Delist.ru

Развитие электросвязи и формирование информационной среды (01.06.2007)

Автор: Шапошников Геннадий Николаевич

Анализу источников посвящен второй параграф. Для решения поставленных задач привлечен определенный комплекс источников, как архивных, так и опубликованных. В дореволюционный и советский периоды электросвязь определялась как важное государственное дело (до 1917 г. – электросвязь – государственная регалия, после революции – часть военно-оборонного комплекса). Вся ее работа и управление строились по жесткой системе централизации. Это наложило отпечаток и на формирование источниковедческого комплекса: наиболее полная документальная база по дореволюционной истории, истории революций, гражданской войны уральской электросвязи – отложилась в центральных архивах и книгохранилищах. Нами проведено выборочное изучение фондов 15 архивов (в т.ч. 6 – центральных и 7 региональных, двух ведомственных – архива Министерства связи и информатики РФ и архива ОАО «Уралсвязьинформ»). Весь документальный комплекс, использованный нами, делится на 5 видов.

___________________

34 Информационные технологии. Мониторинг информатизации России. Официальное издание министерства связи и информатики РФ. М., 2002, С.8.

35 Там же. С.26.

К первому виду отнесены законы и подзаконные акты, определяющие основные направления государственной политики императорской России – СССР по всем направлениям развития информационных трансляций. Сравнение законодательства Российской империи и Советской России первого мирного десятилетия позволяет провести компаративный анализ правовых норм, определить направление и характер эволюции «правового поля», на котором действовали средства оперативной передачи данных в рассматриваемый период. Эту эволюцию можно проследить по материалам Полного собрания законов Российской империи36 и решениям Временного правительства по развитию электросвязи,37 сборникам ведомственных распоряжений Главного управления почт и телеграфов МВД Российской империи.38

В советский период из всего массива законов, подзаконных актов и решений всех уровней власти, прежде всего, следует выделить документы, опубликованные в многотомных собраниях «Декреты советской власти», «Декреты партии и советского государства по хозяйственным вопросам».39 «Собрание узаконений рабоче-крестьянского правительства РСФСР», «Собрание законов и распоряжений рабочего и крестьянского правительства СССР»,40 «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК».41 Фронтальный просмотр этих изданий выявил многие схожие тенденции в формировании нормативно-правовой базы до и после революционной России и преобладание интересов государственного управления над потребностями социума.

Ко второму виду источников мы отнесли делопроизводственные документы центральных и местных органов власти, общественных организаций, органов местного самоуправления и деловых кругов. Это приказы министров и управляющих ГУПиТ, распоряжения наркомов и постановления коллегий наркомата связи, справки, поручения, аналитические записки, прошения, решения съездов и конференций партийных и профсоюзных органов и др. Информационный потенциал делопроизводственной документации позволяет провести полноценное изучение большинства аспектов изучаемой темы. Наибольшее количество этих документов относится к организационно-распорядительной деятельности различных государственных учреждений и общественных структур. Интерес представляет анализ думских дискуссий и запросов 1907–1914 гг. по организации труда в учреждениях связи и реакцию властей на них. Особую группу делопроизводственных документов составляют прошения.

____________________

36 См.: Полное собрание законов Российской империи (далее, ПСЗРИ), т.29, отд.1, № 28632; т.30, отд.1, № 28940; № 28942. ПСЗРИ – П, т.30, отд. 1, № 28930; № 29559; т.35, отд.2, № 36142; т.37, отд.1, № 38456; т.47, отд.1, № 50831; ПСЗРИ – Ш, т.12, отд.1, № 9185; и др.

37 См.: Журналы заседаний Временного правительства. Архив новейшей истории, тт. I-IХ. М.,. 2000–2005.

38Астарханов А.С. Сборник постановлений и распоряжений по почтово-телеграфному ведомству. 1885–1905. СПб., 1905, и др.

39Декреты Советской власти. В 4 тт. М. 1958–1965;

40Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. М., 1921–1930; Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР. М., 1922–1930;

41 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. В 8 т. тт. 3. М. 1984; т.4 . М., 1984.

Авторами многочисленных ходатайств выступали различные организации: заводские управления и земства, деловые круги и частники, советы съездов промышленности и торговли, горнозаводчиков и др. К просительным документам относятся и петиции связистов к властям в ходе революций 1905–1907 и 1917 гг. Комплекс просительной документации показывает, что диалог власти и общества по вопросам связи был противоречивым. К группе контрольных делопроизводственных документов мы относим официальные материалы органов надзора. Контроль за политическими настроениями в среде связистов осуществляли жандармский корпус (в советский период – ВЧК, а позднее НКВД). Документы органов надзора демонстрируют нарастание радикализма связистов осенью 1905 г. и политический конформизм в 1906–1914 гг. Сводки ВЧК отразили т.н. «психологию осады» периода гражданской войны – своеобразное состояние апатии, которое были характерно не только для связистов, но и для всего уральского населения после 7 лет войн и революций.

