Delist.ru

Социологическая модель социальной работы в сфере профессиональной идентификации в современном российском обществе (01.06.2007)

Автор: Волкова Ольга Александровна

Теоретические итоги исследования могут быть использованы в разработке курсов повышения квалификации работников социальной сферы, в работе Центров профессиональной переориентации, в научно-исследовательской и научно-практической деятельности специалистов-практиков.

Практическая значимость исследования связана с разработкой и внедрением личностно-позиционной модели обучения работников социальной сферы; подготовкой и применением в практике вузовского обучения авторских практико-ориентированных программ и учебных пособий.

Практическое решение многих проблем диссертационного исследования может быть рекомендовано в качестве исходного материала для разработки проблем других видов идентичности или в других сферах деятельности. Обнаруженные в диссертации механизмы детерминации и репрезентации идентичности, ее структура и генезис могут способствовать преодолению негативных влияний, предотвращая кризис идентичности. Исследования могут быть применены в целях реформирования гуманитарных сфер общества, системы высшего и среднего образования.

Апробация результатов исследования.

Отдельные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на 38 научно-методических и научно-практических мероприятиях, среди которых:

– II Международный социальный конгресс «Россия в системе глобальных социальных координат» (25 ноября 2002 г., Московский государственный социальный университет, г. Москва);

– Международный рабочий семинар «Профессионализм и профессиональное сознание в социогуманитарной сфере прошлого и настоящего» (25-27 февраля 2005 г., Кубанский государственный университет, г. Краснодар);

– Международный симпозиум «Социальная адаптация и трансформация профессиональных групп в современном обществе» (23-25 мая 2005 г., Институт социологии Российской академии наук, Российское общество социологов, г. Москва).

Некоторые итоги исследования особенностей социальной работы в условиях маргинализации российского общества представлены автором в качестве ответственного исполнителя проекта и члена организационного комитета на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы насилия над детьми в семье в условиях изменяющейся России» (22-24 ноября 2006 г., Саратовский государственный университет, Балашовский филиал, г. Балашов), при поддержке РГНФ (Проект №06-03-14043г, рук. О.В. Бессчетнова).

Результаты исследования апробированы в преподавательской деятельности автора, что находит отражение в учебно-методических публикациях, в том числе, в 2-х практико-ориентированных учебных пособиях, рекомендованных к изданию Учебно-методическим объединением вузов России по социальной работе; в учебно-методических пособиях «Основы профессиональной ориентации молодежи» и «Теория социальной работы»; в «Практикуме по теории социальной работы»; в «Сборнике программ практик для студентов специальности "Социальная работа"».

Апробация идей диссертации осуществлялась на протяжении 1998-2006 гг. в ходе чтения лекционных и практико-ориентированных курсов в Балашовском филиале Саратовского государственного университета, в Балашовском Представительстве Российского государственного социального университета, в образовательных и социальных учреждениях Саратовской области по учебным дисциплинам: «Теория социальной работы»; «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы»; «Занятость населения и ее урегулирование»; «Основы профессиональной ориентации молодежи»; «Профессиональная адаптация личности».

Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедр теории и истории социологии, а также теории и практики социальной работы Санкт-Петербургского государственного университета.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения и библиографического списка, содержащего 424 наименования. Объем диссертации 274 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность проблемы исследования, характеризуются состояние и степень ее теоретической разработанности, формулируются цель и задачи диссертации, раскрываются методология и научная новизна работы, определяются практическая значимость и представляется апробация результатов исследования.

Первая глава «Социологический подход в отечественном и зарубежном опыте социальной работы» посвящена определению теоретических и методологических рамок изучения социальной работы, уточнению основных исследовательских понятий.

В первом параграфе «Методологическая специфика становления и развития социальной работы» подробно описываются господствующие подходы к изучению социальной работы, которая, возникнув как социальный институт, общественное явление, специфическая сфера деятельности, постепенно становится объектом разностороннего научного исследования. Х. Сведнер называет точную дату рождения социальной работы как академической дисциплины в Швеции — май 1979 г., когда в этой стране им была прочитана первая лекция по теории социальной работы. С. Зимбалист начало профессиональной и теоретической деятельности в области социальной работы и социального благосостояния связывает с созданием в 1870 г. национальной Конференции по Благотворительности и Исправительной работе в США.

