Delist.ru

Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ (01.06.2007)

Автор: Абрамов Владимир Иванович

Большие надежды связывались и связываются с Федеральной целевой программой «Дети России» на 2003-2006 г.г., которой придан статус президентской программы, общее руководство которой и контроль за реализацией осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Функционально же проблемами защиты прав детей занимаются как в центре, так и на местах органы здравоохранения, социальной защиты населения, образования, внутренних дел, а также общественные, благотворительные, молодежные, детские организации. Диссертант считает необходимым продлить действие программы «Дети России» как не исчерпавшей себя и при этом усилить ее социально–экономическую составляющую в свете задач, поставленных Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию РФ 10 мая 2006 г.

Вопросы детства находятся в поле зрения не только Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Комиссии Совета Федерации Федерального Собрания РФ по делам молодежи и спорту, Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, но и Уполномоченного по правам человека в РФ. Однако Уполномоченного по правам ребенка в РФ, в отличие от многих стран мира и вопреки требованиям международных документов, нет, хотя в отдельных субъектах РФ эта должность введена. Повторимся, что считаем необходимым введение этого института власти не только в центре, но и в каждом субъекте РФ.

При этом, если создаются специальные подразделения по проблемам детства в органах законодательной и исполнительной власти, то целесообразно их наличие и в судебной власти. Поэтому во всех подразделениях судебной власти должна осуществляться особая система судопроизводства при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних – так называемая ювенальная юстиция, под которой мы понимаем не просто специализированные суды по делам несовершеннолетних, а целостную систему – комплекс процедур и схем влияния на подростков, их непосредственное окружение, семью и другие социальные институты, обеспечивающую максимально щадящую неформальную процедуру судебного разбирательства, учитывающую индивидуальные и возрастные особенности психики ребенка, а также реализующую гибкую систему мер воспитательного и восстановительного характера, способную не только защищать детей, но и решать задачи борьбы с преступностью, ее профилактики и ресоциализации оступившихся подростков. Создание ювенальной юстиции автор считает насущной задачей современной правовой политики России и в отдельном параграфе главы подробно рассматривает ее исторический международный и российский опыт и проблемы современного состояния.

Говоря о просвещенческом уровне реализации правовой политики государством в области прав детей, в диссертации затрагивается еще одна важная проблема. Несомненно, что в школе должны изучаться и права человека, и права ребенка. Но дело заключается в том, что на сегодняшний день учебная дисциплина «Права человека» в соответствии с действующим ГОСТом не входит в круг обязательных для изучения даже в высших учебных юридических заведениях. Она изучается в них (если изучается) за счет регионального, вузовского компонента, а не федерального. О предмете «Права ребенка» вопрос пока не ставится вообще.

Но обучать школьников правам человека и правам ребенка должны не выпускники юридических факультетов, а выпускники педагогических вузов, колледжей, училищ. Однако будущие учителя права человека и права ребенка не изучают, следовательно, и не готовятся к их изучению в школе с учащимися на уроках и во внеклассной работе. Необходимо ликвидировать этот пробел и ввести в учебные планы школ и профессиональных юридических и педагогических образовательных учреждений данные курсы для обязательного изучения.

В главе 6 «Соотношение российских и международных нормативных актов и договоров о правах ребенка и их защите» анализируются Декларация ООН прав ребенка 1959 г. и другие международные акты как правовая база для создания Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., характеризуется ее содержательное наполнение как основы правового статуса ребенка и раскрывается имплементация конвенционных норм в российское законодательство.

В международном праве существует определенная совокупность правовых норм о правах ребенка и их защите. В научной литературе даже поставлен вопрос о выделении международного права прав ребенка, являющегося межотраслевым институтом двух отраслей современного международного права: международного права прав человека и международного гуманитарного права. Эти нормы, как и акты, их закрепляющие, формировались международным сообществом достаточно длительное время.

Анализ актов в диссертации начат с Женевской декларации прав ребенка 1924 г., которая явилась первым специализированным нормативным документом, посвященным правам ребенка, и предоставила особую защиту детям независимо от расы и национальности. Декларация, состоящая из 5 принципов, сформулировала цели международно-правовой защиты детей. В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны – все человечество должно заботиться о благополучии детей.