Выделим еще одну специфическую группу документов, имеющих непосредственное отношение к нашей теме – служебный телеграфный обмен. Для историка связи этот вид источника имеет неоценимое значение. Благодаря служебным телеграммам нами установлены точные даты пуска телеграфов, радио и телефонных станций в городах Урала. Служебные переговоры позволяют проанализировать систему отношений между различными управленческими структурами в почтово-телеграфном ведомстве, установить время принятия того или иного важного решения. Благодаря служебному телеграфному обмену нам удалось воссоздать механизм информационной блокады уральских городов в 1905 и 1917 гг., выявить лидеров акций гражданского неповиновения и их конкретных участников. Служебный телеграфный обмен, как особый вид исторического источника в уральской историографии, вводится в научный оборот впервые.

В особый вид источников по теме следует выделить статистику. Статистические материалы использованы для исследования количественных изменений почтово-телеграфного обмена, динамики инновационных и экономических показателей в отрасли, объемах выделяемых средств, расчета коэффициентов услуг связи, как по стране, так и по уральским почтово-телеграфным округам (в Советский период по управлениям отделов связи губерний и округам связи).42 В работе использованы и многочисленные советские статистические издания, в которых собраны количественные данные по развитию отрасли связи.43

___________________

42 См.: Почтово-телеграфная статистика за 1983–1916 гг. с кратким описанием деятельности почтово-телеграфного ведомства за эти же годы. СПб., 1883–1918; Статистика телеграфов Российской империи за 1871–1874 гг. СПб., 1873–1880. Краткий обзор деятельности телеграфного департамента и телеграфная статистика за 1880–1884 гг. СПб., 1880–1885; Список почтовых, почтово-телеграфных учреждений, ж.д. станций и др. пунктов обмена почты, открытых с 1 сентября 1915 г. по 12 апреля 1917 г. Пг., 1917; список телефонных сообщений Российской империи на 1 января 1914 г. СПб., 1914; То же, за 1916 г. Пг., 1916; Почтово-телеграфная статистика по отдельным учреждениям Российской империи за 1906 г. СПб., 1909, и др.

43 Почта, телеграф, телефон, радио. сб. мат. М.,1925; Список местных телефонных сетей НКПиТ. М., 1928; Материалы по статистике народной связи на 1926/1927 г. М., 1927; Справочник по хозяйству связи. (под ред. А.С. Жуковского) М., 1034; Транспорт и связь в цифрах. ст. сб. М., 1936; Транспорт и связь СССР. ст. сб. М., 1957; Транспорт и связь СССР. ст. сб. М., 1967, и др.

Среди многочисленных уральских статистических сборников, мы выделяем адрес-календари, справочные книжки и статистические ежегодники, которые по компановке материала, объемам и структуре составляют одну тематическую группу источников.44 Здесь имелись сведения и о почтово-телеграфном обмене, расходах и доходах сети связи, количестве работников, местных телефонных сетях и др. Из всего массива адрес-календарей и памятных книжек уральских губерний наибольший интерес вызывают статистические выпуски Пермской губернии, в которых раскрыты сюжеты по развитию связи, особенно телефонной. Региональная статистика по связи советского периода представлена сборниками «Уральское хозяйство в цифрах», которые регулярно выходили до конца первой пятилетки. При анализе статистических сведений за 1918–1930 гг. имеются определенные трудности. Они связаны с заметными расхождениями данных по одним и тем же показателям. Многочисленные статистические справочники 20-х гг. приводят данные, которые весьма различаются (подчас в разы, а то и больше). Чтобы избежать ошибок мы пользовались неопубликованными ведомственными материалами (данные статистического сектора наркомата почт и телеграфов, сектора транспорта и связи ЦСУ, областных управлений связи, содержащихся в фондах РГАЭ, ГАСО, ГАПО, ОГАЧО, ГАТО), в которых содержится наибольшее количество подробных и сопоставимых цифровых показателей.

