Delist.ru

Советские военно-морские и речные силы в дальневосточной внешней политике (1917 - 1945 гг.) (01.06.2007)

Автор: Ливенцев Дмитрий Вячеславович

Все названные источники в значительной степени затрагивают отношения России и Советского Союза с Японией, но есть издания с подборкой дипломатических материалов, полностью им посвященные: «Рыболовная конвенция со всеми относящимися к ней материалами», «Разгром милитаристской Японии и освободительная миссия СССР в Азии», «Финал». Причем первая из книг публикует материалы по разделу рыболовных участков между СССР и Японией, из которых видны немалые уступки советской стороны, сделанные по причине слабости советских дальневосточных военно-морских сил, а другие рассматривают дипломатическую переписку, предшествующую войнам и конфликтам между странами. Подобное издание существует и по дипломатическим отношениям Советского Союза и Китая – «Советско-китайские отношения. 1917 – 1937гг. Сборник документов». В иностранной литературе необходимо отметить сборник документов о взаимоотношениях Советского Союза и Японии «The Entry of the Soviet Union into war against Japan», который был издан в 1992г. в Лондоне.

Указанные источники и их объективный анализ позволили сделать репрезентативные выводы.

Методология исследования может быть охарактеризована следующим образом. В ходе анализа источников и литературы, а также в выводах, являющихся итогом исследования, автор стремится к научной объективности, непременным условием которой выступает фундаментальный методологический принцип историзма. Следуя принципу объективности, в своем исследовании мы стремимся максимально избегать субъективных, политико-ангажированных оценок и выводов, реконструировать историю советских дальневосточных военно-морских и речных сил в рамках рассматриваемого периода на основе анализа количественно и качественно репрезентативной совокупности достоверных фактов, раскрыть объективные закономерности исторического развития Морских Сил Дальнего Востока, Тихоокеанского флота, Амурской флотилии. Придерживаясь принципа историзма, автор стремится к изучению конкретных явлений как взаимосвязанных и изменяющихся во времени, стремится избегать анахронизмов, модернизации и архаизации в анализе отдельных этапов развития советских дальневосточных военно-морских и речных сил и их роли во внешней политике.

Кроме того, необходимо выделить принцип системности, т.е. учета одновременного действия в историческом процессе многообразных факторов: объективных и субъективных, внутри- и внешнеполитических, региональных, локальных и т.п. Принцип системности тесно взаимосвязан с комплексным подходом к исследованию – опорой на совокупность источников для выяснения причин и хода событий.

Применялся и анализ событий и явлений в контексте соответствующей эпохи, что позволило в рамках конкретно-исторического подхода оценить объективную историческую ситуацию. Одновременно в ходе логического построения диссертационного исследования применялся проблемно-хронологический подход.

При решении исследовательских задач диссертации был проведен критический анализ по отношению к историографии проблемы и источникам. Для воссоздания корабельного состава Морских сил Дальнего Востока, Тихоокеанского флота, Амурской флотилии, военизированного самоходного технического флота Дальморпути, гражданских транспортных судов тихоокеанского бассейна был проведен сравнительный анализ научной литературы и источников. Он же помог при реконструкции истории атак, выполненных советскими подводными лодками во время советско-японской войны в августе 1945г.

Соблюдение отмеченных принципов исторического познания и оперирование указанными методами позволило воссоздать историю советских военно-морских и речных сил на Дальнем Востоке и оценить их вклад во внешнюю политику СССР в 1917 – 1945гг.

Научная новизна исследования. На основе комплексного изучения источников и научной литературы в диссертации:

исследована военно-морская и речная политика советской страны в дальневосточном регионе в 1917 – 1945гг.;

– рассмотрены закономерности морской политики СССР и Японской Империи в изучаемый период в связи с международной политический ситуацией и строительством вооруженных сил;

– по архивным источникам впервые реконструированы и переосмыслены участие Тихоокеанского флота в конфликте на озере Хасан в 1938г., Амурской флотилии в конфликте на КВЖД и советско-японской войне в августе 1945г.;

– доказана решающая роль тихоокеанского ленд-лиза в стратегической помощи США Советскому Союзу в годы Великой Отечественной войны. Выявлено значение американских боевых кораблей, поставлявшихся по ленд-лизу, для побед Тихоокеанского флота в советско-японской войне в августе 1945г.;