За более чем вековой опыт функционирования в мире социальной работы в ней выделились следующие тенденции: во-первых, происходит ее институционализация; во-вторых, увеличивается внимание, уделяемое профессионализации как самого вида деятельности, так и его субъектов; в-третьих, социальная работа сосредоточивается на проблемах клиентов больше, чем на выработке способов привнесения изменений в общество. Автор проводит социологический анализ возможностей социальной работы в России, отмечая, что на современном этапе социальная работа в России находится перед дилеммой: сконцентрировать внимание на влиянии социальной работы на социальные изменения или сфокусироваться на проблемах индивида. Подобная ситуация и парадигмальность трактовок социальной работы как научной дисциплины в нашей стране обусловлена сильнейшей конкуренцией нескольких сложившихся школ.

Автор отмечает, что логика изучения социальной работы, т.е. движения от эмпирического уровня к теоретическому, состоит в следующем: на основе данных, полученных в процессе практической деятельности, происходит дальнейшее развитие научной дисциплины и совершенствование моделей социальной работы.

В настоящее время преобладает заимствование социальной работой методов других наук, в частности социологии, а анализ научной литературы и социальной практики позволяет высказать предположение о том, что, возможно, развиваясь, социальная работа в будущем сама станет предлагать собственные методы другим наукам, в том числе социологии.

Использование процессуального подхода в исследовании социального времени позволяет отметить, что в последние несколько десятилетий меняются стереотипы по отношению к социальной работе: от представлений об оказании бытовых услуг к осознанию социально-экономической, социально-психологической, координационной, социально-юридической видов помощи.

Проведенный анализ теоретико-методологических оснований социальной работы позволяет сделать вывод, что социальная работа — это социально-аналитическая и социально-конструктивная деятельность; как специфическая сфера социального знания она постоянно нуждается в социологическом «экспорте», то есть в заимствовании теорий и методов, кристаллизованных в рамках социологии. Инструментальной формой, позволяющей отобразить полидисциплинарный характер теории социальной работы, является социологическая модель.

Во втором параграфе первой главы «Роль социологического подхода в социальной работе» раскрывается мысль о том, что уже с XVII в. основы эмпирических социальных исследований закладывались как изучение и выработка решений социальных проблем. У. Петти делает вывод, что государству экономически гораздо выгоднее вложить средства в создание социальных учреждений и санитарных очистительных мероприятий. Проводить социологический анализ социальной работы, усиливать социологическую подготовку социальных работников предлагали П. Хардикер, Д. Эванс, К. Баркер, Х. Отто и др. С. Стивенсон, Д. Хоув, М. Харрис и др. как члены академических ассоциаций социальной работы участвовали в комплексных исследованиях совместно с социологами, социальными политиками. Марксистские коллеги американских социологов участвовали в политической деятельности, поставив в качестве основной цели радикальное преобразование общественной системы. С. Зимбалист анализирует типы изучения, которые можно определить как исследования с целью осуществления социальных перемен. Таким образом, результаты социологических исследований во многом определяют приемы, способы и образ действия в социальной работе.

Дифференциация социолого-ориентированных моделей социальной работы не четкая, поскольку многие из них тесным образом взаимосвязаны. В отечественной литературе нет единого мнения об однозначной принадлежности к социолого-ориентированным теориям виталистской, культурологической, разрешающей, ролевой моделей социальной работы.

