Delist.ru

Социологическая модель социальной работы в сфере профессиональной идентификации в современном российском обществе (01.06.2007)

Автор: Волкова Ольга Александровна

На правах рукописи

Волкова Ольга Александровна

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Специальность 22.00.01 — теория, методология и история социологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук

Санкт-Петербург — 2007

Диссертация выполнена на кафедре теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Научный консультант доктор социологических наук,

профессор

Иванов Дмитрий Владиславович

Официальные оппоненты доктор философских наук,

профессор

Клюев Анатолий Владимирович

доктор социологических наук,

профессор

Шипунова Татьяна Владимировна

доктор философских наук,

профессор

Путилова Лидия Максимовна

Ведущая организация Российский государственный

социальный университет

Защита состоится ___ _______ 2007 года в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.232.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 193060, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3, 9 подъезд, факультет социологии, ауд. ___.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. А.М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская набережная, д. 7/9).

Автореферат разослан ___ _______ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета (Иванов Д.В.)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Развитие современных общественных отношений столь противоречиво, что возникает необходимость искать соответствующие категории, способные объяснить те или иные социальные процессы и явления на разных уровнях их формирования. Это актуализирует потребность исследования происходящего в контексте нетрадиционной социологической парадигмы, ориентированной на социальную работу.

Социальная работа — относительно новый вид профессиональной деятельности, соответственно, новая область научного знания и новое направление в подготовке специалистов. В современной научной литературе отмечается неразработанность предметного пространства социальной работы как нового типа научной и практической деятельности, неразграниченность этого пространства с другими областями научного знания, недостаточное выявление межнаучных теоретических и практических связей и взаимовлияний, в первую очередь, на стыке социальной работы и социологии.

Тема приобретает большую актуальность в связи с Национальными проектами Российской Федерации, которые сегодня позиционируются как ключевой вопрос внутренней государственной политики; на современном этапе Национальные проекты являются стимулом и катализатором системных преобразований в отраслях «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие АПК». Это важно, прежде всего, потому, что основными факторами качества жизни взрослого населения России являются средний доход на одного члена семьи — его воздействие особенно сильно на женщин — и профессиональная занятость, воздействие которой особенно сильно на мужчин. Исследовательский интерес к проблеме обусловливается также тем, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по данным Росстата постоянно возрастает.

В своей сущности социальная работа с неизбежностью строится на междисциплинарном синтезе философского, экономического, психологического, антропологического, исторического, медицинского (включая ювенологию, акмеологию и геронтологию) и социологического подходов.

Одним из эффективных социологических методов в социальной работе по профессиональной идентификации является моделирование. Широкое проникновение метода моделирования в социологию предваряет создание системных концептуальных схем социальных явлений и процессов, ориентированных на выбор средств формального описания, релевантных представляемым аспектам социальных систем. К числу моделей, предназначенных для решения представленной проблемы, относятся имитационные модели. Социологическое моделирование позволяет исследовать в социальной работе средние популяционные значения показателей качества жизни взрослого населения России и по аналогии может служить исходной точкой для оценки профессиональной идентификации: изменений этого параметра в процессе развития российского общества; отклонений от среднего значения качества жизни, вызываемых болезнями, возможностями трудоустройства, условиями быта людей; социальных конфликтов и потрясений в условиях массовой миграции населения и потери профессиональной идентичности; состояния качества жизни в России по сравнению с качеством жизни в других странах.

Выделяется несколько социолого-ориентированных моделей социальной работы, специфика которых состоит в том, что они составляют основу структурной социальной работы. Одни из них формируются на базе теории социальных систем (модель социальной работы с использованием положений общей теории систем и модель социальной работы с применением экологической теории систем); другие опираются на радикально-марксистские подходы (радикальная и марксистская модели социальной работы). Иногда в рамках социолого-ориентированных подходов выделяется культурологическая модель. По преимуществу к социолого-ориентированным принадлежит разрешающая модель социальной работы, тяготеющая к комплексно-ориентированным подходам, а также виталистская модель, которая может быть отнесена как к социолого-ориентированным, так и к комплексно-ориентированным моделям.

В практике социальной работы нашей страны в настоящее время происходит, во-первых, активная адаптация западных моделей социальной работы, во-вторых, возрождение собственных, самобытных форм и видов социальной помощи. В данном исследовании разрабатывается социологическая модель социальной работы, опирающаяся на зарубежные и отечественные подходы и основывающаяся на современной российской ситуации с учетом происходящих в нем процессов маргинализации.

Разрабатываемая модель направлена на расширение и углубление социологической теории, способствует внедрению социологического знания в социальную практику через поиск путей ее воздействия на изменение всего общества и отдельных социальных индикаторов, содействует усилению влияния профессионального социологического сообщества на социум через осуществление социальной работы.

Учитывая специфику социальной работы как работы с идентичностью, которая позволяет преодолевать маргинальность, восстанавливать социальные связи и ресоциализировать проблемных индивидов и целые группы, автор ставит проблему профессиональной идентичности, трактуя ее в широком плане становления социально-психологической профессиональной реальности личности; в глубинном плане — субъективно-психологической реальности; в плане прикладном — профессиональной подготовки специалистов.

загрузка...