Delist.ru

Социологическая модель социальной работы в сфере профессиональной идентификации в современном российском обществе (01.06.2007)

Автор: Волкова Ольга Александровна

В предложенной исследовательской схеме профессиональная идентификация конструируется в неких формальных проявлениях, что позволяет говорить о наличии социально-психологического и феноменологического комплекса, именуемого идентичностью, однако каждый социально-психологический феномен испытывает влияние различных элементов социально-психической реальности, а значит, может быть объяснен только в системе комплексной, множественной причинности (так, в феноменологической традиции личность предстает как уникальная, неповторимая, экзистенциальная сущность, «самопринадлежность», и тогда идентичность выражает самореферентность человека в логике целостной детерминации личности).

Исходя из специфики социальной работы, которая представляется как систематизированный процесс — совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, нами применяется процессный подход.

Особенное значение в теоретических и методологических основах исследования придается социолого-ориентированной модели теоретического обоснования социальной работы, восходящей к общей теории систем Л.Ф. Берталанфи. Главным аргументом в пользу такого подхода выдвигается мысль о том, что люди в стремлении улучшить свою жизнь зависят от множества различных окружающих их систем. А из этого следует, что разрешение проблематики социальной работы должно опираться на их совершенствование и регулирование.

При этом учитывается, что все многообразие социологических моделей, в соответствии со способом воспроизведения действительности и применяемыми средствами построения модели, можно разделить на три класса: 1) материальные модели; 2) идеальные модели (неформализованные и формализованные); 3) смешанные модели, сочетающие элементы первых двух.

В качестве теоретико-методологических источников использованы труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории социальной работы, методологии, методики и техники социологического исследования.

Эмпирической базой исследования стал вторичный анализ результатов социологических опросов, в проведении которых автор принимала непосредственное участие.

В 1999-2000 гг. проведено исследование «Педагогические условия и средства профессионального самоопределения будущего учителя» (рук. Г.И. Железовская, О.А. Волкова) на базе Саратовского государственного университета с опросами старшеклассников, студентов 1-5 курсов ВУЗов, выпускников ВУЗов, специалистов с высшим образованием, проходящих профессиональное переобучение.

В 2002-2003 гг. автор участвовала в анкетировании жителей г. Балашова Саратовской области в программе «Проблемы миграции в представлениях местных жителей и мигрантов» (рук. Т.П. Дурасанова, О.А. Волкова) на базе Балашовского филиала Саратовского государственного университета.

В составе исследовательского комитета «Социология профессиональных групп и профессий» Российского общества социологов (РОС) автором с 2005 г. по настоящее время осуществляется разработка темы «Динамика социального и профессионального статуса специалистов традиционной медицины в России» (рук. В.А. Мансуров), при поддержке РГНФ (Проект № 05-03-0349а).

Теоретико-эмпирическая база исследования накоплена в результате участия автора в обучающих программах на основе получения грантов. Автор приняла участие в работе Специализированных социологических курсов, организованных при поддержке Фонда Форда: «Социология социальных проблем» (Центр социологии культуры факультета журналистики, социологии и психологии Казанского государственного университета, 2-27 февраля 2004 г.); «Социальная структура» (Центр социологического образования Института социологии Российской Академии наук, Московское представительство Фонда Форда, 6 сентября — 7 октября 2004 г.). Участвовала в работе Летнего Университета «Современная социология: исследовательские и образовательные стратегии» (Факультет переподготовки специалистов по социологии и социальной работе Санкт-Петербургского государственного университета, 21 июня — 10 июля 2004 г.). Получила грант на участие в первом методическом семинаре «Статистика без слез: регрессивное моделирование с использованием пакета NESSTAR», реализующемся при поддержке Фонда Форда (Единый архив социологических данных, 26 июня — 2 июля 2006 г.). Выиграла грант на прохождение курса дистанционного обучения в рамках программы «Университетская сеть по гендерным исследованиям для стран бывшего СССР» при поддержке Фонда Дж.Д. и К.Т. Макартуров (Харьковский национальный университет, Харьковский центр гендерных исследований, сентябрь 2006 г. — июнь 2007 г.).