– выявлены внешнеполитические причины быстрой победы Тихоокеанского флота и Амурской флотилии в советско-японской войне и впервые сформулирована проблема корректности термина «война» по отношению к действиям советских военно-морских и речных сил в августе 1945г.;

– на основе архивных документов восстановлен впервые корабельный состав Морских сил Дальнего Востока, Тихоокеанского флота, Амурской флотилии, военизированного самоходного технического флота Дальморпути, гражданских транспортных судов тихоокеанского бассейна;

– введены в научный оборот материалы из 123 фондов Российского архива Военно-Морского флота (РГА ВМФ), Центрального Военно-Морского архива (ЦВМА), Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ).

Практическое значение и область применения результатов исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при создании обобщающих трудов по отечественной и военной истории, при подготовке общих и специальных курсов, читаемых в высших и других учебных заведениях, при написании учебников и учебных пособий, в научно-популярной литературе, а также публицистических сочинениях.

Современная Россия из-за внутриполитических трудностей проигрывает геополитическую ситуацию сначала на экономическом, а затем на внешнеполитическом пространстве. Успехи советских дальневосточных военно-морских и речных сил в августе 1945г., особенно Тихоокеанского флота, показывают, что у единого в идеологическом плане государства даже слабые в военном отношении подразделения кораблей способны эффективно решать серьезные проблемы внешней политики. Именно поэтому выводы диссертации могут быть полезны для российских политиков.

Апробация результатов исследования. На основе материалов диссертации был сделан доклад на заседании научно-исторического общества при Воронежском государственном университете и отделе по делам молодежи г. Воронежа. По результатам доклада, состоявшегося в помещении музея «Диорама», составлен акт о внедрении, в котором выводы диссертации рекомендованы для использования в научной, педагогической, просветительской деятельности высших учебных заведений.

Лекции и работы по истории отечественного флота, основанные на диссертационных материалах, были использованы в учебной деятельности спецкласса по изучению русской цивилизации и для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам на степень бакалавра в лицее Камий Жюлиан в г. Бордо (Франция).

Диссертационные разработки нашли применение в учебном процессе Воронежского филиала Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации: на их основе были составлены и внедрены на лекциях и семинарах: лекционный авторский спецкурс «Организационно-правовые основы военной службы в России», курс лекций по «Истории Отечества» и краткие словари чинов и званий государственной службы Московского государства, Российской Империи, Советского Союза, Российской Федерации.

С выводами диссертации были ознакомлены в рамках пленарного доклада члены Международной ассоциации исторической психологии. Отдельные части и положения диссертации излагались на ряде международных, всероссийских, межвузовских конференций, докладывались на заседании кафедры Отечественной истории нового и новейшего времени Воронежского государственного педагогического университета, а также опубликованы в монографиях, статьях и других работах автора.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и использованной литературы и приложения, содержащего таблицы корабельного состава советских дальневосточных военно-морских и речных сил. Первая и вторая главы диссертации разделены на два, а третья на три параграфа.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ее теоретическое и практическое значение, дается характеристика разработанности проблемы и ее главных аспектов, выдвигаются положения, выносимые на защиту, обозначаются региональные и хронологические рамки диссертации. Автор прослеживает закономерность разработки исследуемой проблемы и ее важнейших сторон в отечественной и зарубежной исторической науке, анализирует широкий круг источников, привлеченных для достижения целей исследования, составивших основу работы. Исходя из этого, определилась структура и направленность диссертационного исследования.

Первая глава «Советские военно-морские и речные силы на Дальнем Востоке в 1917 – 1930гг.» рассматривает начало становления советских военно-морских и речных сил на Дальнем Востоке.