Представляемая в данном исследовании теоретическая модель социальной работы базируется на теории систем и синтезирует три точки зрения: функционалистскую, интеракционистскую, критическую. Указанные подходы ассимилируют, при этом акцент делается на идентичности, что мотивируется важностью создания и поддержания социальных идентичностей в кризисной ситуации российского общества. Каждое из социологических направлений играет свою особую роль в создании моделей социальной работы, определяя свой уровень задач и трансакций: функционализм выполняет роль «прикрепляющих» теорий, позволяющих сводить все многообразие случаев клиентов к теориям, связанным с психоаналитической и бихевиористской традициями; теории интерпретации, подходы социального регулирования находят отражение в многообразии клиенто-центрированной социальной работы; концепции радикального гуманизма и радикального структурализма, отражая спектр социологических теорий радикального обмена, находят применение в моделях радикальной и марксистской социальной работы.

Социологическая модель предполагает несколько методологических подходов к исследованию социальной работы, позволяющих раскрыть ее междисциплинарную сущность: согласно функционалистской парадигме, социальная работа — это социальный институт, то есть структура со специфическими функциями поддержания существующей социальной системы; в интеракционистском дискурсе социальная работа — процесс взаимодействия, в котором конструируются и поддерживаются социальные идентичности; с позиции критической парадигмы, традиционная социальная работа — стабилизирующая социальное неравенство и загоняющая вглубь конфликты «терапия» в интересах господствующих групп, хотя необходима радикальная социальная работа, активизирующая и эмансипирующая угнетенных.

Социология рассматривается в качестве теоретического и методологического обоснования социальной работы как научной дисциплины. Углубленное ее освоение как профессиональной деятельности требует изучения основ теоретической социологии, методов и техник социологического исследования. С одной стороны, эмпирические факты, полученные в ходе исследований в социальной работе, дают пищу для гипотез, обобщений, служат источником нового в теории социологии. С другой стороны, любое эмпирическое исследование в социальной работе должно опираться на социологические представления, доказывать или опровергать положения общего порядка, гипотезу, тезис. Социологические теории среднего уровня соотносятся с направлениями социальной работы (социология занятости — социальная работа в области занятости населения, социология образования — социальная работа в сфере образования). Автор отмечает, что отраслевые социологические теории: социология управления, социология отклоняющегося поведения, социология социальной сферы, социология социальных проблем — имеют предметное поле, смежное или близкое к социологии социальной работы. Далее в параграфе дается перечень и специфика применения социологических методов в практике социальной работы.

Логическая схема роли социологической модели в социальной работе может быть представлена следующим образом: социология социальной работы как теория — социология социальной работы как учебная дисциплина — внедрение знаний социологии социальной работы в практику — улучшение социального состояния общества.

Вторая глава «Модель профессиональной идентификации в социальной работе» посвящена социологическому исследованию междисциплинарной модели профессиональной идентичности, выявлению специфики профессиональной идентификации в социальной работе, определению социологической модификации профессиональной идентичности.

Первый параграф «Междисциплинарная модель профессиональной идентичности» начинается с анализа понятия профессиональной идентичности в психоаналитической традиции, уточнения понимания термина в рамках обозначенной проблемы. Термин «идентификация» был введен 3. Фрейдом и трактовался как центр, механизм, обеспечивающий способность «Я» к саморазвитию. Идентификация — группообразующий фактор, помогающий выйти за пределы «Я» и почувствовать переживания других; это бессознательное отождествление субъекта с объектом, мотивами которого могут быть страх перед потерей любви или санкцией наказания. В трансактном анализе Э. Берна фрейдовская структура личности модифицируется и становится более статусно-ролевой, так как в основу кладутся интеракции между людьми. Изучением социологических проблем, поднимаемых во фрейдизме (мотивации, защитных механизмов личности) занимался создатель системы социального действия Т. Парсонс, считая, что из одних только ситуаций нельзя понять поведение человека. Следуя бихевиористическим аксиомам, профессиональная идентификация — сознательное или неосознанное копирование атрибутов или характеристик других. В изучении профессиональной идентичности автором признается важность положения К. Левина о том, что основой идентификации является формирование зависимости и привязанности как функции, обретение новых, уже готовых, форм поведения. Следовательно, профессиональная идентификация достигается подкреплением, имитацией, генерализацией, наблюдением, научением через моделирование, а причина этого процесса — формирование зависимости и привязанности в отношении профессиональной группы. Э. Фромм предлагает решать проблему становления целостной личности: «иметь идентичность» значит — «быть, а не иметь». Семантика положения, когда человек предпочитает быть (профессионалом), а не иметь (диплом, специальность), предполагает, что он не испытывает тревоги и неуверенности, порождаемых страхом потерять то, что имеет, — в этом случае никто не может угрожать безопасности индивида и лишить его чувства идентичности.

