Онтология современной культуры: философско-методологические аспекты (01.07.2007)
Автор: Белобородов Дмитрий Владимирович
БЕЛОБОРОДОВ Дмитрий Владимирович ОНТОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Специальность 09.00.01 – Онтология и теория познания Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук Москва 2007 Работа выполнена на кафедре философии ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса». Научный консультант – доктор философских наук, профессор Диденко Валерий Дмитриевич Официальные оппоненты – доктор философских наук, профессор Путилова Лидия Максимовна доктор философских наук, профессор Толстая Наталья Евгеньевна доктор философских наук, профессор Оганов Арнольд Арамович Ведущая организация – Томский государственный университет Защита состоится _______________________2007 года в _______часов на заседании диссертационного совета Д 212. 150. 04 при ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса» по адресу: 141221, Московская область, Пушкинский район, пос. Черкизово, ул. Главная, д. 99. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса». Автореферат разослан _______________________2007 года Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор Анисимов А.С. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования обусловлена усиленным тяготением философской онтологии к изучению своих социокультурных основ. В конце ХХ века эта проблематика усложняется тем, что культурология пытается подвести все осязаемые ей ценности и факты под обобщенную картину мира, а философская онтология более всего заинтересована подборкой именно таких частей, которые посредством своих уникальных свойств могли бы репрезентировать нечто целое. Поскольку отражаемое (бытие) формируется в отражающем (культура), то исторические ипостаси бытия собирают его общий (внеисторический) облик. Если, к примеру, язык, по мнению М. Хайдеггера, есть «дом бытия», то культура, как особая сфера производства и сохранения языковых смыслов, становится его концентрированным выражением. Она не просто пассивно вмещает в себя какие-то онтологические формы, но и активно проговаривает их, становясь, по мысли М. Мамардашвили, «искусством порождения порождающих текстов». А когда эта нарастающая семиотическая волна ставит общество в состояние информационной перегрузки, то оно самостоятельно запускает в ход очистительные механизмы, ограничивающие тотальную дистрибуцию смыслов. Вопрос о структуре бытия, столь долгое время интересующий философов античности, средневековья и нового времени, после Хайдеггера, обретает несколько иную плоскость. Если бытие открывает себя через язык и сознание человека, а концентрированной формой диалога с откровениями бытия является человеческая культура, то тогда имеет смысл исследовать те структурные компоненты социокультурного менталитета, сквозь которые проявляются онтологические воззрения той ли иной эпохи. А это, в свою очередь, позволит расширить инструментальный теоретико-методологический аппарат, включить в работу новые философско-культурологические категории. Недостаточность практической и теоретико-методологической проработки этого взаимодействия применительно к исследованию современного состояния культуры 1980-2000-х годов определяет актуальность данного исследования. И это обусловлено не только выбором малоизученного материала, но и целым комплексом вытекающих из процесса его аналитической разработки теоретико-методологических выводов философско-онтологического порядка. В том или ином виде о современной культуре говорят много, но бессистемно, обрывочно, выводы делаются от случая к случаю, чаще всего они крайне ортодоксальны, либо, напротив, излишне субъективны. И до сих пор, несмотря на столь, казалось бы, очевидную необходимость изучения самоидентификационных, онтологических процессов в российской культуре, они и по сей день так и не были рассмотрены в качестве самостоятельного предмета фундаментальных философско-культурологических исследований. Во многом такую ситуацию можно объяснить особым характером современной философии, которая «теряет свойства замкнутости, пребывания в строгости рационального ядра культуры. Она развивается «по краям», вписываясь в литературу, кинофильмы, искусство, науку, религию, определяя их диалогичность. Такое «рассеивание» означает, что философия меняет свои акценты и свою направленность, а в средства собственно философского анализа вносит нечто от литературы, науки, религии и т.д.». Это и определяет необходимость анализа философского дискурса внутри тех форм художественной культуры, где он пребывает и сквозь которые реализует свои онтологические воззрения. Автор исследования считает, что в связи с конкретной предметной направленностью его работы не имеет смысла слишком подробно останавливаться на выявлении специфики отношения философии культуры к философской онтологии, чтобы подчеркнуть особую актуальность этой связи в ХХ веке. Все это уже было сделано другими, достаточно крупными и авторитетными учеными. Поэтому наиболее оптимальным решением в данном вопросе может стать описание степени включенности их философско-культурологических воззрений в нашу методологию. Предмет, цели и задачи исследования Целью данной научной работы является изучение онтологических воззрений современной культуры с последующим выявлением ее структурно-функционального состава. Реализация данной цели достигается через решение следующих задач: 1) поиска адекватной методологии, способной наиболее точно описывать состояние современной культуры, 2) определения характера ее хронотопа и ведущих коммуникативных стратегий, 3) выявление ведущих нравственно-эстетических ценностей и определение уровня ее этического развития. В качестве объекта исследования выступает преимущественно российская и частично западноевропейская культура 1980-2000-х годов, а предметом научной работы становятся ее коммуникативно-аксиологические аспекты, формирующие онтологические воззрения на текущее состояние нашей действительности. Методологические принципы исследования и состояние разработанности проблемы |