Первый параграф главы «Сибирская флотилия и Морские Силы Дальнего Востока» начинается с небольшого исторического экскурса, целью которого было обозначить общие тенденции строительства дальневосточных военно-морских сил Российской Империи во второй половине XIX – начале ХХв. Отдельное внимание в историческом экскурсе уделяется взаимоотношениям России и Японии. Если оценивать историю российских военно-морских сил на Дальнем Востоке до 1917г., то, прежде всего, следует сказать, что полноценного боеспособного флота с разветвленной системой базирования создано не было. Во второй половине XIXв. русский флот выполнял больше дипломатические функции, тем более что Япония еще не представляла собой военной угрозы. Покорение Тихого океана в начале ХХв. закончилось цусимской катастрофой, после которой российское правительство выбрало приоритетными направлениями для военно-морской политики Черное и Балтийские моря. Как один из аргументов правильности такого решения высказывалось мнение, что Япония все равно была нашим союзником по блоку Антанта, но на Дальнем Востоке остался целый ряд неразрешенных территориальных проблем, а растущее торговое судоходство и Приморье требовали надежной защиты морских границ, которую Сибирская флотилия не могла обеспечить в полной мере. Именно такое политическое наследство вместе с надвигающейся интервенцией досталось советскому правительству. Сложившаяся внешнеполитическая ситуация определила на десятилетия задачи и цели развития советских военно-морских сил.

В событиях Февральской революции, а затем Октябрьской революции на Дальнем Востоке активное участие приняли моряки Сибирской флотилии. Однако вскоре началась интервенция на Дальний Восток стран Антанты. Начиная с января 1917г., на Владивостокском рейде один за другим появлялись американские, японские, английские крейсера миноносцы и транспорты. Они доставляли белогвардейцам оружие и снаряжение.

В декабре 1917г. как контрреволюционная организация был ликвидирован штаб Сибирской флотилии и для ее управления избирается коллегия в составе 3 человек, которая была ответственна перед Центральным комитетом флотилии. Таким образом, Центральный комитет стал единственным органом власти на Сибирской флотилии. Его влияние настолько возросло, что перед ним отчитывались в своей работе все портовые службы и Владивостокская морская обсерватория. В составе Сибирской флотилии были 12 устаревших миноносцев, а также 14 небоеспособных подводных лодок, 3 минных заградителя и 1 канонерская лодка «Маньчжур» (построенная еще в 1886г.!). Несмотря на угрозу интервенции, следуя указаниям советского правительства, ЦК Сибирской флотилии начал в феврале 1918г. демобилизацию личного состава, что фактически привело к ликвидации флотилии как боевого подразделения. Бесспорно, обновление состава флота было необходимо для советской власти, но роспуск опытных военных кадров по идеологическим соображениям накануне угрозы прямого вторжения иностранных государств стал грубейшей внешнеполитической ошибкой в дальневосточном регионе, которая лишила бухту Золотой Рог защиты с моря.

5 апреля 1918г. во Владивостоке под прикрытием орудий иностранных крейсеров начинается высадка интервентов, не встретивших сопротивления ни на суше, ни на море. Сибирская флотилия сдала свои корабли японскому адмиралу Като без боя. Если отбросить мысли о технической неготовности и бессмысленности сражения, надо признать, что дебют советской власти в дальневосточной военно-морской внешней политике прошел исключительно неудачно. Из-за недоверия офицеров Сибирской флотилии к советской власти и проведенной мобилизации миноносцы даже не смогли вступить в битву в собственной бухте базирования. Центральный комитет Сибирской флотилии все-таки представлял собой больше политическую, чем военную организацию, что тоже сказалось на боеспособности соединения. Первые советские военно-морские силы просуществовали на Дальнем Востоке очень короткий срок с декабря 1917г. по апрель 1918г. и бесславно закончили свое существование во многом в результате политических ошибок советского правительства.

Вскоре правительством А.В. Колчака была восстановлена белая Сибирская флотилия, которая, впрочем, не принимала участия в боевых действиях. Надо отметить, что японцев союзниками белого движения можно называть с определенной долей условности, т.к. в штаб Сибирской флотилии постоянно поступали рапорты о нападении японской стороны и расхищении ею материальной части судов. Сибирская флотилия во Владивостоке на некоторое время номинально вошла в состав флота Дальневосточной республики (ДВР) и выполняла приказы ее правительства. Причем флотилия была поставлена в очень жесткие рамки и могла выходить в плавание только с разрешения японского командования. Представителям ДВР требовались исключительная гибкость и осторожность, чтобы не дать повода японским интервентам развязать военный конфликт. На кораблях сохранился офицерский корпус, который был настроен враждебно и саботировал решения правительства республики. Фактически белые сохранили контроль над кораблями флотилии. После поражения белого движения 24 октября 1922г. контр-адмирал Г.К. Старк эвакуировал корабли Сибирской флотилии из Владивостока. Бесспорно, Сибирская флотилия по своей сути и по отношению так называемых «союзников» белого движения напоминала «марионеточное» соединение кораблей, которое должно было подтвердить, что все происходящее на Дальнем Востоке происходит в интересах русского народа, а не ради наживы колонизаторов.

