Delist.ru

Социологическая модель социальной работы в сфере профессиональной идентификации в современном российском обществе (01.06.2007)

Автор: Волкова Ольга Александровна

Экономическим и политическим преобразованиям последних лет сопутствуют негативные процессы: безработица, возрастающая социальная дифференциация по имущественному признаку, чрезмерная поляризация доходов, разрушение социальной инфраструктуры. Рост коммерциализации обучения, медицинского и бытового обслуживания привели к невостребованности значительных мощностей образовательных и оздоровительных учреждений, к лишению основной массы населения социально-бытовых и культурно-образовательных услуг. Не гармонизированные цели социально-экономических преобразований в обществе и нарушение элементарных жизненных интересов ведут к усилению социальной напряженности и негативно сказываются на идентичности личности, что актуализирует необходимость построения социологической модели социальной работы в сфере профессиональной идентификации.

Степень разработанности проблемы можно охарактеризовать как недостаточную.

Социальная работа как профессиональная деятельность возникла на рубеже XIX и XX вв., в период интенсивного развития капитализма, сопровождающегося усиленной эксплуатацией, массовым обнищанием лиц наемного труда во многих европейских государствах, а также в США.

Х. Отто, Д. Эванс, П. Хардикер, К. Экстон, М. Баркер предлагали внести существенный социологический вклад в анализ социальной работы, подразумевая при этом социологическую подготовку специалистов в области социальной работы; члены академических ассоциаций социальной работы (Р. Стивенсон, Д. Хоув, М. Харрис и др.) участвовали в комплексных исследованиях совместно с социологами, социальными политиками, а затем осуществляли аналитический обзор полученных результатов с точки зрения социальной работы.

Понимание социальной работы как легитимного способа решения социальных проблем представлено в европейской теоретической модели социальной работы, разрабатываемой С. Штауб-Бернаскони и П. Люси. В отечественной науке предметное поле социальной работы определяется Т.М. Симоновой через операционализацию понятия социальной проблемы.

Теоретическое и методологическое обоснование социологии социальной работы в качестве одного из перспективных направлений научного исследования, прорабатывается за рубежом у П. Абрамса, Х.У. Отто, Н. Лумана, А. Фордера и др., а также у нас в стране в трудах П.Д. Павленка, С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, В.И. Жукова, Е.И. Холостовой, Г.И. Осадчей, Е.Р. Ярской-Смирновой и др.

Методологический аспект социологического моделирования проработан в различных контекстах у Г.В. Осипова, С.А. Клигер, Б.З. Докторова, Г.И. Саганенко, Г.С. Батыгина, B.C. Аванесова, В.А. Ядова, П.И. Смирнова, И.А. Бутенко и др.

Проблема идентичности и маргинализации в социальной работе была впервые обозначена в литературе, которая стала появляться в стране с середины 90-х гг. XX в. (М. В. Заковоротная, Л.М. Путилова, П. Рикер, Г. Рамзей, Н.Б. Шмелева, Т.П. Дурасанова, П. Дезендорф, И.Р. Балеев и др.).

Проблема идентификации «Я» решалась такими зарубежными авторами, как Э. Эриксон, 3. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, Э. Гидденс, Э. Гоффман, М. Вебер, М. Хайдеггер, Дж. Тэрнер, Ш. Фурье, М. Фуко, У. Томас, Ф. Знанецкий, Дж. Дормон и др. Как проблема самоидентификации личности, идентичность исследовалась и отечественными мыслителями, среди которых С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, В.А. Ядов, В.С. Малахов, Е.В. Дворцова, С.А. Дружилов, В.Ф. Сафин, В.И. Ильин, Б.С. Братусь и др.

В плане социально-психической реальности идентичность рассматривалась как зарубежными учеными (Э. Дюркгейм, К. Ясперс, Э. Берн, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, Л. Хьел, Д. Зиглер, Э. Шпрангер и др.), так и отечественными исследователями (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Петровский, Т. Шибутани, Л.И. Анцыферова, Л.Г. Дикая и др.).

Менее изученной остается проблема профессиональной идентичности. Частично она решается в связи с социализацией и адаптацией личности. Большой вклад в развитие теоретико-методологического анализа профессионального развития внесли А.Н. Леонтьев, Дж. Локк, К. Левин, С.Г. Якобсон, В.Н. Ярская, И.А. Зимняя, О. Лиинамайя, В.С. Могун, Ю.М. Плюснин, Е. Кирьянова, Л.В. Корель и др.

Изначально в противовес идентичности культурную маргинальность как проблему миграции изучали Р. Парк, Т. Шибутани, Э. Стоунквист, А. Антоновски, K. Фокс, Э. Хьюз, Е. Гоффман, Г. Бэзин, Н. Бэнери, Г. Джермани, Г. Грант, М. Гольдберг и др.

Р. Мертон определял маргинальность как специфический случай теории референтной группы, Дж. Б. Манчини — как социально-изолированные группы в структуре общества. Понятие маргинальности у Х.Ф. Дики-Кларка связывается с маргинальной ситуацией, у А.С. Керкхоффа и Т.С. Мак-Кормика — с маргинальным статусом, у М.В. Темкина — с социальной ролью, у Н.О. Навджавонова — с маргинальной личностью.

Различные проявления маргинальности в российском обществе изучали Ю. Левада, Н.И. Лапин, Е. Рашковский, Е. Стариков, Б.Н. Шапталов, В.А. Шапинский, Н.А. Фролова, А.И. Атоян, С. Краснодемская, З.Х. Галимуллина, В.М. Прок, З.Т. Голенкова, Е.Д. Игитханян, И.В. Казаринова, А.В. Заворин, В. Каганский, Ю.М. Плюснин, К.А. Феофанов, В.И. Хаснулин, С.П. Баньковская, Л.М. Банникова и др.