Излагая материал о правах ребенка и их защите в хронологическом порядке, мы обращались к Конвенциям МОТ № 77–90 1946 г., ратифицированным бывшим Советским Союзом и постепенно закреплявшим то или иное трудовое право подростков.

В рамках международной защиты прав человека проанализирован документ ООН универсального характера – Всеобщая декларация прав человека 1948 г., а также четыре Женевских конвенции 1949 г. о защите детей в международном гуманитарном праве.

Затем, через региональный документ Советы Европы – Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. – мы подошли к детальному анализу всех 10 программных принципов первого специального универсального документа ООН, посвященного исключительно правам ребенка и их защите, – Декларации прав ребенка 1959 г., заключив, что она вкупе с другими международными актами явилась правовой базой для создания Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.

Отталкиваясь от конвенций и деклараций ООН 1960–1965 гг., автор пристальное внимание уделил Международному пакту ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международному пакту ООН о гражданских и политических правах 1966 г. и множеству других европейских конвенций 1968–1983 гг., касающихся также прав детей и их защиты.

Конгрессом ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями был разработан ряд известных международных актов, регулирующих защиту прав несовершеннолетних правонарушителей в период отправления правосудия и отбывания наказания в местах лишения свободы. В их числе: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (известные как «Пекинские правила»), утвержденные 29 ноября 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде), принятые Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 г.; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, принятые также Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 г.

Обобщая изложенный в работе международно-правовой материал универсального и регионального, общего и специального характера, следует констатировать, что конец 80-х гг. XX в. был ознаменован накоплением многочисленного и многоликого массива нормативных актов и договоров, касающихся прав ребенка и их защиты. Несомненно, лидирующее место среди них заняла Декларация прав ребенка 1959 г. Однако время и ухудшение положения детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались бы права детей, как то имело место в Декларации, а на основе юридических норм фиксировались бы меры защиты этих прав. Так было подготовлено создание и принятие другого универсального документа – Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.

В двух параграфах диссертации анализируются история принятия и содержание Конвенции о правах ребенка как основы его правового статуса, характеризуются ее принципы (ребенок – самостоятельный субъект права; приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, государства, религии) и основные требования, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

В развитие идей Конвенции участники Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей (1990 г., Нью-Йорк) приняли Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы XX столетия.

В Венской декларации и Программе действий, принятых на Всемирной конференции по правам человека в 1993 г., также содержался обращенный к государствам призыв включить вопрос осуществления Конвенции о правах ребенка в их национальные планы действий в области прав человека.

Диссертант полагает, что Конвенция о правах ребенка коренным образом изменила отношение к детям в мире. Благодаря ей на международном уровне утверждается убеждение, что у детей есть все те права, что и у взрослых: гражданские и политические, экономические, социальные и культурные.

Конвенция признает, что еще не все правительства располагают ресурсами, необходимыми для немедленного обеспечения экономических, социальных и культурных прав. Однако она обязывает их уделять этим правам первостепенное внимание и обеспечивать их соблюдение в максимально возможной степени с учетом имеющихся ресурсов. Выполняя свои обязательства, государства вынуждены вносить изменения в национальные законы, планы, политику и практику. В настоящее время 96 % детей в мире проживают в государствах, связанных юридическим обязательством защищать права детей.

25 мая 2000 г. были приняты и в 2002 г. вступили в действие два факультативных протокола к Конвенции: 1) Протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии и 2) Протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах.

Автор замечает, что заслуга Конвенции о правах ребенка как универсального документа состоит и в том, что ее принципы стали отправной точкой для разработки региональных документов, специально посвященных детям, либо документов общего характера, но касающихся прав ребенка. Например, Африканская хартия прав и благополучия ребенка, принятая в рамках Организации африканского единства в 1990 г. и вступившая в силу 29 ноября 1999 г., предусматривает возможность подачи даже индивидуальных жалоб в отношении нарушения любых прав детей, хотя в рамках Конвенции ООН о правах ребенка право индивидуальной петиции не предусмотрено.