В работе приведены данные эмпирических исследований, выполненных под руководством автора. Опрос 563 студентов проводился нами на факультете журналистики, социологии и психологии Казанского государственного университета (февраль–март 2004 г.), факультете переподготовки специалистов по социологии и социальной работе Санкт-Петербургского государственного университета (июнь–июль 2004 г.), в Центре социологического образования Института социологии Российской Академии наук (сентябрь–октябрь 2004 г.), на факультете социальной работы Балашовского Представительства Российского государственного социального университета (ноябрь–декабрь 2004 г.), на факультете социальной работы Балашовского филиала Саратовского государственного университета (ноябрь–декабрь 2004 г.).

Респондентами проводимого нами опроса явились также 677 выпускников высших учебных заведений и 589 старшеклассников г. Монино Московской области; г. Волгограда и области: г. Котово, г. Камышин, 13 сельских населенных пунктов; г. Саратова и области: г. Балашов, г. Балаково, г. Калининск, 21 сельского населенного пункта (исследование проводилось на протяжении 2000-2005 гг.).

Кроме того, теоретический и эмпирический материал накоплен автором во время проведения исследовательской работы «Научная интеллигенция в миграционных потоках советского и постсоветского периодов» благодаря получению стипендии Фонда Карнеги в области социальных и гуманитарных наук (Смольный Коллегиум Санкт-Петербургского государственного университета, 15 февраля — 31 мая 2007 г.).

Информационное обеспечение исследования включало также данные Всероссийской переписи населения 2002 г. (автор была инструктором группы переписчиков г. Балашова), наблюдений, бесед, устных интервью. В качестве дополнительной эмпирической базы привлекались законодательные акты и другие документы и сведения, опубликованные в научной печати и статистических отчетах.

В диссертационном исследовании проведен вторичный анализ данных, полученных зарубежными и российскими социологами, в частности, акцентируется внимание на материалах ВЦИОМ, любезно предоставленных автору Единым архивом социологических данных.

Научная новизна представленной работы заключается в следующем.

• Впервые подобное исследование носит комплексный характер, особую значимость в котором имеет опыт генетической реконструкции профессиональной идентичности. Экспликация междисциплинарной модели профессиональной идентичности вскрывает набор сущностных, знаковых и функциональных признаков, по которым человек и социум опознают профессию, а сам специалист идентифицирует себя с ней.

• Выявлена специфика социологического моделирования социальной работы, что позволяет интегрировать отраслевые социологические теории (социология образования, социология управления, социология отклоняющегося поведения, социология профессий, социология социальной сферы и др.) в предметное поле социальной работы в качестве особой отрасли — социологии социальной работы.

• Новаторский подход применен к определению специфики профессиональной идентификации в социальной работе, специалисты в области которой должны выступать как носители «сильной» идентичности, которая позволяет им работать с маргинализованными людьми и группами, с идентичностью в ситуации персонального и социального кризиса.

• Впервые выделена социологическая модификация профессиональной идентичности в социальной работе, которая представляет собой последовательную интеграцию личностных новообразований, соответствующих форм профессиональной активности. При перепрофилировании в социальной работе учитываются: особенности рынка труда; информация о вакантных рабочих местах; основные требования профессий, по которым имеются вакансии, к человеку; собственные профессиональные возможности; наличие профессий, являющихся основанием для реализации базовой специальности.

• Уточнена концепция маргинализации в зарубежной социологии, в которой кризисные явления и структурные перестройки, связанные с информационными технологиями, приводят к количественным и качественным изменениям и являются объектом официального контроля институтов социальной поддержки.