Командование Народно-революционного флота при помощи уцелевших пароходов Добровольческого флота освободило от белых формирований Охотско-Камчатский край, но строительство дальневосточных советских военно-морских сил надо было начинать практически заново. Первому командующему Морскими силами Дальнего Востока (МСДВ) И.К. Кожанову пришлось вести активную дипломатическую деятельность В итоге в конце 1925г. японцы, в связи с нормализацией советско-японских отношений, вернули Амурской флотилии ряд судов, уведенных ими в 1920г. на остров Сахалин. В состав МСДВ входили 3 устаревших миноносца, 1 ледокол, 2 буксирных катера, 1 посыльный катер, 1 мореходная канонерская лодка и 1 гидрографическое судно. Вскоре к ним добавили два сторожевых корабля «Воровский» и «Красный вымпел». Даже в таком ограниченном составе мореходным сторожевым кораблям и канонерской лодке удалось поучаствовать в нескольких локальных десантных операциях по установлению советской власти в отдаленных районах, обозначить морские границы государства и по мере возможности охранять биологические ресурсы. Деятельность МСДВ, особенно укрепление морских границ СССР, имела внешнеполитический характер, поэтому можно сделать вывод, что советская власть уже в то время осознала эффективность дальневосточного флота для решения спорных территориальных проблем на Дальнем Востоке, доставшихся в наследство еще от царской России.

В сентябре 1926г. в Приморье произошла частичная реорганизация управления вооруженных сил, в результате которой Морские силы Дальнего Востока из-за их малочисленности упразднили. Созданная вместо них погранфлотилия на Амуре и морском побережье обладала еще более скромными возможностями.

Сторожевые корабли выполняли свои функции с трудом, часто прерываясь на ремонт, так необходимый устаревшим кораблям, решавшим задачи, намного превышающие их возможности. Таким образом, до начала 1930г. можно говорить о символических советских военно-морских силах на Дальнем Востоке, которые могли демонстрировать свое присутствие, но в силу агрессивной внешней политики Японии и ее мощного флота были не в состоянии в должном объеме выполнять работу, предназначенную даже не для военно-морских сил, а для пограничной охраны. Японцы вели себя как хозяева в советских территориальных водах и нагнетали внешнеполитическую обстановку. Достаточно привести меморандум Гиити Танака 1927г., определивший агрессию против СССР на годы вперед. Несмотря на необходимость мощного флота в дальневосточном регионе 8 мая 1928г. на совещании Реввоенсовета СССР принимается решение о строительстве «малого флота» (торпедные катера, сторожевые корабли, подводные лодки). Естественно, советское правительство понимало внешнеполитическую необходимость дальневосточного флота, но исходя из своих ограниченных экономических возможностей, решило в будущем создать «малый флот» на Дальнем Востоке, что неизбежно усиливало опасность военного вторжения с японской стороны, приводило к доминированию Японии в бассейне Тихого океана и дальнейшему расхищению биологических ресурсов.

????????!?І

?????????????исторического экскурса, посвященного развитию военно-речных сил на Амуре в Российской Империи. Если оценивать достижения Российской Империи в создании военно-речных сил на Дальнем Востоке, то ситуация, по сравнению с дальневосточным флотом, выглядела намного предпочтительнее. Наверное, главной причиной процветания и постоянного роста Амурской флотилии была политическая слабость Китая, который не мог позволить себе вести агрессивную политику по отношению к северному соседу. Да и сама задача создания военно-речных сил в материальном и техническом плане представляется проще, чем становление полноценного флота в огромном тихоокеанском бассейне.

Как и моряки Сибирской флотилии, личный состав Амурской флотилии принял деятельное участие в событиях Февральской и Октябрьской революций. Более того, матросы Амурской флотилии успешно сражались на своих кораблях и в составе сухопутных соединений с интервентами в ходе гражданской войны. Из-за активизации хунхузов (китайских бандитов), советское правительство весной 1918г. приняло решение сохранить Амурскую флотилию несмотря на финансовые сложности. В середине сентября 1918г. главную базу флотилии – Осиповский – заняли японские войска. Японское командование учитывало, что Амурская флотилия является крупной военной силой. Оно всячески затягивало обещанную передачу ее в руки белогвардейцев и делало все для того, чтобы использовать корабли флотилии в своих целях.