Наиболее актуально тема идентичности проявилась в период зарождения «постнеклассической познавательной модели» (термин А.П. Огурцова). В современной науке формирование профессиональной идентичности определяется как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим, на основании какого-либо одного признака, свойства или комплекса свойств, в результате чего происходит установление их сходства или различия. Сегодня исследование идентичности стало совмещать три процесса: соматический, психологический и социологический. Биологический подход фиксирует процесс идентификации как эволюционный факт, предполагающий безграничное развитие различных форм жизни в контексте адаптации к профессиональной среде. Психологическая парадигма предполагает идентичность как выражение интерперсональных процессов. В социологическом дискурсе сущность профессиональной идентичности как факта соотнесенности с социальной средой рассматривается в соответствии с социальной программой Э. Эриксона: становление идентичности проходит восемь жизненных стадий, на каждой из которых отбрасываются старые и появляются новые элементы, а процесс идентификации протекает в трех формах — интроекция как примитивное вживание в образ; идентификация, которая формируется путем интеракции с референтными представителями общества; формирование индивидуальной идентичности как ансамбль социальных идентификаций и включение их в единое уникальное целое.

)тичности в социальном познании широко представлена в различных ракурсах: методологические и концептуальные разработки вопросов смысла и стиля жизни, самосознания, конвенциально-ролевых, профессиональных форм проявления самоопределения личности и др.

В социологической науке учитывается, что профессиональная идентификация имеет несколько специфических значений: в социальной философии — узнавание, установление тождественности какого-либо объекта; в акмеологии — самоотождествление и дифференциация с «Другим» или «Делом»; в психоанализе — процесс, в результате которого индивид бессознательно или частично бессознательно, благодаря эмоциональным связям, ведет себя так, как если бы он сам был бы тем человеком, с которым данная связь существует; в социальной психологии — феномен общения, критерий уровня развития, стабильности малой группы; в социальной антропологии — аспекты структуры повседневного опыта и форм профессионального знания, культуры профессиональной группы, процессов профессионализации. Разрабатываемая в данном диссертационном исследовании социологическая модель социальной работы имеет своей направленностью обретение/сохранение индивидами профессиональной идентичности, понимаемой как сложный феномен, многослойная социально-психическая реальность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания.

Во втором параграфе второй главы раскрывается «Специфика профессиональной идентификации в социальной работе», при этом профессиональная идентичность рассматривается как феномен социокультурного поля (К. Левин, П. Бурдье, В.И. Ильин). Автор определяет профессиональное поле как вырастающее из технологического разделения труда. Для вхождения в профессиональное поле и идентификации с ним важны: профессия, специальность; стратификационный аспект статусной позиции; роль, исполняемая индивидом в статусном пространстве; профессиональная идентичность; социальные ресурсы; уровень интеллекта; физический потенциал. При конструировании профессионального поля формируется его внутренняя иерархия, где автором условно выделяются пять основных секторов. 1. Основатели — производители идей, профессиональных ценностей. 2. Элита — группа, выполняющая миссию мозгового, культурного и управляющего центра. 3. Профессионалы высокой квалификации — группа с преимущественно позитивной идентичностью, которая проявляется в стремлении профессионального совершенствования до уровня современного образца. 4. Дипломированные специалисты, должностные функции которых продиктованы жесткими правилами; основной критерий профессионализма состоит в степени приближения выполнения функций к установленным инструкциям. 5. Профессиональные маргиналы — люди, находящиеся на окраине, границе профессионального поля, — чаще всего, не имеющие специального образования, не являющиеся профессионалами. Структура профессионального поля может быть представлена так: 1) властный ресурс; 2) экономический ресурс; 3) культурная программа профессионального поля; 4) социально-коммуникативная система. При наличии перечисленных элементов группа субъектов, входящих в профессиональное поле, становится референтной сама для себя.