• Раскрыта особенность маргинализации общества в современной России, где значительно усложнился состав групп, затронутых маргинализацией; при этом профессиональная маргинальность выступает как основная форма и ведущий фактор маргинальности социальной. В профессиональном поле сдвиг баланса между идентичными специалистами и маргиналами в сторону маргинальности снижает порог социальной приемлемости качества профессионального труда, что в сфере социально значимых профессий означает переход черты безопасности специалистов для общества.

• Обосновано влияние массовой маргинализации на формирование профессиональной идентичности. При этом первая признается широкомасштабным процессом, с одной стороны, приводящим к тяжелым последствиям для больших масс людей, потерявших прежний статус и уровень жизни, с другой — ресурсом формирования нового концепта личности в социологии. При профессиональной контр-идентичности профессиональная этика как нравственная норма подменяется этикой прагматизма.

• Предложена исследовательская схема изучения профессионального самосознания личности и идентифицирована социологическая модель профессии в «Я-концепции». Маргинализация детерминирует концепцию «Я» в профессиональной идентичности, которая определяет пограничное положение по отношению к «профессиональной норме» и к общечеловеческому статусу личности.

• Раскрыта значимость в деятельности социальных работников ценностной ориентации на профессиональную идентичность в условиях массовой маргинализации. Ценность профессиональной идентичности позволяет сконструировать идеал профессиогенеза, который отражает реализацию сущностных, специфических потребностей и способностей человека.

Положения, выносимые на защиту:

1. В последние годы в России меняются стереотипы по отношению к социальной работе: от представлений об оказании бытовых услуг к осознанию социально-экономической, социально-психологической, координационной, социально-юридической и других видов помощи. Социальная работа — это социально-аналитическая и социально-конструктивная деятельность, которая как специфическая сфера социального знания постоянно нуждается в социологии как своем теоретическом и эмпирическом обосновании. Социологическое моделирование социальной работы позволяет интегрировать отраслевые социологические теории (социология социальной сферы, социология профессий и др.) в предметное поле социальной работы в качестве особой отрасли — социологии социальной работы.

2. В рамках методологии системного моделирования к наиболее многообещающим в социальной работе относятся имитационные модели. Они конструируются следующим образом: формирование пространства переменных и описание в их терминах модельных единиц; построение структурно-функциональной схемы в виде последовательности упорядоченных частных процессов; составление диаграммы причинно-следственных связей между зависимыми и детерминирующими переменными; определение исходного состояния модели, т.е. приписывание конкретных значений соответствующим переменным; отображение промежуточных состояний моделируемого объекта и сформированных причинных структур в алгоритмах, воспроизводящих отдельные аспекты динамики моделируемой системы.

3. Профессиональная идентификация связана с комплексом субъективных и объективных показателей; если признаки, используемые для идентификации: человека как потребителя профессии; общества как заказчика; профессионала как исполнителя деятельности — полностью совпадают, то можно говорить о профессиональной идентичности. Больший или меньший статус профессиональной идентичности в структуре идентификационных оснований личности в значительной степени зависит от объективной роли института профессии, которую он играет в данном обществе, и в которой ценность профессии фигурирует в общественном сознании. В сообществах с традиционно высоким социальным статусом конкретной профессии профессиональная идентичность выступает как ведущий фактор социального благополучия.

4. Идентичность социальной работы зависит от пространственно-временного контекста. В экономически развитых странах без соответствующих специалистов не обходятся ни реализация программ социального развития, ни обеспечение социальной политики государства. Специалисты используются в качестве экспертов при подготовке законодательства, при принятии решений органами местного самоуправления и обосновании деятельности общественных организаций. Поэтому профессиональная подготовка кадров для социальной работы должна быть сфокусирована на практиках создания и реконструкции своей и клиента идентичностей, которые играют важную роль в процессе их общего взаимодействия.