Европейская конвенция о реализации прав детей, принятая в рамках Совета Европы 25 января 1996 г., также защищает права и интересы ребенка.

Ратифицированная Россией Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, принятая в Минске 26 мая 1995 г., специально выделяет право каждого несовершеннолетнего на особые меры защиты, требуемые его положением, со стороны семьи, общества и государства.

Следует назвать еще один документ СНГ – Решение о защите детства в государствах-участниках СНГ, принятое Советом глав правительств СНГ 30 ноября 2000 г.

Специализированные организации ООН тоже активно откликнулись на положения, закрепленные Конвенцией о правах ребенка. А ЮНИСЕФ на пороге нового тысячелетия выдвинул инициативу – Всеобщее Движение в интересах детей. Это рабочее название новой инициативы. Ее задача – сосредоточить усилия на разработке новой Всеобщей программы действий в интересах детей. Она должна сформулировать не только цели, но и пути их достижения, позволяющие ускорить процесс реализации прав детей и получить результаты в пределах одного поколения.

В принятой в 2000 г. Декларации Тысячелетия ООН первые из шести Целей развития в Новом Тысячелетии непосредственно предусматривают защиту прав детей.

Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. – достаточно большой документ. Чтобы сориентироваться в его объеме и содержании, все права ребенка (а их 46) нами склассифицированы, как это принято в юридической научной литературе, на отдельные группы: права гражданские (личные), политические, экономические, социальные, культурные. Причем, язык статей Конвенции адаптирован, содержание прав раскрыто и прокомментировано.

Также в отдельном параграфе главы впервые детально и постатейно (с 1 по 40 статью) показана имплементация положений Конвенции в российском законодательстве. При этом автором делаются следующие выводы. Во-первых, имплементация конвенционных норм в России осуществляется не через непосредственное действие, а посредством трансформации норм Конвенции в нормы российского законодательства, т.е. осуществлением внутригосударственных российских норм во исполнение международно-правовых.

Во-вторых, на сегодняшний день российское законодательство в основном соответствует базовым стандартам Конвенции о правах ребенка. Конечно, при этом имеется еще достаточно «ниш для заполнения», для приведения российского законодательства в полное соответствие с требованиями Конвенции.

В-третьих, механизм обеспечения прав ребенка не всегда регламентирован российским законодательством в том объеме и с той тщательностью, которые предполагаются исходя из понятия его «особой» защиты. И наконец, в-четвертых, для России очень актуальным является вопрос действительного, реального претворения в жизнь взятых на себя перед мировым сообществом обязательств по защите прав ребенка. Остается надеяться, что позиция Российского государства всегда будет выражаться в адекватном отношении к эффективной защите прав человека в целом, и прав детей в частности, как к важнейшей социально–культурной сфере жизнедеятельности общества.

В заключении автор формулирует основные выводы по теме проведенного исследования, а также определяет перспективы дальнейшего изучения проблем, связанных с правами ребенка и их защитой.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Монографии

Абрамов В.И. Права ребенка в России (теоретический аспект)/Под ред. Н.И. Матузова. Саратов: СГАП, 2005. (21,0 п. л.). Рецензия: Борисова Н.Е. // Государство и право. 2006. №7. С. 123 – 124.

Абрамов В.И. Защита прав ребенка в России: механизм и эффективность/ Под ред. Н.И. Матузова. Саратов: СГАП, 2006. (23,0 п. л.). Рецензия: Глухарева Л.И. Социально–правовая энциклопедия защиты прав детства // Современное право. 2006. №6. С. 95 – 98.

Статьи, опубликованные в ведущих научных журналах,

определённых Высшей аттестационной комиссией

Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. 2004. №8. (0,75 п. л.).

Абрамов?В.И.?Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребенка // Государство и право. 2006. №6. (0,85 п. л.).

Абрамов?В.И.?Ребенок: понятие и его законодательное закрепление // Право и государство: теория и практика. 2005. № 8. (0,6 п. л.).

загрузка...