными методами, отвечающими его сущности и не противоречащими принципам независимости нотариуса и самоуправления нотариальной корпорации.

Наиболее актуальными направлениями государственного воздействия в сфере нотариата являются:

а) принятие нового кодифицированного нормативного правового акта – федерального закона, посвященного комплексному регулированию организации нотариата и осуществлению нотариальной деятельности, и приведение в соответствие с нотариальным законодательством относящихся к регулированию нотариальной деятельности норм иных отраслей российского права;

б) изменение принципов государственного регулирования финансовых основ нотариальной деятельности, который бы обеспечивал возможность совершения нотариальных действий по льготным тарифам, выполнял стимулирующую функцию, способствовал сохранению антикоррупционного потенциала нотариата, создавал имущественную базу возмещения причиненного по вине нотариуса вреда, формирование фонда страхования его профессиональной ответственности.

в) законодательное закрепление общего правила о нотариальной подведомственности: «Нотариусы по заявлению заинтересованных лиц совершают предусмотренные федеральным законом нотариальные действия по удостоверению, свидетельствованию и обеспечению прав и фактов, не связанных с наличием спора о материальном праве»;

г) усиление значимости нотариального акта через придание ему особой доказательственной силы с закреплением особой процедуры его оспаривания; законодательного закрепления исполнительной силы нотариального акта с внесением соответствующих изменений в законодательство об исполнительном производстве;

д) укрепление гарантий прав лиц в процессе совершения нотариального действия, в том числе через законодательное закрепление необходимости ведения нотариусом протоколов по процедуре совершения отдельных видов нотариальных действий;

е) повышение роли нотариуса в предупреждении правовых конфликтов путем предоставления ему полномочий по удостоверению односторонних заявлений или двухсторонних соглашений сторон гражданско-правового спора, находящегося на рассмотрении суда, распространения деятельности нотариата не только на гражданскую, но и на другие сферы судопроизводства;

ж) совершенствование правового регулирования и имущественной ответственности частнопрактикующего нотариуса посредством развития института страхования его профессиональной деятельности;

з) расширение видов квалифицированной юридической помощи, оказываемой нотариусами, в частности, путем предоставления нотариусам функций представителя в отношениях с государством и субъектами гражданского оборота; распространения возможности по обеспечению нотариусами отдельных видов доказательств после принятия дела к своему производству судом или административным органом; участием нотариусов в процедурах медиации;

и) законодательное закрепление нотариальной формы для всех сделок с недвижимым имуществом и развитие взаимодействия систем государственной регистрации и нотариата.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы развивают и дополняют понятийный аппарат, сопутствующий осуществлению нотариальной деятельности, освещает и переосмысливает важные аспекты правового регулирования организации института нотариата и статуса нотариуса.

Сформулированные автором теоретические положения и выводы представляют собой теоретическую основу новой комплексной отрасли отечественного права – нотариального права, а также развивают и дополняют ряд разделов теории защиты прав человека и правоохранительной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования положения и выводы, а также сформулированные на их основе практические предложения могут способствовать повышению научного уровня в сфере правового регулирования организации и деятельности института нотариата в Российской Федерации, созданию определенной методологической базы нормотворческой деятельности, совершенствованию действующего законодательства, а также могут быть использованы в учебном процессе в высших и средних специальных учебных заведениях.

Эмпирической базой диссертационного исследования послужили:

Анкетирование более чем 540 нотариусов, работающих как в государственных нотариальных конторах, так и занимающихся частной практикой.

Автором проведены систематизация и анализ результатов практической работы 76 – ти государственных нотариальных контор и контор частнопрактикующих нотариусов по специально разработанной методике.

Проанализирована практика деятельности Федеральной и Московской городской нотариальных палат, 37 - ми нотариальных палат субъектов Российской Федерации.

По отдельным вопросам диссертационного исследования проведен опрос депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, работающих над проектами нормативных правовых актов в сфере регулирования организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности, сотрудников Министерства юстиции Российской Федерации и Управления Федеральной регистрационной службы по Москве, сотрудников органов по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним г. Москвы и Московской области.

Апробация результатов исследования осуществлена автором на 3-х научно-практических конференциях по проблемам организации нотариата и нотариальной деятельности, проведенных Федеральной и Московской городской нотариальными палатами, на Международной научно-практической конференции «Права человека: пути их реализации» (г. Астана, Казахстан, 2005г.), в ходе чтения лекций и семинарских занятий, проводимых автором в Международной академии предпринимательства (г. Москва).

Материалы диссертации могут стать основой для последующих научных исследований в данной области, быть использованы в преподавании курса конституционное право, правоохранительные органы, нотариальное право, гражданское право, гражданское процессуальное право, а также основанных на них спецкурсов и семинаров.

Предложения по совершенствованию законодательства в указанной сфере изложены автором в научных работах, часть из которых уже реализована в законодательной практике: Федеральный закон №93 – ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» от 30 июня 2006 года, Закон города Москвы №15 «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» от 19 апреля 2006 года, проект Федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации».

Структура диссертации определена содержанием темы. Она состоит из введения, трех глав, объединяющих двенадцать параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативно – правовых актов.

Основные положения, выводы и предложения проведенного исследования представлены в диссертации по параграфам.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дано обоснование актуальности темы, определены предмет, цели и задачи исследования, его научная новизна и практическая значимость, охарактеризована степень изученности исследуемой проблемы в научной литературе. Излагаются методика проведения исследования, его основные практические выводы и результаты, дается обзор источников, которыми пользовался диссертант, включая научную литературу по теме исследования.

Первая глава диссертационного исследования называется «Институт российского нотариата: правовая природа и эволюция» и носит историко-теоретический характер. В данной главе излагаются предпосылки возникновения и история развития нотариата с учетом особенностей формирования этого института в зарубежных странах континентальной правовой системы, а также специфика формирования российского нотариата.

загрузка...