Основателями философских представлений о маргинальности считаются А. Фарж, Ж. Леви-Стрэнже, К. Рабан. Без употребления возникшего позже термина, но созвучно концепции маргинальности, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали ее в социально-экономических работах как явление, свойственное капиталистическому способу производства.

Изучение маргинальности затронуло проблемы профессионального самоопределения, которые представлены в отечественных работах Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, А.К. Марковой, Ю.В. Поваренкова, Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюка, Е.В. Дворцовой, С.А. Дружилова, М.А. Дмитриевой, В.А. Пономаренко, Л.П. Веревкина и др. В исследовании различных аспектов профессионализации актуальным становится изучение профессиональных ситуаций, отношений и развития «Образа Я». С этим связана концепция профессиональной зрелости Д. Сьюпера и теория профессионального становления Т.В. Кудрявцева.

Профессиональная идентичность рассматривается зарубежными и отечественными учеными как основа смысла жизни человека у А.Г. Маслоу, В. Франкла, Г.А. Вайзера, К.А. Абульхановой-Славской, П.А. Шавира, В.В. Линькова, В.А. Петровского, как составляющая в структуре образа мира у И.Б. Ханиной и Л.Б. Шнейдер, как способ решения жизненных задач у Э. Эриксона, как достижение посредством профессии определенного образа жизни у Л.М. Митиной.

Исследование профессиогенеза предполагает адекватную оценку положения человека в обществе с точки зрения деятельностно-ценностного подхода, развиваемого группой авторов, к которой принадлежат А.О. Бороноев, Ю.М. Письмак, П.И. Смирнов.

Исследование профессиогенеза опирается на разрабатываемый в настоящее время Д.В. Ивановым оригинальный подход, согласно которому становление современных профессионалов происходит в условиях информационного общества, в котором социальная организация и информационные технологии образуют «симбиоз», когда определяющим фактором социальной дифференциации становится не собственность, а уровень знаний.

Профессиональную идентификацию через структуру поведения безработного рассматривали Ю.М. Плюснин, Л.И. Анцыферова, А.К. Осницкий, Т.С. Чуйкова, В. Франкл, А.М. Шкуркин, О.М. Дудина, М.А. Ратникова, Е. Катульский, Н.Е. Тихонова и др.

Вопросы профессиональной идентичности мигрантов и вынужденных переселенцев изучаются в условиях мирового (В. Хинрикс, K. Валкер, М. Вернон, С.В. Медведева и др.) и российского рынка труда у Ж. Зайончковской, В.В Гриценко, Е. Кирьяновой, Д.В. Долгого, А.П. Зуева, И. Масловой, Ю.П. Дощицына, Н.Н. Лапина и др.

Проблемы профессиональной маргинальности как нарушения идентичности рассматривают в своих работах как зарубежные ученые Э. Эриксон, Т. Парсонс, П. Павалко, В. Бэк, В. Вордвелл, Н. Дензин, К. Меттлин, Г. Грант и др., так и отечественные исследователи И.П. Попова, Л.М. Путилова, С.Ф. Краснодемская, В.И. Ильин, Е. Косилова, М.В. Темкин и др.

Вопросы трансформации и адаптации различных профессиональных групп в Европе раскрывают в своих работах Дж. Оллсоп, М. Сакс, К. Кауппинен и др.; в России конца XX — начала XXI вв. данное явление изучают В.А. Мансуров, О.В. Лукша, Р.Н. Абрамов и др.

Объектом исследования является социальная работа в сфере профессиональной идентификации в современном российском обществе.

Предмет исследования — социологическая модель социальной работы как деятельности по созданию и поддержанию профессиональной идентичности.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования: разработать социологическую модель социальной работы по профессиональной идентификации в условиях маргинализации российского общества.

В соответствии с такой целью автор исследования ставит перед собой следующие задачи:

– определить методологическую специфику становления и развития социальной работы;

– выявить роль социологического подхода в социальной работе;

– эксплицировать междисциплинарную модель профессиональной идентичности;

– определить особенности профессиональной идентификации в социальной работе;

– выделить социологическую модификацию профессиональной идентичности;

– систематизировать представления о маргинализации в зарубежной социологии;

– проанализировать влияние массовой маргинализации на формирование профессиональной идентичности;

– идентифицировать социологическую модель профессии в «Я-концепции»;

– актуализировать в деятельности социальных работников ценностную ориентацию на профессиональную идентичность в условиях массовой маргинализации.

Гипотеза. Социальная работа может эффективно развиваться как деятельность по созданию и поддержанию профессиональной идентичности в российских условиях маргинализации.

Теоретико-методологическая база исследования, в первую очередь, представлена структурным функционализмом (Т. Парсонс, Р. Мертон). С позиции структурного функционализма социальная работа рассматривается в контексте крупномасштабных социальных структур и институтов общества, их взаимоотношений и ограничений, которые они накладывают на конкретного человека или группу.

В исследовании делается упор на социологических концепциях, сложившихся в интеракционизме (ролевом подходе), радикализме (критическом дискурсе) и др., психологических теориях: психоанализе, бихевиоризме, социальной психологии и т.д. Кроме того, в исследовательское поле включены некоторые философские, антропологические, экономические и культурологические точки зрения. Социология и междисциплинарный подход становятся особо значимой областью осмысления профессиональной идентичности и путей ее достижения. Синергетический подход позволяет реализовать возможности междисциплинарного направления научного поиска, обусловливая разработку проблем идентичности не только в эволюционном ключе, но и в более широком контексте: от социокультурных установок до теоретико-познавательных предпочтений и поиска смысла.

загрузка...