Применительно к исследуемой теме в диссертационной работе используется концепт дискурсивных полей (полей социального взаимодействия) М. Фуко; к примеру, социальная работа как вид деятельности среди практиков и она же как научная дисциплина в среде ученых значительно различаются по семантике. Одна из проблем профессиональной идентификации в социальной работе автором усматривается в том, что, по данным Дж. Френча и Р. Харрисона, дезадаптация профессионала проистекает из системных противоречий между объективной и субъективной личностью и объективной и субъективной средой, что приводит к нарушению контакта с реальностью, неадекватной самоидентификации и неудовлетворенности собственным трудом. Профессиональная идентификация достигается при соблюдении этических правил, принятых в конкретном профессиональном поле, как выражение об ответственности: во-первых, профессии перед обществом; во-вторых, представителями профессии перед потребителями услуг; в-третьих, специалистами перед своей профессией.

Существенный вклад в развитие отечественной теории профессионализации сделан в трудах Е.А. Климова, А.К. Марковой, Н.С. Пряжникова, Э.Ф. Зеера и др. Для обозначенных подходов в диссертации выделены наиболее общие моменты применительно к социальной работе. Отмечается, что в них не полностью преодолена аналитичность в понимании профессиогенеза: признается приоритет целостного восприятия профессионализации, но его положения реализуются в отдельных аспектах (профессиональное самоопределение, профессиональная адаптация и т.д.); профессиогенез рассматривается на всем протяжении, но анализируются лишь его отдельные этапы (профессиональное самоопределение подростков и т.д.); реализуется адаптивная модель профессиогенеза, при которой профессионализация рассматривается как приспособление человека к социально-профессиональным требованиям; профессиональное развитие жестко привязывается к возрастным периодам жизнедеятельности человека; противопоставляются социальные и индивидуальные факторы профессионализации, но незначительное место уделяется анализу принципиального совпадения интересов индивида и общества; слабо учитывается активность индивида, в стороне остаются вопросы самодетерминации профессиогенеза, механизмы формирования профессиональной мотивации и др.

Поскольку профессионализм предполагает результаты, которые могут быть как внешними (объективными), так и внутренними (субъективными), в социальной работе неизбежен вопрос об индикаторах эффектов полученных результатов, таким образом, в диссертации поднимается вопрос о критериях профессионализма, даются их основные характеристики. Отмечается, что если индивид четко представляет собственную позицию в субъективном мире, она его устраивает, и он в этой позиции высоко оценивается окружающими, можно говорить о сформированной идентичности. Если позиция не определена, человек колеблется между разными ролями, не уверен в том, «каким быть», а одновременно получает противоречивую обратную реакцию со стороны окружающих, говорят о размытой идентичности. Когда позиция в субъективной реальности определена, но низко оценивается окружающими и не вписывается в реальную жизнь, речь идет о формировании негативной идентичности. Если мы признаем, что профессии, имеющиеся у субъектов, — это условие неравенства, то предназначение научно моделируемой социальной работы состоит в развитии у людей способностей, которые обусловят профессиональный рост специалистов в различных сферах занятости.

Третий параграф второй главы «Социологическая модификация профессиональной идентичности» посвящен проблеме понимания профессиональной идентичности в социологии, рассмотрению соотношения динамичного, функционального и константного, структурного в личности.

В диссертации дается сравнительная характеристика отечественных интерпретаций понятия «профессиональная ориентация», появлявшихся в различные десятилетия XX в. Обращается внимание на следующее: происходит расширение представления о субъекте профессиональной ориентации (было государство — стало общество); со временем она перестает ограничиваться устойчивым выбором профессии; ее критерии постепенно задаются рынком труда; она начинает рассматриваться в качестве компонента культуры.

загрузка...