Наконец, 5 ноября 1918г. была сформирована Амурская речная флотилия белых в составе штаба, базы и двух дивизионов канонерских лодок. В период создания Дальневосточной республики белая флотилия прекратила свое существование. Восстановлена она была 27 декабря 1921г. после удачного наступления белогвардейцев и японцев. Особенных успехов флотилия в боевых действиях не достигла, т.к. ей мешали японские «союзники». Японцы постоянно вмешивались в боевую деятельность кораблей соединения и занимались хищением его имущества. Об этом свидетельствует доклад управляющего мастерскими Осиповского затона «О вмешательстве японцев в работу мастерских Амурской речной флотилии». В противовес Амурской флотилии белых, подчинявшейся А.В. Колчаку, атаман Г.М. Семенов сформировал в городе Сретенске Шилкинскую речную флотилию боевых судов в составе вооруженных 2 колесных речных пароходов. Можно сделать вывод, что попытки атамана Г.М. Семенова создать собственные военно-речные силы были несостоятельны и не могли привести к значительным боевым успехам. Амурская флотилия белых, базировавшаяся в Осиповском затоне, могла достичь реальных результатов, но ее судьба была во многом схожа с Сибирской флотилией во Владивостоке, которой интервенты не давали сделать и шагу без своего разрешения. Более того, они ревниво относились к любым боевым достижениям военно-речного соединения, видя в нем чрезмерное усиление власти белого движения, невыгодное им в регионе, который они планировали превратить в колонию, а любые местные воинские подразделения воспринимали в перспективе как «туземные», т.е. существующие лишь для формального подтверждения их невмешательства во внутренние дела другого государства.

С 20 сентября по 12 октября 1920г. Япония была вынуждена эвакуировать свои войска из Хабаровска и Осиповского затона. Одновременно началось создание Красной Амурской речной флотилии. Все 1920-е гг. правительства ДВР, а затем Советского Союза восстанавливают мощь Амурской флотилии, в отличие от советских военно-морских сил, сохранившей значительное количество кораблей. Поднимаются со дна рек и восстанавливаются мониторы и канонерские лодки, активную финансовую и организационную поддержку морякам оказывают партийные и комсомольские организации Хабаровского края. Предпринятые усилия оправдались в полной мере во время конфликта на КВЖД в 1929г. Когда Амурская флотилия под командованием Я.И. Озолина в составе: 4 мониторов, 4 канонерских лодок, 3 бронекатеров, 1 минного заградителя, 2 тральщиков и 9 барж, полностью уничтожила китайскую Сунгарийскую флотилию, а советские войска потеряли 3 человека убитыми и 11 ранеными.

Надо признать, что советской власти удалось сохранить традиции Российской Империи. В отличие от военно-морских сил мы можем говорить не о создании, а скорее о восстановлении флотилии на реке Амур. Амурская флотилия представляла собой мощное боевое подразделение, оказавшее сопротивление белогвардейцам и интервентам в годы гражданской войны и полностью разгромившее китайские военно-речные силы в период конфликта на КВЖД. Советская власть с самого начала осознала, прежде всего, внешнеполитическое значение Амурской флотилии и ее влияние на Китай. Именно данное главное предназначение флотилия выполнила в период с 1917 по 1930гг., что позволяет говорить о том, что советские военно-речные силы играли роль эффективного инструмента для решения внешнеполитических проблем СССР в дальневосточном регионе, не говоря о том, что победа на КВЖД в 1929г. принесла советскому правительству благоприятный международный резонанс, продемонстрировав мощь возрождающихся Вооруженных Сил страны в целом и Амурской флотилии в частности. В итоге Амурская флотилия впервые в истории советского государства продемонстрировала возможности военно-речных сил при решении внешнеполитических задач. Вероятно, успехи Амурской флотилии свидетельствовали о правильности курса СССР на развитие военно-речных сил в дальневосточном регионе, тем более что экономических возможностей для создания полноценного военно-морского флота в то время не было.

Вторая глава «Тихоокеанский флот и Амурская флотилия в 1930 – 1941гг.» изучает становление Тихоокеанского флота и развитие Амурской флотилии.

загрузка...