5. Социологическая модификация профессиональной идентичности в социальной работе представляет собой последовательную интеграцию личностных новообразований, соответствующих форм профессиональной активности, характерных для каждого периода, стадии и фазы профессионализации. При перепрофилировании в социальной работе учитываются: особенности рынка труда в населенном пункте, регионе, стране; тенденции его изменения в ближайшее время; информация о вакантных рабочих местах и организациях, занимающихся трудоустройством и переподготовкой безработных; основные требования профессий, по которым имеются вакансии, к человеку; собственные профессиональные возможности; наличие профессий, являющихся аналогичными или смежными для его основной, базовой специальности; общие закономерности процесса профессиональной переориентации и порядок действий на различных ее этапах.

6. В мировой социологической традиции выявились некоторые общие черты концепции маргинальности: определенная стабильность и преемственность в развитии социальной структуры, в которой кризисные явления и структурные перестройки, связанные с научно-технической революцией, приводят лишь к количественным и качественным изменениям социальных групп, «окраинных» по отношению к основному обществу; достаточно четко определяемый состав этих групп, являющихся объектом официального контроля институтов социальной поддержки.

7. Профессиональная маргинальность выступает как основная форма и ведущий фактор социальной маргинальности в России, в силу подавляющей роли профессии и трудовой занятости в формировании экономического и социального статуса. Утрата идентичности в социально значимых профессиях проявляется в России не только на уровне межличностных и внутренних противоречий (как в других странах), но и в сфере внешних социальных конфликтов, затрагивающих общественное сознание и социально-правовые отношения. Социальные процессы, определяющие специфику маргинального статуса, усложнили состав затронутых маргинализацией групп: беженцы, безработные, мигранты. Иногда в качестве маргинальных групп отмечаются частные предприниматели, использующие наемный труд, субъекты малого бизнеса на индивидуальной и семейной основе, в т.ч. фермеры, члены трудовых товариществ, особенно если признать одним из основных критериев неопределенность социального статуса и связанные с этим проблемы самоидентификации.

8. В контексте социологических знаний маргинальность рассматривается через призму адаптации к изменяющимся условиям, которые во многом соотносятся с положением дел на рынке занятости, с политической обстановкой, с развитием теневой экономики вне структурных форм хозяйствования. Маргинальный человек — свойство индивидуальности; профессиональная маргинальность — это массовый продукт общества. Его появление обусловлено преимущественно внешними социальными и экономическими причинами, а не маргинальным статусом или психологическими и этическими колебаниями личности.

9. Маргинализация детерминирует концепцию «Я» в профессиональной идентичности, представляющей собой комплекс ролей и статусов, организованных адекватно социальной системе, который включает основные элементы: профессию, социоэкономический статус, образовательный уровень и др. При этом мотивационным компонентом становится безопасность неидентичного специалиста от социального осуждения, а обеспечивающим механизмом — обстановка безответственности в рамках профессионального поля и полная закрытость от внешнего контроля.

10. Ценность профессиональной идентичности в построении социологической модели социальной работы позволяет сформулировать идеал профессиогенеза человека, отражающий реализацию его потребностей и способностей — их разносторонности, универсальности, целостности, неконечности и гармоничности саморазвития в единстве с другими людьми. Целью, содержанием и направлением гуманизации является создание таких условий жизни, труда, профессионального обучения, при которых субъект сможет максимально самореализоваться как свободная, универсальная, творческая и гармоническая личность во всем ее духовном и нравственном богатстве.

Научно-практическая значимость работы.

Результаты и выводы проведенного исследования могут быть использованы при построении теоретических моделей социальной работы, анализе социальных процессов, принятии решений в оказании социальной помощи. Ряд положений является теоретической и методологической базой социологического исследования проблем социальной работы, прогнозирования, проектирования, моделирования, разработки позитивных программ, реализации социальной политики.

Рассмотрение теории, методологии и методики социологического анализа социальной работы является важным для дальнейших разработок данного направления в социологии.

Результаты проведенного исследования получили теоретико-методологическое внедрение при разработке курсов основных учебных дисциплин специальности «Социальная работа» и дисциплин ее специализаций.

загрузка...