Следующий вид источников составляют материалы прессы и публицистики. При работе над темой нами использованы материалы трех ведомственных издания ГУПиТ («Почтово-телеграфный журнал», журнал «Электричество» и «Сборник распоряжений по телеграфному ведомству»), а также ряд уральских массовых изданий («Пермские губернские ведомости», «Пермская земская неделя», газеты «Уральская жизнь», «Зауральский край», «Екатеринбургская неделя» и др.). Для анализа проблем советской связи мы привлекли более десятка ведомственных изданий НКПиТ, выходивших в 20–30-е гг. («Бюллетень НКПиТ», «Почтово-телеграфный журнал», «Пролетарий связи», «Жизнь и техника связи», «Экономика связи», «Экономика социалистической связи», «Электросвязь», «На фронте связи» и др.), а также материалы региональной прессы («Работник связи Урала», «Бюллетень Уральского областного управления связи», «Известия уральского облисполкома», газеты «Уральский рабочий», «Звезда», «Вечерний Челябинск», «Вечерний Свердловск» и др.). Периодическая печать дает самую разнообразную по жанрам и содержанию информацию, отражающую различные аспекты жизни и деятельности коллективов предприятий связи, стоящих перед отраслью проблем, реакцию

_____________________

44 См.: Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии за 1895 г. Пермь, 1895; То же за 1908 г. Пермь, 1908; То же за 1900 г. Пермь, 1900; Адрес-календарь Пермской губернии за 1914 г. Пермь, 1914; Адрес-календарь Оренбургской губернии за 1895 г. Оренбург, 1895; То же за 1900 г. Оренбург, 1900; Адрес-календарь Тобольской губернии за 1900 г. Тобольск, 1900; То же за 1904 г. Тобольск, 1904; То же за 1914 г. Тобольск, 1914; Статистический обзор Оренбургской губернии за 1910 г. Оренбург, 1910; То же за 1914 г. Оренбург, 1914; Статистические очерки Уфимской губернии за 1878–1879 гг., Уфа, 1880; Статистическое описание Вятской губернии за 1875 г. Вятка, 1875; Обзор уфимской губернии за 1911 г. Уфа, 1914. Уфимской земской календарь за 1913 г. Уфа, 1913; Статистический ежегодник Вятской губернии за 1912 г. Вятка, 1912; То же за 1914 г. Вятка, 1914, и др.

населения на услуги связи и др. Дополнительную информацию содержат картографические источники, позволяющие наглядно представить рост телеграфно-телефонных сетей и учреждений связи на Урале в рассматриваемый период. Карты и схемы магистральных и местных сетей общего пользования края выявлены в фондах АЦМС им. А.С. Попова. Пятый вид источников составили мемуары и воспоминания. Нами проанализированы более двух десятков мемуаров и неопубликованных воспоминаний связистов о дореволюционном положении в учреждениях связи, их участии в революции, гражданской войне и работе в первое мирное десятилетие советской власти. Они имеют важное значение для исторической реконструкции событий, т.к. в них нашли отражение многие факты и детали, которые не сохранили другие виды исторических источников. Мемуары и воспоминания дают оценку живого участника. Это наиболее субъективный и, в то же время, наиболее эмоциональный источник.

В целом, разнообразные комплексы опубликованных и архивных источников позволяют провести исследование исторического развития отечественных и уральских коммуникаций, выявить их общие закономерности и региональную специфику.

?????????

', то в телефонии допускалось участие различных негосударственных структур (иностранных концессий, органов местного самоуправления, деловых кругов и др.).

_____________________

45 См. подробнее: Петров Ю.А. Государство и экономический рост в дореволюционной России (к. XIX – н. XX вв.) // Россия в условиях трансформаций. Там. ист.-полит. семинара. Вып. 25. М., 2000, С.50; Лапина С.Н., Дедюхина Н.Д. Государственное предпринимательство в России, его участие в регулировании экономикой. // Экономическая история России. Современный взгляд. М., 2000, С.17-18.

В начале ХХ в. в телефонии утвердилась регистрационно-разрешительная юридическая практика.46 Относительно либеральное законодательство в устройстве и эксплуатации местных телефонных сетей автор трактует как свидетельство первых шагов эволюции самодержавия в сторону европейской юридической культуры.

Вместе с тем, преувеличивать значение либеральных начинаний в этой области не стоит. До 1917 г. информационные коммуникации находились в системе МВД и диссертант на многочисленных примерах показал механизм ведомственного контроля за местными сетями, стремление государства не допустить конкурентов на рынок коммуникационных услуг и получить от телефонии наибольшую прибыль в ущерб общественным интересам. В целом, сделан вывод, что в это время Россия имела законодательную базу, которая соответствовала национальным особенностям, но правовые нормы в области коммуникаций оставались противоречивыми и не оптимальными для того времени.

Противоречия государственного предпринимательства и нормативно-юридической базы нашли отражение в инвестиционной и тарифной политике. Анализу этой проблемы посвящен второй параграф «Некоторые проблемы инвестиционной и тарифной политики на рубеже XIX–XX вв.» Государство прилагало усилия для строительства информационных магистралей оперативно-военного и управленческого назначения. По подсчетам автора, в 1858–1913 гг. на устройство и реконструкцию государственной сети электросвязи было выделено более 700 млн. р.47 – сумма по тем временам не малая. Но как только задача соединения центра с отдаленными территориями империи была решена, государство заметно сократило ассигнования на связь, стало рассматривать ее как средство пополнения казны. Отсюда запредельно высокие тарифы на услуги электросвязи и остаточный принцип распределения финансов и материальных ресурсов. Ежегодные отчисления из бюджета на эти цели составляли не более 0,5-2,8% . Этого явно не хватало для динамичного развития сетей связи. Анализ состояния сетей общего пользования и учреждений связи начала XX в. в России и на Урале, который предпринял диссертант, подтвердил тезис экономиста того времени, профессора П.С. Осадчего, о том, что на рубеже ХIХ–ХХ вв. минимальные отчисления государства на связь должны были быть не менее 5% от бюджетных расходов.48

Сделан вывод о двойственном историческом значении государственной монополии в коммуникациях: с одной стороны, благодаря усилиям власти и связистов на рубеже ХIХ–ХХ вв. Россия имела одну из самых протяженных сетей телеграфной связи в мире, с другой – уже в последней

__________________

46 См.: Действующие постановления по телеграфной части. СПб., 1909, С.8, 86, 139, 216.

47 Расчет по мат.: Русский рубль. Два века истории. ХIХ–ХХ вв. М., 1994, СС.62, 74, 85, 87, 156; Россия в 1913 г. стат.-док. справочник. СПБ., 1995, С.153; Почтово-телеграфная статистика за 1871 г. СПб., 1873, С.56-57; То же за 1976 г. СПб., 1878, С.59; То же за 1990 г. СПб., 1980, С.6; То же за 1904 г. СПб., 1905, С. 9; То же, 1913 г. Пг. 1917, С.9-10.

48 Осадчий П. Почтово-телеграфные и телефонные сообщения, как элемент государственного хозяйства в Европе. Опыт сравнительного статистического и экономического исследования. Вып. 1. СПб., 1908, С.16, 49.

четверти ХIХ в. отчетливо проявилась одна из закономерностей отечественной модернизации – остаточный принцип распределения финансов и материальных ресурсов на развитие электросвязи. Диссертант анализирует различные варианты привлечения дополнительных капиталов в отрасль и приходит к выводу, что в тех конкретно-исторических условиях и при той законодательной базе, какой-либо иной исторической альтернативы не существовало. В результате, в России оставались весьма низкие подушевые показатели услуг электросвязи: в 1914–1916 гг. на 100 жителей приходилось 0,22-0,23 телефона и 0,85 телеграммы на одного человека в год. 90% информационного обмена составляли почтовые отправления.49 Такие низкие коэффициенты услуг электросвязи говорят об аморфном информационном поле социума, о том, что информационные ресурсы и среда индустриального типа России находились только в стадии зарождения. Следствием этого стал информационный кризис в годы мировой войны. Неспособность сетей связи общего пользования выдержать чрезвычайные нагрузки военного времени явилась одной из косвенных причин поражения России в мировом конфликте.

В третьем параграфе «Советское законодательство по развитию информационных коммуникаций в 20-е гг. Особенности системы управления и финансирования» анализируются нормативно-законодательная база и система управления в первое мирное десятилетие советской власти. Автор делает вывод о глубокой преемственности основных юридических норм в формировании средств электросвязи до и после революции, что объясняется общими закономерностями мобилизационного типа отечественной модернизации и острой нехватки ресурсов. Более того, такие особенности государственной политики, как остаточный принцип распределения, жесткий госконтроль, стремление получить возможно высокие доходы от услуг связи, использование телефонов только для нужд управленческого аппарата проявились в 20-е гг. еще более выпукло, чем до революции. Единственным отличием периода НЭПа, автор считает более либеральные трудовые нормы (введение 8-часовых смен, отпусков, оплата больничных в учреждениях связи и др.), а также определенное влияние профсоюза народной связи на выработку законодательной базы восстановления всех подотраслей и видов электросвязи. Советское государство в это время еще стремилось выполнять социальные обязательства перед связистами.

загрузка...